г. Москва |
|
21 января 2016 г. |
Дело N А41-38615/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Комаровой О. И.,
судей Денисовой Н. Д., Нечаева С. В.,
при участии в заседании:
от Администрации Мытищинского муниципального района Московской области - Малюкиной А. В. по доверенности от 23.12.2015 N 139-ДВ, Лысовой Ю. А. по доверенности от 23.12.2015 N 141-ДВ, Кольцовой Т. Ю. по доверенности от 12.01.2016 N 02-ДВ, Король М. Р. по доверенности от 12.01.2016 N 03-ДВ,
от Федерального государственного унитарного предприятия "Совхоз им. Тимирязева" - Носоновой О. А. по доверенности от 21.09.2015, Селиной И. В. по доверенности от 03.10.2015 N 18 д, Пугачева М. Ю., директор, удостоверение N 1350,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Уховой М. П. по доверенности от 14.08.2015 N 436/Д-07,
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Рамазанова А. Р. по доверенности от 24.12.2015 N ОД-16/54718,
от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - Рыжковой Е. И. по доверенности от 11.01.2015 N 4,
от общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Пирогово" - Сивковой С. М. по доверенности от 12.03.2015,
от закрытого акционерного общества "ТЕПЛОИНЖСТРОЙ" - Ткаченко Ю. В. по доверенности от 13.01.2016 N 41/1,
от общества с ограниченной ответственностью "Фирма СТРОЙСЕРВИС" - Нагорного Е. А. по доверенности от 14.12.2015 N 7, Фурсова Е. И. генеральный директор, контракт от 23.01.2012, Моториной Т. Н. по доверенности от 12.01.2016,
рассмотрев 14 января 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
Администрации Мытищинского муниципального района Московской области
на решение от 10 апреля 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Богатыревой Г. И.,
на постановление от 30 октября 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Катькиной Н. Н., Коноваловым С. А., Коротковой Е. Н.,
по заявлению Администрации Мытищинского муниципального района Московской области
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Совхоз им. Тимирязева", Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "ЗЕМЕР", общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма Пирогово", администрация городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района, закрытое акционерное общество "ТЕПЛОИНЖСТРОЙ", общество с ограниченной ответственностью "Фирма СТРОЙСЕРВИС"
о признании недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка, о признании недействительным кадастрового учета земельного участка, об исключении (аннулировании) сведений из государственного кадастра недвижимости о земельном участке
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОИНЖСТРОЙ"
к федеральному государственному унитарному предприятию "Совхоз им. Тимирязева", федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
третьи лица администрация Мытищинского муниципального района Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Министерство сельского хозяйства Московской области, общество с ограниченной ответственностью "ЗЕМЕР"
об обязании аннулировать и исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке, об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области аннулировать и исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о земельном участке
УСТАНОВИЛ: Администрация Мытищинского муниципального района Московской области (далее Администрация, заявитель, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с требованиями к Федеральному государственному унитарному предприятию "Совхоз им. Тимирязева" (далее ФГУП "Совхоз им. Тимирязева", первый ответчик), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области (далее ТУ Росимущества по Московской области, второй ответчик), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее Росимущество, третий ответчик) о:
признании недействительной постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:4 в связи с допущенными нарушениями норм Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";
- признании недействительным кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:4 как не соответствующего нормам Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";
- исключении (аннулировании) сведений из государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:12:0000000:4;
- исключении (аннулировании) сведений из государственного кадастра недвижимости о земельных участках кадастровыми номерами 50:12:0000000:132, 50:12:0000000:114, 50:12:0090223:145, 50:12:0000000:242, 50:12:0070210:334, 50:12:0080415:488, 50:12:0000000:156, 50:12:0000000:239, 50:12:0000000:133, 50:12:0000000:124, 50:12:0000000:243, 50:12:0000000:238, 50:12:0000000:134, 50:12:0000000:125, 50:12:0070210:335, 50:12:0080517:71, 50:12:0102404:27, 50:12:0102308:9, 50:12:0102306:21, 50:12:0102309:20;
- признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0000000:156, 50:12:0090223:145, 50:12:0000000:114, 50:12:0070210:334, 50:12:0000000:124, 50:12:0080415:488, 50:12:0000000:134, 50:12:0000000:133, 50:12:0000000:132, 50:12:0000000:125;
- о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Совхоз им. Тимирязева" на земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0000000:156, 50:12:0090223:145, 50:12:0000000:124, 50:12:0000000:114, 50:12:0070210:334, 50:12:0000000:125, 50:12:0000000:134, 50:12:0000000:132.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области), Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее Управление Росреестра по Московской области), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "ЗЕМЕР" (далее ООО "ЗЕМЕР"), общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма Пирогово" (далее ООО "Агрофирма Пирогово"), администрация городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области, закрытое акционерное общество "ТЕПЛОИНЖСТРОЙ" (далее ЗАО "ТЕПЛОИНЖСТРОЙ"), общество с ограниченной ответственностью "Фирма СТРОЙСЕРВИС" (далее ООО "Фирма СТРОЙСЕРВИС").
