Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проанализировала материалы, представленные территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации о реализации постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.02.2005 N 5 "О повышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий за производством и реализацией детских игр и игрушек", и сообщает, что, несмотря на принимаемые меры, качество и безопасность игрушек# реализуемых на потребительском рынке страны остается неудовлетворительным. Только за первое полугодие 2005 года из проверенных 163 тыс. игр и игрушек изъято из оборота 54,9% в связи с превышениями допустимого индекса токсичности, содержания формальдегида, фенола, а также уровня звука и т.д.
Основное количество реализуемых на территории Российской Федерации детских игр и игрушек поступает из Китая, Польши, Белоруссии, часть производится в Российской Федерации. Большинство игрушек, не соответствующих требованиям безопасности, преимущественно зарубежного производства, выявлено у мелкооптовых фирм и индивидуальных предпринимателей, реализующих свою продукцию на рынках Москвы и Московской области, Самары, Новосибирска, Владивостока, Ярославля, Челябинска и других крупных городов.
Особенно остро данная проблема стоит в Дальневосточном федеральном округе, где в подавляющем большинстве реализуется продукция китайского производства без документации, подтверждающей соответствие товаров установленным требованиям и содержащей сведения о поставщике и производителе, санитарно-эпидемиологических заключений.
Вместе с тем, контроль за производством и реализацией детских игр и игрушек со стороны территориальных управлений ослаблен.
В ряде территорий отбор проб проводится с нарушением требований ст. 26.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не в полном объеме проводятся исследования. Обращает на себя внимание отсутствие необходимой лабораторной базы в Эвенкийском, Чукотском, Таймырском, Корякском АО, в связи, с чем исследования игр и игрушек там не проводились.
Основными нарушениями, выявленными в ходе проверок явилось отсутствие:
- информации о фирме-изготовителе и потребительской маркировки на русском языке;
- сопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность игрушек;
- взаимодействия между территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, направленное на предотвращение распространения некачественной продукции на другие территории.
Несмотря на то, что в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.02.2005 N 5 "О повышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий за производством и реализацией детских игр и игрушек" было предложено обратить внимание на фирмы, реализующие некачественные детские игры и игрушки: "The expo group of companies"; "Таймекс Лайн"; "Chenghai Guanhwa Import and Export Co, Ltd; "Toys Ltd"; TM "Toys", OOO "Торговая компания "СИМБА", г. Москва, ул. Молодогвардейская, д. 58, стр. 7; ООО "Алиса" Московская область, г. Люберцы, ул. Шоссейная, д. 12; "Грат-Вест", г. Москва, рынок "Лужники"; ООО "Мир детства" г. Москва, ул. Павловская, 18; ООО "Одиссей" г. Москва, пр. Мичурина, д. 7, продолжается выявление на потребительском рынке продукции данных фирм, не соответствующей установленным требованиям.
Необходимо отметить недостаточное применение мер административного воздействия. За 2005 год специалистами территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации было наложено только 2694 штрафных санкций на сумму около 3 млн. рублей, при этом практически отсутствует информация о передаче дел в следственные органы.
Учитывая изложенное, с целью недопущения попадания на потребительский рынок недоброкачественных детских игр и игрушек предлагаю руководителям Территориальных управлений Роспотребнадзора в субъектах Российской Федераций и по железнодорожному транспорту:
1. Принять дополнительные меры по выполнению постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.02.2005 N 5 "О повышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий за производством и реализацией детских игр и игрушек";
2. Отработать вопрос снятия с реализации игр и игрушек, не соответствующих требованиям законодательства (ст. 27.1 и 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
3. Осуществлять отбор образцов детских игр и игрушек для проведения лабораторных исследований в соответствии с действующим законодательством (ст. 26.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
4. Обеспечить систематический контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами, реализующими игрушки, требований, связанных со своевременным доведением до потребителей в наглядной и доступной форме полной, необходимой и достоверной информации о реализуемых товарах в соответствии с положениями статей 5, 8, 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и пунктов 11, 12, 15 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользований, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", и квалифицировать соответствующие административные правонарушения по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ;
5. Предусмотреть надзор за производством и реализацией детских игр и игрушек во взаимодействии с органами местного самоуправления, органами УВД, осуществлять совместные мероприятия по выявлению в торговой сети и предотвращению реализации некачественных детских игр и игрушек;
6. В случае выявления некачественных игр и игрушек информировать территориальные управления тех субъектов Российской Федерации, где производится, хранится и реализуется указанная продукция;
7. Обратить внимание на необходимость соблюдения сроков предоставления и объема запрашиваемой информации;
8. Представить информацию о принятых мерах по усилению надзора и контроля за производством и реализацией детских игр и игрушек в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 01.10.2006.
Заместитель руководителя |
Л.П. Гульченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проведен анализ проведенных контрольно-надзорных мероприятий за производством и реализацией детских игр и игрушек. Только за первое полугодие 2005 г. из проверенных 163 тыс. игр и игрушек из оборота изъято 54,9% в связи с превышением допустимого индекса токсичности, содержания формальдегида, фенола, а также уровня звука и т.д.
В связи с этим территориальным органам Роспотребнадзора даны указания принять дополнительные меры по выполнению постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.02.2005 г. N5 "О повышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий за производством и реализацией детских игр и игрушек".
Информацию о принятых мерах поручено представить в Роспотребнадзор до 01.10.2006 г.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27 декабря 2005 г. N 0100/11922-05-32 "О реализации постановления от 14.02.2005 N 5"
Текст письма официально опубликован не был