Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека от 20 октября 2005 г.
N 0100/8829-05-32
1. Состояние водных объектов
1. Динамика санитарного состояния водных объектов питьевого хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования за последние 2 года (улучшение, ухудшение).
2. Характеристика качества воды водных объектов и организация контроля за их состоянием в части соблюдения требований СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод".
3. Санитарное состояние малых рек, морского побережья.
4. Конкретные примеры ухудшения качества воды объектов водопользования, причины.
Водоотведение
1. Количество и материально-техническое состояние объектов водоотведения.
2. Процент объектов водоотведения, имеющих обеззараживающие установки. Методы обеззараживания сточных вод, их эффективность.
3. Осуществление производственного лабораторного контроля.
4. Количество сточных вод, сбрасываемых в водоемы - всего, в том числе без очистки, недостаточно очищенных, нормативно очищенных.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. Примеры сброса сточных вод без обеззараживания.
II. Водоснабжение населения
1. Характеристика используемых источников централизованного водоснабжения (поверхностные, подземные, подрусловые, соответствие методов обработки воды классу водоисточника и т.д.). Процент населения, использующего вид источника водоснабжения.
2. Наличие ЗСО водоисточников.
3. Количество водопроводов (коммунальных, ведомственных).
4.Фактическая обеспеченность населения централизованным водоснабжением (в процентах):
- городского;
- сельского;
- из поверхностных источников;
- из подземных источников.
5. Временная подача воды населению: с перерывами, по графику. Дефицит питьевой воды. Конкретные примеры.
6. Горячее водоснабжение. Процент населения, обеспеченного горячим водоснабжением. Контроль качества. Проблемы.
7. Использование питьевой воды промышленными предприятиями на технологические нужды (в % от общего ее объема).
8. Техническое состояние сооружений по водоподготовке. Наличие сооружений по водообработке на водозаборах подземных вод (обезжелезивание, обесфторивание, умягчение и т.д.) Использование новых технологий в процессе водоподготовки. Санитарно-эпидемиологические заключения по их апробации. Контроль. Количество согласованных рабочих программ производственного контроля. Определяемые вещества.
9. Мониторинг за качеством питьевой воды.
Ранжирование факторов риска с учетом численности населения на территориях, где качество питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям в соответствии с прилагаемой таблицей.
Ранг п/п |
Лимитирующий признак |
Приоритетные вещества |
Численность населения под |
|
вредности (ЛПВ) |
(факторы риска) и кратность превышения ПДК |
воздействием |
10. Характеристика санитарно-технического состояния водопроводных сетей:
- % изношенности с указанием метража;
- количество аварий (динамика), сроки их ликвидации.
11. Водные вспышки:
- расшифровка диагноза;
- количество пострадавших.
12. Региональные программы, их финансирование, процент выполнения.
13. Наличие программ по ведению автоматизированного банка данных, характеризующих состояние водоисточников, систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и качества питьевой воды.
14. Проблемы. Предложения по усовершенствованию водоснабжения.
Нецентрализованное водоснабжение
1. Количество населения, пользующегося нецентрализованным водоснабжением (процент). Вид источника нецентрализованного водоснабжения (колодец, каптаж, родник и т.д.).
2. Состояние источников нецентрализованного водоснабжения.
3. Производственный лабораторный контроль. Приоритетные загрязнители.
4. Выполнение каких требований СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников" вызывает трудности. Обоснованность.
5. Предложения по усовершенствованию нецентрализованного водоснабжения.
III. Состояние плавательных бассейнов
1. Характеристика качества воды плавательных бассейнов и соответствие ее требованиям СанПиН 2.1.2.1188-03 "Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов. Контроль качества".
2. Количество, процент плавательных бассейнов, не отвечающих гигиеническим требованиям. Выполнение каких требований СанПиН 2.1.2.1188-03 вызывает трудности. Обоснованность.
3. Аквапарки, количество, качество воды и соответствие ее требованиям СанПиН 2.1.2.1331-03 "Гигиенические требования к устройству, оборудованию, эксплуатации и качеству воды аквапарков". Контроль качества воды.
4. Количество согласованных программ производственного контроля.
5. Количество плавательных бассейнов, с использованием морской воды, минеральной воды, производственный контроль.
IV. Атмосферный воздух
1. Оценка качества атмосферного воздуха по крупным городам в динамике за последние - 3 - 5 лет.