ЗАО "ТЕПЛОИНЖСТРОЙ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с требованиями к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управлению Росреестра по Московской области, ФГУП "Совхоз им. Тимирязева" об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области аннулировать и исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:12:0000000:125, обязании Управления Росреестра по Московской области аннулировать и исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о земельном участке с кадастровым номером 50:12:0000000:125 (дело N А41-52167/13).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Мытищинского муниципального района Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ООО "ЗЕМЕР".
Определением Арбитражного суда Московской области от 06 декабря 2013 года по делу N А41-52167/13 дела N А41-38615/13 и N А41-52167/13 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А41-38615/13.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 апреля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2015 года, в удовлетворении заявленных Администрацией Мытищинского муниципального района Московской области, ЗАО "ТЕПЛОИНЖСТРОЙ" требований отказано.
Суды установили, что нарушений при постановке на кадастровый учет спорных земельных участков не имеется, данные земли являются федеральной собственностью; основания для признания отсутствующим права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Совхоз им. Тимирязева" на заявленные Администрацией земельные участки судами не установлены.
Администрацией Мытищинского муниципального района Московской области подана кассационная жалоба на вышеназванные решение и постановление, согласно которой заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить, признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами: 50:12:0000000:156, 50:12:0090223:145, 50:12:0000000:114, 50:12:0070210:334, 50:12:0000000:124, 50:12:0080415:488, 50:12:0000000:134, 50:12:0000000:133, 50:12:0000000:132, 50:12:0000000:125; признать отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Совхоз им. Тимирязева" на земельные участки с кадастровыми номерами: 50:12:0000000:156, 50:12:0090223:145, 50:12:0000000:114, 50:12:0070210:334,
50:12:0000000:124, 50:12:0080415:488, 50:12:0000000:134, 50:12:0000000:133, 50:12:0000000:132, 50:12:0000000:125.
Истец указывает, что запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности Российской Федерации и праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Совхоз им. Тимирязева" на земельные участки с кадастровыми номерами: 50:12:0000000:156, 50:12:0090223:145, 50:12:0000000:114, 50:12:0070210:334, 50:12:0000000:124, 50:12:0080415:488, 50:12:0000000:134, 50:12:0000000:133, 50:12:0000000:132, 50:12:0000000:125, изъятые в ведение муниципального органа в установленном действующим на то время законодательством, нарушает права истца согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 45, абзац 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010.
Заявляет, что судом апелляционной инстанции не дана оценка экспертному заключению. Мотивированное обоснование принятия или непринятия заключения в качестве доказательства по делу постановление не содержит.
Судами сделаны выводы без учета всех обстоятельств по спору, что привело к принятию неправильного окончательного судебного акта.
Также ссылается на то, что суд не принял во внимание, что спорные участки, зарегистрированные в собственности Российской Федерации, полностью либо частично налагаются на участки, находящиеся в ведении Администрации.
Поскольку спорные земельные участи были переданы в ведение поселений и относятся к неразграниченной государственной собственности, Администрация правомерно осуществляет владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, регистрация права собственности Российской Федерации на данные участки нарушает права Администрации.
