г. Москва |
|
29 декабря 2015 г. |
Дело N А40-879/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.,
судей Ворониной Е.Ю., Малюшина А.А.,
при участии в заседании:
от истца: Вадченко А.В., доверенность от 31.12.2014,
от ответчиков: Смирнова А.А., доверенность от 27.03.2015
от третьих лиц: извещены, представители не явились
рассмотрев 28 декабря 2015 года в судебном заседании кассационные
жалобы Министерства управления финансами Самарской области, Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области
на постановление от 19 августа 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Кузнецовой Е.Е., Панкратовой Н.И., Сумароковой Т.Я.,
по иску Мэрии городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054, г.
Тольятти)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской
Федерации (ОГРН 1037739085636), Министерству управления
финансами Самарской области (г. Самара), Министерству социально-
демографической и семейной политики Самарской области (г. Самара),
третьи лица: Министерства экономического развития
Самарской области, Министерства строительства Самарской области,
Правительства Самарской области, Министерству регионального развития
Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Мэрия городского округа Тольятти обратилась в арбитражный суд к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации с иском о возмещении расходов в размере 20 526 000 руб., понесенных муниципальным бюджетом городского округа Тольятти в связи с предоставлением во исполнение вступивших в законную силу судебных актов жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с тяжелым заболеванием, входящим в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817, вставшим на жилищный учет после 01.01.2005.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечены Министерство экономического развития Самарской области и Министерство строительства Самарской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.05.2014 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Мэрии городского округа Тольятти взысканы убытки в размере 20 526 000 руб. В удовлетворении требования о взыскании убытков в размере 14 900 руб., возникших в результате оценки квартир, отказано ввиду недоказанности наличия причинно-следственной связи между понесенными истцом убытками и действиями ответчика.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции; к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство управления финансами Самарской области, Правительство Самарской области, Министерство регионального развития Российской Федерации.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 Министерство управления финансами Самарской области привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014 Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 решение Арбитражного суда города Москвы от 25.07.2014 отменено. С Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Мэрии городского округа Тольятти взысканы убытки в размере 20 526 000 руб. В удовлетворении исковых требований, предъявленных к Министерству управления финансами Самарской области и Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23.04.2015 постановление апелляционного суда отменено как принятое с нарушением норм материального права, дело направлено на новое рассмотрение в Девятый апелляционный суд.
При новом рассмотрении постановлением Девятого апелляционного суда от 19.08.2015 с субъекта Российской Федерации - Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны Самарской области в пользу муниципального образования - городского округа Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти взыскано 20 526 000 руб. возмещения расходов в связи с предоставлением гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационным жалобам Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области. Заявители просят отменить обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции, полагают выводы суда несоответствующими фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, ссылаются на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению заявителей, надлежащим ответчиком по настоящему делу должна выступать Российская Федерация. У Самарской области отсутствует принятое в установленном порядке расходное обязательство по обеспечению инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями, вставших на учет после 01.01.2005.
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области и Министерство управления финансами Самарской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили. Представители Мэрии городского округа Тольятти и Министерства финансов Российской Федерации возражали против удовлетворения кассационных жалоб, ссылались на законность обжалуемого постановления.
Обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц и явившихся в судебное заседание, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к удовлетворению кассационных жалоб.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу судебными актами Центрального районного суда города Тольятти Самарской области на Мэрию городского округа Тольятти возложена обязанность предоставить гражданам во внеочередном порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда применительно к статьям 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вставшим после 01.01.2005 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании постановления Правительства РФ от 21.12.2004 N 817, в связи с наличием тяжелых хронических заболеваний, включенных в перечень, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
Данные судебные акты исполнены за счет муниципального бюджета городского округа Тольятти. Стоимость предоставленного жилья составила 20 526 000 руб.
Повторно разрешая спор, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставление инвалидам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшим на жилищный учет после 01.01.2005, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817, социальной поддержки посредством предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы жилищной политики в отношении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, на настоящий момент является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в силу Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25.09.2014 N 599 "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Самарской области", в котором, указано, что к ведению Министерства относится в том числе обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Указанный вывод апелляционного суда основан на положениях статей 2, 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пункта 24 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 109 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закон Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", статей 1, 2, 4 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115- ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В этой связи, судебная коллегия находит правомерным вывод апелляционного суда о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области как главный распорядитель средств бюджета Самарской области, в связи с чем взыскание убытков правомерно произведено с указанного ответчика за счет казны Самарской области, а доводы кассационных жалоб о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Российская Федерация, являются несостоятельными.
Оснований к отмене обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции не имеется. Принятый по делу судебный акт основан на правильном применении апелляционным судом норм материального права к установленным обстоятельствам.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2015 года по делу N А40-879/14 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В.Завирюха |
Судьи |
Е.Ю.Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.