2. Причины улучшения (ухудшения) качества атмосферного воздуха.
3. Ранжирование территорий региона по степени сверхнормативного загрязнения атмосферного воздуха.
4. Анализ причин загрязнения атмосферного воздуха:
- количество организованных источников выбросов в атмосферу, из них оснащено очистными сооружениями;
- эффективность работы очистных сооружений, проведение реконструкции и строительства очистных сооружений с учетом современных технологий;
- внедрение на предприятиях современных малоотходных и безотходных технологий;
- проведение мероприятий по снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха от автотранспорта (перевод на неэтилированный бензин, оснащение автомобилей нейтрализаторами, выход автомашин на линию с не отрегулированными двигателями, проведение техосмотров, строительство объездных дорог, тоннелей).
5. Организация санитарно-защитных зон:
- число предприятий, имеющих разработанные проекты СЗЗ; процент предприятий с организованной в соответствии с проектом санитарно-защитной зоной; процент предприятий, не имеющих СЗЗ
- количество населения, выведенного из СЗЗ;
- количество населения, продолжающего проживать в СЗЗ.
6. Оценка риска здоровью населения.
Прогнозирование состояния здоровья населения с учетом увеличения или снижения химической нагрузки на население.
Учитывая, что используемый в Государственном докладе "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации" единственный показатель по оценке загрязнения атмосферного воздуха -доля проб с превышением гигиенических нормативов, не отражает фактического положения с уровнем загрязнения атмосферного воздуха и возможности его негативного влияния на состояние здоровья населения, считать целесообразным включение в схему оценки загрязнения атмосферного воздуха на 2006 год и последующие годы следующих показателей:
1. Суммарный показатель загрязнения атмосферного воздуха К_сум, который учитывает класс опасности вредных веществ. С учетом К_сум можно проранжировать все территории Российской Федерации по степени загрязнения атмосферного воздуха (допустимая, слабая, умеренная, сильная, очень сильная) или величину индекса суммарного загрязнения атмосферы при разном количестве вредных веществ (комплексный показатель "Р", который также позволяет проранжировать отдельные территории по уровню загрязнения атмосферного воздуха).
2. Долю уровня загрязнения атмосферного воздуха в комплексной антропогенной нагрузке на окружающую среду:
КН = (К + К + К + К ):N
воздуха шум вода почва
Данный показатель поможет определить место уровня загрязнения атмосферного воздуха в эколого-гигиенических ситуациях на территориях и определить приоритетные направления экологической политики на местах.
3. Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА), который позволит сравнивать уровни загрязнения атмосферного воздуха, изложенные в Государственном докладе "Об охране окружающей среды Российской Федерации" и использовать одинаковый критерий для ранжирования территорий по степени загрязнения атмосферы.
4. Динамику валового выброса вредных веществ в атмосферный воздух за последние 5 лет, что позволит в какой-то степени сравнить с загрязнением атмосферного воздуха и установить причину увеличения или снижения концентраций загрязнителей.
5. Среднегодовые концентрации и процент проб с превышением гигиенических нормативов по данным стационарных пунктов наблюдения Росгидромета России, согласованные с территориальными управлениями Роспотребнадзора.
Учитывая, что в других разделах Государственного доклада (гигиена питания, гигиена воспитания, обучение детей, гигиена труда и т.д.) изложены показатели здоровья, зависимые от факторов подконтрольных специалистам данных отделений, считать целесообразным и в раздел гигиена атмосферного воздуха включить следующие показатели:
- динамику эколого-зависимой патологии (сердечно-сосудистые, нервно-психические, онкологические заболевания, патологию беременности и родов, детскую заболеваемость и смертность, неспецифическую патологию легких, аллергозы, болезни эндокринной системы, крови и кроветворных органов);
- канцерогенные популяционные риски на территориях жилой застройки в связи с выбросами в атмосферу канцерогенных веществ;
- риски смерти в связи с загрязнением атмосферного воздуха взвешенными веществами;
- риски впервые выявленной заболеваемости населения в связи с загрязнением атмосферного воздуха;
- неканцерогенные риски хронических ингаляционных интоксикаций в связи с загрязнением атмосферного воздуха.