Заявитель считает, что не доказана законность регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы.
Администрацией представлено дополнение к кассационной жалобе, названное им "Письменные пояснения по делу".
Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, отказывает в принятии к рассмотрению указанного дополнения, поскольку в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Доказательства, подтверждающие направление копии указанного дополнения в адреса лиц, участвующих в деле, не представлены.
Дополнительные документы, приложенные к дополнению к кассационной жалобе, а именно: копии планов земельных участков, подготовленных экспертом, подлежат возвращению заявителю, поскольку статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, которыми не предусмотрена возможность собирания и исследования дополнительных доказательств.
Принято к рассмотрению дополнение к кассационной жалобе, копия которого 29.12.2015 направлена лицам, участвующим в деле, что подтверждается почтовыми квитанциями.
ФГУП "Совхоз им. Тимирязева", ТУ Росимущества по Московской области, Росимущество, ООО "Агрофирма Пирогово", Министерство сельского хозяйства Российской Федерации возражали против удовлетворения кассационной жалобы, считая обжалуемые решение и постановление законными и обоснованными.
ООО "Фирма СТРОЙСЕРВИС", ЗАО "ТЕПЛОИНЖСТРОЙ" жалобу поддержали.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что совхоз им. Тимирязева был создан в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 09.03.1960 и находится в ведомственном подчинении Министерства сельского хозяйства.
Решением исполкома Мытищинского горсовета "Об утверждении границ землепользования совхоза им. Тимирязева" от 26.08.1981 N 966 утверждены границы землепользования совхоза на площади 4563 га, выдан Государственный акт на право пользования землей серии А-1 N 049928.
Решением исполкома Мытищинского райсовета от 06.01.1987 указанный земельный участок предоставлен совхозу им. Тимирязева в бессрочное и бесплатное пользование.
Земельные участки общей площадью 1 476,3 га изъяты у Совхоза им. Тимирязева и переданы в ведение сельских советов в соответствии с решениями Мытищинского городского совета N 588/9 от 21.05.1991, N 5с-7-3/2 от 15.01.1992.
На основании постановления главы администрации Мытищинского района Московской области от 21.01.1993 N 181 совхозу им. Тимирязева перерегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 3103 га, выдано свидетельство от 21.01.1993 N 30 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 3 103 га для сельскохозяйственного производства.
Земельный участок площадью 3 103 га был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:12:0000000:4.
Суды установили, что из кадастрового дела в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:4, площадью 31 030 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, следует, что данный участок принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования ФГУП "Совхоз имени Тимирязева", граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена.
Из земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:4 путем его раздела был образован ряд земельных участков, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0000000:132, 50:12:0000000:114, 50:12:0090223:145, 50:12:0000000:242, 50:12:0070210:334, 50:12:0080415:488, 50:12:0000000:156, 50:12:0000000:239, 50:12:0000000:133, 50:12:0000000:124, 50:12:0000000:243, 50:12:0000000:238, 50:12:0000000:134, 50:12:0000000:125, 50:12:0070210:335, 50:12:0080517:71, 50:12:0102404:27, 50:12:0102308:9, 50:12:0102306:21, 50:12:0102309:20. Указанные участки были поставлены на кадастровый учет.
По настоящему делу Администрация заявила о признании недействительной постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:4; признании недействительным кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:4; исключении (аннулировании) сведений из государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:12:0000000:4; исключении (аннулировании) сведений из государственного кадастра недвижимости о земельных участках кадастровыми номерами 50:12:0000000:132, 50:12:0000000:114, 50:12:0090223:145, 50:12:0000000:242, 50:12:0070210:334, 50:12:0080415:488, 50:12:0000000:156, 50:12:0000000:239, 50:12:0000000:133, 50:12:0000000:124, 50:12:0000000:243, 50:12:0000000:238, 50:12:0000000:134, 50:12:0000000:125, 50:12:0070210:335, 50:12:0080517:71, 50:12:0102404:27, 50:12:0102308:9, 50:12:0102306:21, 50:12:0102309:20.
