город Москва |
|
25 февраля 2016 г. |
Дело N А41-47869/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Евсеевское": Вяловой С.Н. (дов. от 02.09.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области: Дюдякова Д.И. (дов. N 27Дов-416 от 22.12.2015 г.);
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 18 февраля 2016 г. в судебном заседании кассационные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области, Администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области на решение Арбитражного уда Московской области от 29 октября 2015 г., принятое судьей Богатиной Ю.Г., на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2015 г., принятое судьями Шевченко Е.Е., Инахиной М.В., Иевлевым П.А., по делу N А41-47869/15
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Евсеевское" (ОГРН 1145005002229; 140207, Московская область, Воскресенский район, село Косяково, д. 73А)
к Администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области (ОГРН 1025004649790; 142500, Московская область, г. Павловский Посад, Площадь Революции, д. 4)
о признании незаконным отказа,
третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области (ОГРН 1125024004918; 143407, Московская область, г. Красногорск, Бульвар строителей, д. 1); Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055; 143960, Московская область, г. Реутов, Юбилейный проспект, д. 54)
УСТАНОВИЛ: обществу с ограниченной ответственностью "Евсеевское" (далее - ООО "Евсеевское", общество, заявитель) как универсальному правопреемнику ОАО "Евсеевское" и ЗАО "Рахмановское", ТОО "Рахмановское" и совхоза "Рахмановское" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:17:0000000:79, отнесенный к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно кадастровому паспорту от 24 февраля 2015 г. из земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:79 образован земельный участок с кадастровым номером 50:17:0030101:43 площадью 661 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, с местоположением: Московская область, Павлово-Посадский район, в 150 м к западу от д. Грибаново.
19 февраля 2015 г. ООО "Евсеевское" обратилось в Администрацию Павлово-Посадского муниципального района Московской области (далее - Администрация, ответчик) с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:17:0030101:43 и о приобретении данного участка в собственность за плату по цене 3% от его кадастровой стоимости.
Письмом от 19 марта 2015 г. за N 1311-32исх Администрация сообщила обществу, что принятие решения о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030101:43 возможно после получения сведений об отсутствии ограничений оборотоспособности такого земельного участка и решений (заключений) МВК и Градостроительного Совета Московской области.
24 апреля 2015 г. общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлением в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030101:43.
Письмом от 29 апреля 2015 г. за N 1918-32исх Администрация сообщила обществу об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылками на то, что он накладывается на земли лесного фонда Ногинского лесничества, Ногинского сельского участкового лесничества, квартал 17 и Ногинского лесничества, Рахмановского участкового лесничества, квартал 16; на отсутствие в представленном кадастровом паспорте сведений о границах зон с особыми условиями использования в месте пролегания кабеля связи; на отсутствие заключений Московско-Окского бассейнового водного управления и Главного управления дорожного хозяйства.
Считая свои права нарушенными, ООО "Евсеевское" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области с заявлением о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 29 апреля 2015 г. исх. N 1918-32, в подготовке проекта постановления о предоставлении земельного участка ООО "Евсеевское" в собственность и проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030101:43, местоположение: Московская область, Павлово-Посадский район, в 150 м к западу от д. Грибаново, площадью 661 кв.м и обязании Администрацию в тридцатидневный срок со дня вступления в силу решения суда в законную силу подготовить постановление о предоставлении земельного участка ООО "Евсеевское" в собственность и договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030101:43, местоположение: Московская область, Павлово-Посадский район, в 150 м к западу от д. Грибаново, площадью 661 кв.м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2015 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2015 г., заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области, оформленный письмом от 29 апреля 2015 г. исх. N 1918-32, в подготовке проекта постановления о предоставлении земельного участка ООО "Евсеевское" в собственность и проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030101:43, местоположение: Московская область, Павлово-Посадский район, в 150 м к западу от д. Грибаново, площадью 661 кв.м. Суд обязал Администрацию Павлово-Посадского муниципального района Московской области в тридцатидневный срок со дня вступления в силу решения суда в законную силу подготовить постановление о предоставлении земельного участка ООО "Евсеевское" в собственность и договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030101:43, местоположение: Московская область, Павлово-Посадский район, в 150 м к западу от д. Грибаново, площадью 661 кв.м.
В кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указав на то, что собственность РФ на данный участок подтверждается материалами действующего лесоустройства, в связи с чем земельный участок с кадастровым номером 50:17:0030101:43 не может быть признан образованным в установленном законом порядке и не может быть отчужден Администрацией. Также указано на нарушение норм процессуального права, в связи с тем, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области не привлечено к участию в деле.