V. Почва населенных мест
1. Оценка состояния загрязнения почвы в селитебной зоне по санитарно-химическим (тяжелые металлы и пестициды), микробиологическим, паразитологическим показателям в динамике за последние 3 - 5 лет.
2. Ранжирование территорий по степени суммарного загрязнения почв веществами 1 и 2 класса опасности с указанием численности проживающего населения.
3. Конкретные примеры улучшения (ухудшения) по степени загрязнения почвы.
4. Источники загрязнения почв селитебных территорий (количество полигонов для утилизации и обезвреживания, хранения и захоронения твердых бытовых отходов; их соответствие санитарно-гигиеническим правилам и нормативам; количество несанкционированных свалок). Принятые меры.
5. Указать количество:
- мусороперерабатывающих заводов, мусоросортировочных станций;
- складов для хранения пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов,
- неутилизированных пестицидов и агрохимикатов.
6. Наличие региональных схем размещения объектов по захоронению, утилизации и обезвреживанию отходов, в том числе решение вопросов по утилизации ртути и ртутьсодержащих приборов, захоронения пестицидов и других особо опасных токсических веществ.
7. Строительство (использование) установок по утилизации ртути и ртутьсодержащих приборов, по обезвреживанию и утилизации пестицидов.
8. Вторичные отходы. Количество. Способы и методы переработки.
9. Промышленные отходы. Количество. Способы и методы утилизации.
10. Медицинские отходы. Количество. Методы утилизации.
11. Бытовые отходы. Количество. Методы утилизации. Проблемные вопросы.
12. Оценка риска здоровью населения, связанного с загрязнением почвы.
- тенденции в динамике отдельных показателей, характеризующих состояния воды, воздуха, почвы, здоровья населения;
- основные мероприятия по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки.
Постановочные вопросы перед Федеральными и территориальными органами самоуправления.
Наличие региональных целевых программ (финансирование, сроки и состояние выполнения); ведется ли разработка указанных программ при их отсутствии; роль в этом органов и учреждений Роспотребнадзора субъектов Российской Федерации.
Санитарная охрана территории:
Раздел должен содержать материалы, отражающие объем деятельности ТУ Роспотребнадзора по организации охраны территории Российской Федерации, а именно:
1 Организация и проведение санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу и противоэпидемических мероприятий по санитарной охране территории:
1.1. количество пунктов пропуска, число и перечень стран, неблагополучных по особо опасным инфекциям и с которыми осуществлялись транспортные связи субъекта Российской Федерации;
1.2. количество досмотренных транспортных средств раздельно;
1.3. перечень наиболее характерных недостатков и нарушений санитарно-эпидемиологического режима на подвижных транспортных средствах;
1.4. количество зарегистрированных больных (подозрительных) с особо опасными инфекциями и контактных лиц с ними;
1.5. принятые меры и проведенные противоэпидемические мероприятия по предупреждению распространения особо опасных инфекций;
Перевозка санитарно-опасных грузов:
1. Структура санитарно-опасных грузов, поступающих через приграничные пункты пропуска на водном, воздушном, автомобильном и железнодорожном транспорте.
2. Количество обследованных транспортных средств, занятых перевозкой санитарно-опасных грузов, в том числе прибывших из-за границы.
3. Количество выявленных нарушений правил перевозки санитарно-опасных грузов.
4. Случаи острых или хронических отравлений (заболеваний, поражений и др.) у лиц, занятых перевозкой (перегрузкой) санитарно-опасных грузов за последние 5 лет в динамике.
5. Проведенные организационные и другие мероприятия при санитарно-эпидемиологическом надзоре перевозки санитарно-опасных грузов.
Условия труда работников транспорта:
1. Характеристика объектов транспорта: количество транспортных средств различного назначения, срок их эксплуатации (до 10 лет, до 20 лет, свыше 20 лет).
2. Основные вредные факторы производственной среды (удельный вес от общего количества рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам, причины неблагоприятных условий труда, состояние профессиональной заболеваемости на транспорте).
3. Наличие программ по оптимизации условий труда и обитаемости на судах и других транспортных средствах, их реализация.
Общие вопросы
В конце каждого раздела необходимо отметить принимаемые меры административного принуждения за нарушения санитарного законодательства:
- эффективность принятых мер административного принуждения
- постановочные вопросы перед Федеральными и территориальными органами самоуправления.
В конце государственного доклада дать рекомендации основных мероприятий по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в субъекте Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.