В обоснование указанных требований администрация Мытищинского муниципального района Московской области ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 50:12:0000000:4 был поставлен на государственный кадастровый учет без законных на то оснований, поскольку землеустроительные работы в отношении данного земельного участка не проводились, соответствующие документы о межевании не изготавливались, его границы с землепользователями смежных земельных участков не согласованы.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 16 указанного Закона, устанавливающего основания осуществления кадастрового учета, предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Таким образом, действия по кадастровому учету земельных участков осуществляются уполномоченным на то органом, в данном случае - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области.
Вышеизложенные требования (о признании недействительной постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:4, признании недействительным кадастрового учета данного земельного участка) по сути являются оспариванием действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области; требования об исключении (аннулировании) сведений из государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:12:0000000:4; исключении (аннулировании) сведений из государственного кадастра недвижимости о земельных участках кадастровыми номерами 50:12:0000000:132, 50:12:0000000:114, 50:12:0090223:145, 50:12:0000000:242, 50:12:0070210:334, 50:12:0080415:488, 50:12:0000000:156, 50:12:0000000:239, 50:12:0000000:133, 50:12:0000000:124, 50:12:0000000:243, 50:12:0000000:238, 50:12:0000000:134, 50:12:0000000:125, 50:12:0070210:335, 50:12:0080517:71, 50:12:0102404:27, 50:12:0102308:9, 50:12:0102306:21, 50:12:0102309:20 заявлены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. К требованиям об оспаривании действий государственных органов и их должностных лиц обязательным участником спора в качестве заинтересованного лица должен являться государственный орган (его должностное лицо), осуществившее оспариваемые действия.
Суды пришли к выводу, что вышеназванные требования к ФГУП "Совхоз имени Тимирязева", ТУ Росимущества в Московской области, Росимуществу, которые кадастровый учет спорных земельных участков не осуществляли, заявлены к ненадлежащим лицам.
В указанной части судебные акты Администрацией не обжалуются.
Администрация не согласна с судебными актами в части отказа в удовлетворении требований о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами: 50:12:0000000:156, 50:12:0090223:145, 50:12:0000000:114, 50:12:0070210:334, 50:12:0000000:124, 50:12:0080415:488, 50:12:0000000:134, 50:12:0000000:133, 50:12:0000000:132, 50:12:0000000:125; признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Совхоз им. Тимирязева" на земельные участки с кадастровыми номерами: 50:12:0000000:156, 50:12:0090223:145, 50:12:0000000:114, 50:12:0070210:334, 50:12:0000000:124, 50:12:0080415:488, 50:12:0000000:134, 50:12:0000000:133, 50:12:0000000:132, 50:12:0000000:125.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (пункт 52), в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, при предъявлении требования о признании отсутствующим зарегистрированного права истец должен доказать, что запись в Едином государственном реестре прав нарушает его право, которое не может быть защищено иным способом.
Заявляя требования о признании отсутствующими права собственности Российской Федерации, права постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Совхоз им. Тимирязева" на земельные участки с вышеперечисленными кадастровыми номерами, Администрация Мытищинского муниципального района Московской области ссылалась на то, что право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки зарегистрировано без законных на то оснований, что земельный участок с кадастровым номером 50:12:0000000:4 был сформирован из земель государственной неразграниченной собственности, в связи с чем распоряжение им должна осуществлять Администрация.
При этом Администрация указывает, что площадь земельного участка ФГУП "Совхоз им. Тимирязева", находящегося у него в постоянном (бессрочном) пользовании, уменьшилась по сравнению с 1993 годом.
Как сказано выше, земельный участок площадью 4 563 га был предоставлен совхозу им. Тимирязева в соответствии с решениями исполкома Мытищинского горсовета N 966 от 26.08.1981 "Об утверждении границ землепользования Совхоза им. Тимирязева", от 06.01.1987.
На основании постановления главы администрации Мытищинского района Московской области N 181 от 21.01.1993 перерегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования совхоза им. Тимирязева земельным участком общей площадью 3 103 га, выдано свидетельство N 30 от 21.01.1993 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 3 103 га для сельскохозяйственного производства.