Администрация Павлово-Посадского муниципального района Московской области в кассационной жалобе также просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указав на то, общество до обращения с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка с заявлением о его образовании не обращалось; распоряжение земельным участком, в том числе принятие решения о прекращении существования земельного участка путем его раздела, а следовательно, изменение индивидуальных характеристик земельного участка не входят в круг правомочий обладателя права постоянного (бессрочного) пользования, и относится к исключительной компетенции собственника земельного участка, полномочия которого в данном случае осуществляет Администрация. Также указано, что спорный земельный участок сформирован из земель лесного фонда, в связи с чем он не может быть предоставлен обществу в собственность.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Евсеевское" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы кассационной жалобы, согласился с доводами кассационной жалобы Администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области. Представитель Администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области поддержал доводы своей кассационной жалобы, согласился с доводами кассационной жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области. Представитель ООО "Евсеевское" против удовлетворения кассационных жалоб возражал.
Представители Министерства имущественных отношений Московской области в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, предоставляются в собственность за плату без проведения торгов.
В случае, если осуществлен кадастровый учет земельного участка, предоставление такого участка без проведения торгов в соответствии с положения статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в следующем порядке:
- подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
- заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. N 1 утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, согласно которому при обращении с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель должен представить в уполномоченный орган следующие документы: документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о юридическом лице, являющемся заявителем.
Статьей 39.16 Земельного кодекса предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно названной статье уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерация, для признания оспариваемого отказа незаконным, поскольку общество при обращении за выкупом земельного участка представило все необходимые документы, предусмотренные земельным законодательством, а оснований для отказа в переоформлении права постоянного (бессрочного) на право собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030101:43 у Администрации не имелось.
При этом судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:17:0030101:43 площадью 661 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, с местоположением: Московская область, Павлово-Посадский район, в 150 м к западу от д. Грибаново, образован в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:79, принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно кадастровому паспорту от 24 февраля 2015 г. сведения об уникальных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030101:43, в том числе о местоположении границ, внесены в государственный кадастр недвижимости 06 июня 2014 г.
Доказательства оспаривания в судебном порядке постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030101:43 в материалы дела не представлены.
Земельные участки из земель лесного фонда Ногинского лесничества, Ногинского сельского участкового лесничества квартал 17 и Ногинского лесничества, Рахмановского участкового лесничества, квартал 16 поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами 50:17:0000000:59932 и 50:17:0000000:59937.
Из кадастровых выписок от 27 ноября 2014 г. следует, что границы этих земельных участков установлены в соответствии с действующим законодательством.
Согласно кадастровой выписке от 22 июля 2015 г. границы земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030101:43 также установлены в соответствии с действующим законодательством, сведения о местоположении границ внесены в ГКН.
Исходя из содержания кадастрового паспорта от 24 февраля 2015 г. и кадастровой выписки от 22 июля 2015 г. в ГКН отсутствуют сведения о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030101:43 из земель сельскохозяйственного назначения с границами земельных участков лесного фонда с кадастровыми номерами 50:17:0000000:59932 и 50:17:0000000:59937.
Имеющимся в материалах дела заключением кадастрового инженера подтверждается отсутствие пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:17:0030101:43, 50:17:0000000:59932 и 50:17:0000000:59937.
При этом доказательств в подтверждение обратного ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции представлено не было.
Отклоняя доводы Администрации о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:17:0030101:43 имеет зоны с особыми условиями использования и ведения хозяйственной деятельности в связи с пролеганием кабеля связи в границах данного участка, суды указали на отсутствие доказательств установления в границах земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030101:43 зон с особыми условиями использования, равно как и внесения в ГКН сведений о таких ограничениях в отношении земельного участка.
Кадастровый паспорт от 24 января 2015 г. и кадастровая выписка от 22 июля 2015 г. таких сведений не содержат.
На основании изложенного, суды пришли к выводу о том, что Администрацией не доказаны обстоятельства, которые послужили основанием для издания оспариваемого отказа.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие истца с выводами судов, основанных на оценке доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Относительно довода кассационной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, поскольку Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области не привлечено к участию в деле, суд кассационной инстанции отмечает, что в материалах дела не имеется ходатайства Комитета лесного хозяйства Московской области.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2015 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2015 г. по делу N А41-47869/15 оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области, Администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
М.Р.Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 39.16 Земельного кодекса предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно названной статье уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 февраля 2016 г. N Ф05-477/16 по делу N А41-47869/2015
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-477/16
20.12.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17096/16
25.02.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-477/16
17.12.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14590/15
29.10.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-47869/15