г. Москва |
|
21 января 2016 г. |
Дело N А41-25038/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Долгашевой В.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - закрытого акционерного общества "Лесной" - Гусева Д.В. по дов. от 12.01.2016,
от заинтересованного лица - Администрации Воскресенского муниципального района Московской области - не явился, извещен,
рассмотрев 14 января 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
закрытого акционерного общества "Лесной"
на решение от 22 июля 2015 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Севостьяновой Н.В.,
на постановление от 28 сентября 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Виткаловой Е.Н., Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
по делу N А41-25038/2015,
по заявлению закрытого акционерного общества "Лесной" (ОГРН 1025000928040) к Администрации Воскресенского муниципального района Московской области (ОГРН 1025000928611) о признании незаконными действия и об обязании
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Лесной" (далее - ЗАО "Лесной", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Воскресенского муниципального района Московской области (далее - Администрация):
- о признании незаконными действий Администрации, выразившихся в письменном отказе (письмо от 17.03.2015 N 387);
-об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками общей площадью 933 904 кв.м, в срок не позднее 7 календарных дней с момента вступления решения в законную силу;
-об обязании Администрации направить в адрес заявителя решение о прекращении постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2015 года, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить как незаконные и необоснованные и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель ЗАО "Лесной" поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Администрация, извещенная о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направила, заявив ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда и отзыва на кассационные жалобы не поступило.
Выслушав представителя заявителя, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ЗАО "Лесной" на праве постоянного (бессрочного) пользования в порядке правопреемства от АОЗТ "Лесной" в соответствии со свидетельством о праве постоянного (бессрочного) пользования землей N 545 от 10 апреля 1997 года Администрацией Воскресенского муниципального района Московской области было предоставлено 830 га земли.
Постановлением Главы Воскресенского района Московской области от 11.11.1998 N 521 "Об утверждении проектов перераспределения земель по хозяйствам Воскресенского района" размер указанных земель сокращен до 140 га.
При этом в пункте 3 данного постановления указано на утрату силы свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования землями площадью 830 га, выданного АОЗТ "Лесной" 10.04.1997.
08 сентября 2004 года в постановление от 11.11.1998 N 521 постановлением N625 Главы муниципального образования Воскресенский район Московской области внесены изменения, согласно которым слова "в совместную собственность" изменены на "в постоянное (бессрочное) пользование".
Также пунктом 1.1 постановления от 08.09.2004 N 625 пункт 2 постановления от 11.11.1998 N521 изложен в следующей редакции: "Комитету по земельным ресурсам и землеустройству выдать хозяйствам согласно приложения свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования землей в соответствии с проектами перераспределения земель.
На дату обращения в суд с указанными выше требованиями (14.04.2015) заявитель поставил на государственный кадастровый учет следующие земельные участки общей площадью 466 096 кв.м, а именно: с кадастровым номером 50:29:0020325:28 площадью 246 060 кв.м; с кадастровым номером 50:29:0030603:1384 площадью 974 кв.м; с кадастровым номером 50:29:0000000:49002 площадью 10 275 кв.м; с кадастровым номером 50:29:0030617:10 площадью 71831 кв.м; с кадастровым номером 50:29:0071602:912 площадью 24123 кв.м; с кадастровым номером 50:29:0000000:49001 площадью 107979 кв.м; с кадастровым номером 50:29:0020305:2149 площадью 4 854 кв.м, и принял решение об их выкупе.
13.11.2014 общество обратилось в Администрацию с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками общей площадью 933 904 кв. м, которые не поставлены на кадастровый учет, и в связи с нецелесообразностью их дальнейшего использования.
Письмом от 18.12.2014 Администрация предложила заявителю в соответствии со статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации для принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками предоставить кадастровые паспорта на земельные участки (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таких земельных участках) или экспликацию земель, передаваемых в фонд Администрации; оригинал свидетельства о праве бессрочного пользования N 545 от 10.04.1997.
