г. Москва |
|
16 февраля 2016 г. |
Дело N А41-14241/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2016.
Полный текст постановления изготовлен 16.02.2016.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,
судей Аталиковой З.А., Петровой Е.А.,
при участии в заседании:
от ФГУП "РТРС" - Солодихин В.Е. доверен. от 20.01.2015, нотариальная
от Управления Росреестра по Московской области - Темишев А.Х. - доверен. от 16.12.2015 г.
рассмотрев 09.02.2016 в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области
на решение от 29.06.2015
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бирюковой Е.В.,
на постановление от 01.12.2015
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Витлаковой Е.Н., Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
по делу N А41-14241/15 по заявлению ФГУП "РТРС"
к Управлению Росреестра по Московской области
третье лицо: ТУ Росимущества в Московской области
о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения и обязании зарегистрировать право хозяйственного ведения,
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными сообщения Управления Росреестра по Московской области от 12.12.2014 N 16/095/2014-55 об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения ФГУП "РТРС" на такелажную мастерскую, общей площадью 82,5 кв. м, по адресу: Московская область, Ногинский район, с.п. Аксено-Бутырское, д. Новые Псарьки и обязании Управления Росреестра по Московской области зарегистрировать право хозяйственного ведения за ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" на такелажную мастерскую, общей площадью 82,5 кв. м, адресу: Московская область, Ногинский район, с.п. Аксено-Бутырское, д. Новые Псарьки.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.06.2015 по делу N А41-14241/15 требование удовлетворено.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 решение Арбитражного суда Московской области от 29.06.2015 по делу N А41-14241/15 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Московской области и постановление Десятого Арбитражного апелляционного суда года по делу N А41-14241/15 полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ФГУП "РТРС" в полном объеме.
В качестве оснований обоснованности жалобы заявитель ссылается на нарушение норм права, заявителем был представлен на государственную регистрацию кадастровый паспорт спорного объекта, который не содержал кадастровый номер спорного объекта, наличие кадастрового паспорта само по себе не является подтверждением постановки на кадастровый учёт указанного объекта недвижимости, от ФГБУ ФКП Росреестра было получено уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений в отношении спорного объекта, доказательств, свидетельствующих о государственной регистрации спорного объекта на праве собственности заявителем не представлено, поэтому вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.
В ходе судебного рассмотрения кассационной жалобы заявитель подтвердил доводы, изложенные в жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Московской области и постановление Десятого Арбитражного апелляционного суда года по делу N А41-14241/15 полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ФГУП "РТРС" в полном объеме.
Истец доводы кассационной жалобы отклонил, просил судебные акты оставить в силе.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов, а именно:
Из материалов дела следует и установлено судами, ФГУП "РТРС" обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект: такелажную мастерскую, общей площадью 82,5 кв. м, по адресу: Московская область, Ногинский район, с.п. Аксено-Бутырское, д. Новые Псарьки, предоставив, в том числе, кадастровый паспорт здания, выданный ГУП МО "МОБТИ", Ногинский филиал в 2012 году (дата составления 24.05.2012).
12.12.2014 Управлением Росреестра по Московской области принято решение N 16/095/2014-55 об отказе в государственной регистрации права на основании пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку спорный объект считается не учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Полагая вышеуказанный отказ регистрирующего органа незаконным и нарушающим права и законные интересы ФГУП "РТРС", последний обратился в суд с настоящим иском.
Судами установлена принадлежность спорного сооружения к федеральной собственности, что подтверждается представленными в материалы дела передаточным актом от 29.12.2001, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 25.04.2002 N 1085-р и выпиской из реестра федерального имущества по состоянию на 28.01.2014.
Основанием для государственной регистрации права хозяйственного ведения заявителя являются Указ Президента РФ от 13.08.2001 N 1031 "О создании федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", пунктом 2 которого закреплено, что ФГУП "РТРС" является правопреемником ФГУП "ВГТРК" и его дочерних предприятий в отношении имущественных и неимущественных прав и обязанностей, Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1760-р, которым был утвержден разделительный баланс между ФГУП "РТРС" и ФГУП "ВГТРК", а также Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ от 25.04.2002 N 1085-р, которым был утвержден передаточный акт от 29.12.2001, и спорное сооружение было закреплено за ФГУП "РТРС" на праве хозяйственного ведения.
Таким образом, судами установлено, что спорный объект передавался заявителю в составе имущества "Российского Республиканского радиотелевизионного передающего центра" - Филиала ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Спорный объект входит в комплекс имущества радиотелевизионного передающего центра, который отнесен исключительно к федеральной собственности в силу прямого указания закона.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона о регистрации, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица. При этом к заявлению о государственной регистрации прав в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Пунктом 3 статьи 12 Закона о государственной регистрации прав установлено, что в случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в ЕГРП осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 43 Закона о кадастре до 01.01.2013 устанавливается переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (пункт 1).
В переходный период положения Закона о кадастре не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (пункт 2).
В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Закона о кадастре нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (пункт 2.1).
В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляют органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учета (пункт 2.3).
В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе, технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с этим Законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 01 января 2013 г. органы по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения, государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер (пункт 4 статьи 45 Закона о кадастре).
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном статьей 14 Закона о кадастре, с учетом определенных этой статьей Закона особенностей (пункт 4 статьи 45 Закона о кадастре).
Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" (далее - Порядок), в соответствии с которым на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в срок до 01 января 2013 г. возложена обязанность обеспечить включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, а также о земельных участках, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера.
В соответствии с пунктом 4 Порядка включение в ГКН сведений и содержащих указанные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется органом кадастрового учета.
Согласно пункту 5 Порядка источниками для включения в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются, в том числе, технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
Пунктом 7 Порядка установлено, что включение в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости сопровождается присвоением такому объекту кадастрового номера в соответствии с порядком присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, установленным Минэкономразвития России в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пунктов 8 и 12 Порядка включение в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости осуществляется на основании переданных организациями технического учета копий технических паспортов объектов технического учета в орган кадастрового учета по его письменному запросу. В целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета орган кадастрового учета изначально направляет письменный запрос в организацию технической инвентаризации о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых такой организацией изготовлены технические или кадастровые паспорта. Копии технических паспортов объектов технического учета передаются организациями технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его письменному запросу в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.
Кассационный суд соглашается с выводом апелляционного суда, что право федеральной собственности на спорный объект в составе имущественного комплекса радиотелевизионного передающего центра возникло в силу прямого указания закона в 1991 году, руководствуясь пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" оно является юридически действительным вне зависимости от его государственной регистрации, поскольку возникло до введения в действие Закона N 122-ФЗ.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку для регистрации перехода права собственности на нежилое помещение, заявителем были представлены документы, предусмотренные Законом о государственной регистрации прав, отсутствие кадастрового номера в кадастровом паспорте объекта недвижимости в рассматриваемом случае, а также отсутствие государственной регистрации ранее возникшего права собственности Российской Федерации на спорное имущество не могло являться основанием для отказа в государственной регистрации права.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
Согласно ч. 3 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой и постановления апелляционной инстанций, предусмотренных в ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 29.06.2015 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 по делу N А41-14241/15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Дунаева |
Судьи |
З.А. Аталикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.