Согласно пунктам 9, 12 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Поскольку ФГУП "Совхоз им. Тимирязева" является государственным предприятием, его имущество, в том числе земельный участок с кадастровым номером 50:12:0000000:4, относится к собственности Российской Федерации в соответствии с действовавшим на момент постановки его на кадастровый учет (согласно кадастровой выписке о данном земельном участке - 21.01.1993) Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", статьей 3 которого было предусмотрено, что основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав в том числе земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко - культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения.
В период действия Закона "О разграничении государственной собственности на землю" Администрация вправе была распоряжаться спорным земельным участком с соблюдением Порядка, установленного действовавшим до 21.07.2006 Постановлением Правительства Российской Федерации N 576 от 07.08.2002 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", утвердившим Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.
В соответствии с указанными Законом "О разграничении государственной собственности на землю" и Постановлением Правительства Российской Федерации N 576 от 07.08.2002 основание разграничения права собственности на землю: по принадлежности объектов, которые находятся на земельном участке, а также по субъектам, которым первоначально предоставлялся земельный участок.
Суды пришли к правомерному выводу о том, что право собственности Российской Федерации на заявленные Администрацией земельные участки зарегистрировано законно, поскольку ФГУП "Совхоз им. Тимирязева" является государственным предприятием, его имущество находится в федеральной собственности, земельные участки, в том числе с кадастровым номером 50:12:0000000:4, также относится к собственности Российской Федерации. Заявленные по настоящему спору земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:4, собственником которого является Российская Федерация. ФГУП "Совхоз имени Тимирязева" данный земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (пункт 1) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся в том числе: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 2 статьи 3.1 Закона).
Суд установил, что Администрацией Мытищинского муниципального района Московской области не представлены доказательства, подтверждающие основание возникновения права муниципальной собственности на спорные земельные участки, отвечающее критериям разграничения государственной собственности.
Установив изложенные обстоятельства, по заявленным Администрацией основаниям иска суд пришел к выводу, что требования о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Совхоз имени Тимирязева") удовлетворению не подлежат.
Довод истца о том, что судом апелляционной инстанции не дана оценка экспертному заключению, что суд не принял во внимание, что спорные участки, зарегистрированные в собственности Российской Федерации, полностью либо частично налагаются на участки, находящиеся в ведении Администрации, не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Администрацией заявлены требования по основанию, что из предоставленного совхозу земельного участка площадью 3 103 га в различное время проводилось изъятие земельных участков уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления; площадь земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ФГУП "Совхоз имени Тимирязева", уменьшилась по сравнению с 1993 годом; заявленные по настоящему спору земельные участки были переданы в ведение поселений и относятся к неразграниченной государственной собственности, Администрация правомерно осуществляет владение, пользование и распоряжение данными земельными участками.
Судами, в том числе апелляционным, установлены обстоятельства, подлежащие установлению по заявленным Администрацией предмету и основаниям требований. Ходатайство об изменении оснований требований в процессе рассмотрения дела судом первой инстанции не было заявлено.
Отказ в удовлетворении требований ЗАО "ТЕПЛОИНЖСТРОЙ" не обжалуется, в связи с чем судебные акты в данной части не проверяются в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что рассмотрение кассационной жалобы производится исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях относительно жалобы.
Частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, которыми являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Суд кассационной инстанций не установил наличия вышеперечисленных оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставляет без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 апреля 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2015 года по делу N А41-38615/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О. И. Комарова |
Судьи |
Н. Д. Денисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В период действия Закона "О разграничении государственной собственности на землю" Администрация вправе была распоряжаться спорным земельным участком с соблюдением Порядка, установленного действовавшим до 21.07.2006 Постановлением Правительства Российской Федерации N 576 от 07.08.2002 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", утвердившим Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.
В соответствии с указанными Законом "О разграничении государственной собственности на землю" и Постановлением Правительства Российской Федерации N 576 от 07.08.2002 основание разграничения права собственности на землю: по принадлежности объектов, которые находятся на земельном участке, а также по субъектам, которым первоначально предоставлялся земельный участок.
...
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (пункт 1) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся в том числе: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 января 2016 г. N Ф05-19074/15 по делу N А41-38615/2013