Письмом от 04.02.2015 общество со ссылкой на часть 3.1 статью 53 Земельного кодекса Российской Федерации указало на отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках площадью 933 904 кв.м, представив ситуационный план земельных участков и нотариальную копию свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Письмом от 17.03.2015 Администрация повторно просила предоставить ситуационный план с указанием площади и местоположения земельных участков, от права на которые отказывается заявитель, сославшись на то, что из представленного обществом ситуационного плана невозможно определить местоположение и площадь земельных участков, входящих в состав земельного участка площадью 933 904 кв.м.
ЗАО "Лесной" в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера Соколовой Е.В., согласно выводам которого Проекты перераспределения земель по хозяйствам Воскресенского района Московской области и иные картографические материалы, с помощью которых сейчас можно было бы определить местоположение земельных участков ЗАО "Лесной", отсутствуют. Исключение составили земельные участки под объектами недвижимости, принадлежащими ЗАО "Лесной". В результате кадастровых работ были установлены границы этих семи земельных участков общей площадью 46,6 га. Границы остальных земельных участков общей площадью 93,5 га не предоставляется возможным установить.
Считая действия Администрации по непринятию решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками общей площадью 933 904 кв.м незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Так, статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено такое основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, как отказ землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 данного Кодекса.
Статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прилагаются кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка), подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, а также копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина), или копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (пункт 3).
Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы:
копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);
кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);
документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка (пункт 3.1).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.
Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком (пункт 4).
Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.
Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, из содержания пункта 3.1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации не следует, что в обязанность заявителя входит предоставление уполномоченному органу каких-либо документов, подтверждающих местоположение земельного участка, от права на который отказывается заявитель, тем более, когда в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о таком земельном участке.
В этой связи, требования Администрации о предоставлении обществом ситуационного плана с указанием площади и местоположения земельных участков, от права на которые отказывается заявитель, являются незаконными.
Между тем, отказывая в удовлетворении заявления, суды пришли к выводу о том, что правообладатель вправе отказаться от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, каковым является часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Законодательством не предусмотрена возможность отказа от части земельного участка.
Данный вывод судов противоречит положениям статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
Более того, суды, в нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложили бремя доказывания законности совершения оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, на общество, указав на то, что Проекты перераспределения земель, на которые имеется ссылка в постановлении Главы муниципального образования Воскресенский район Московской области от 08.09.2004 N 625, у Администрации отсутствуют, а заявитель ходатайств об истребовании доказательств от иных лиц, у которых могут храниться документы в подтверждение местоположения и границ спорного земельного участка, в порядке статьи 66 Кодекса, суду не заявлял.
Принимая во внимание, что заявление о прекращении права бессрочного пользования, поданное обществом в Администрацию, и представленные им документы соответствуют установленным законом требованиям, суды пришли к необоснованному выводу о том, что оспариваемое действие Администрации не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно создает препятствия для ее осуществления.
Вместе с тем вопрос о площади земельного участка, от права постоянного (бессрочного) пользования на который отказывается заявитель, судами по существу не исследован, выводы судов о том, что указанная площадь составляет именно 933 904 кв.м, а не 93,5 га, как указано в заключении кадастрового инженера Соколовой Е.В., в судебных актах отсутствует.
С учетом изложенного судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в порядке пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении арбитражному суду следует учесть изложенное, рассмотреть заявленные требования с учетом надлежащей проверки всех собранных по делу доказательств в их совокупности, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2015 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2015 года по делу N А41-25038/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, из содержания пункта 3.1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации не следует, что в обязанность заявителя входит предоставление уполномоченному органу каких-либо документов, подтверждающих местоположение земельного участка, от права на который отказывается заявитель, тем более, когда в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о таком земельном участке.
В этой связи, требования Администрации о предоставлении обществом ситуационного плана с указанием площади и местоположения земельных участков, от права на которые отказывается заявитель, являются незаконными.
Между тем, отказывая в удовлетворении заявления, суды пришли к выводу о том, что правообладатель вправе отказаться от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, каковым является часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Законодательством не предусмотрена возможность отказа от части земельного участка.
Данный вывод судов противоречит положениям статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 января 2016 г. N Ф05-19174/15 по делу N А41-25038/2015