В целях обеспечения выполнения постановления Правительства Российской Федерации N 718 от 16.06.97 "О порядке создания единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан (ЕСКИД)" и реализации приказа Минздрава России N 298 от 31.07.2000 "Об утверждении Положения о ЕСКИД", приказа Минздрава России N 333 от 01.11.2002 "О создании федерального банка данных Единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан" и приказа Минздрава России N 268 от 21.06.03 "Об утверждении положений о федеральных банках данных" на базе ФГУН НИИРГ имени профессора П.В. Рамзаева Роспотребнадзора организована работа по сбору и ведению федерального банка данных по дозам облучения граждан России за счет естественного и техногенно измененного радиационного фона.
Целью создания Федерального банка данных по дозам облучения граждан за счет естественного и техногенно измененного радиационного фона (ФБДОПИ) является обеспечение долговременного автоматизированного учета доз облучения граждан Российской Федерации на базе единой формы. Для ее заполнения и ведения разработаны математический и программный инструментарии, а также система инструктивно-методических документов, утвержденных в установленном порядке.
Основные контролируемые параметры облучения населения за счет естественного и техногенно измененного радиационного фона, вносимые в ФБДОПИ:
уровни гамма-излучения в домах и на открытой местности и дозы внешнего облучения населения;
данные о содержании изотопов радона в воздухе жилых домов и дозах облучения жителей за счет ингаляции дочерних продуктов радона и торона (ДПР и ДПТ);
дозы облучения жителей за счет потребления пищевых продуктов и питьевой воды;
дозы облучения жителей за счет долгоживущих природных радионуклидов в атмосферном воздухе.
Заполнение формы N 4-ДОЗ осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями N 11-2/283-09 от 28.11.2001 г. Для автоматизации ввода, передачи и обработки данных введены новые средства программного обеспечения (ПО) "F4DOS" и "F4_LRC".
В 2005 году федеральная государственная статистическая отчетная форма N 4-ДОЗ поступила из 79 субъектов Российской Федерации, в 43 сформированы региональные банки данных в электронной форме, 36 субъектов Российской Федерации электронными формами ведения и передачи информации не владеют.
Территориальные управления по 9 субъектам Российской Федерации (Республика Алтай, Республика Ингушетия, Республика Карачаево-Черкессия, Республика Тыва, Чеченская Республика, Волгоградская, Магаданская и Тюменская области, Ненецкий автономный округ) данные не представили.
ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в Республике Башкортостан направил письмо об отсутствии измерительных данных за 2004 г.
Представленные материалы ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в Республике Бурятия, Корякском и Эвенкийском автономных округах не содержат измерительной информации.
В результате не удалось провести оценку индивидуальных эффективных доз облучения населения по 13 субъектам Российской Федерации.
Измерения мощности дозы гамма-излучения в домах разных типов и на открытой территории населенных пунктов проводились в 76 субъектах Российской Федерации. В Коми-Пермяцком автономном округе и Кабардино-Балкарской Республике эти измерения проводились только на открытой местности.
Данные по форме N 4-ДОЗ в некоторых случаях содержали ошибки при расчете доз внешнего облучения жителей (Архангельская, Кировская, Тверская, Омская, Псковская области, Удмуртская Республика, Приморский край, Чукотский автономный округ).
В тех случаях, когда ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Федерации в форму N 4-ДОЗ или в региональный банк данных не была внесена информация о численности населения, проживающего в домах разных типов (Орловская, Оренбургская, Самарская, Сахалинская, Ярославская области, Республика Хакасия и др.), расчет доз от внешнего облучения жителей не представлялся возможным. Однако, если измерения мощности эквивалентной дозы (МЭД) проводились только в домах одного типа, есть возможность оценить дозы за счет внешнего облучения (независимо от количества проживающих там людей). Такая оценка выполнена для Курганской и Владимирской области, где измерения МЭД проводились только в многоэтажных каменных домах в г. Курган и г. Владимир.
Средние по регионам значения мощности дозы находятся в диапазоне:
0,02-0,18 мкЗв/ч - для деревянных домов;
0,03-0,17 мкЗв/ч - для одноэтажных каменных домов;
0,04-0,18 мкЗв/ч - для многоэтажных каменных домов;
0,02-0,18 мкЗв/ч - для открытой территории населенных пунктов.
Такой большой разброс значений МЭД определяется не только реальной разницей гамма-фона в различных субъектах Российской Федерации, но и техническими характеристиками используемых дозиметров. Обращаем внимание, что расчет эффективных доз внешнего облучения жителей должен проводиться согласно п.5.3. Методических указаний МУ 2.6.1.1088-02.
Измерения содержания радона и торона и их короткоживущих дочерних продуктов в воздухе жилых помещений, как и в предыдущие годы, проводились не во всех регионах, представивших формы N 4-ДОЗ. В основном это обусловлено отсутствием соответствующих приборов в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации или аккредитованных лабораториях на подведомственной территории.
Диапазон измеренных значений эквивалентной равновесной объемной активности (ЭРОА) изотопов радона достаточно велик и зависит как от типа домов в населенном пункте, так и от геологических характеристик местности:
10 - 264 Бк/м3 - в деревянных домах;
8 - 911 Бк/м3 - в одноэтажных каменных домах;
8 - 260 Бк/м3 - в многоэтажных каменных домах.
Именно этот параметр радиационной обстановки явился определяющим при выделении критических групп населения.
Исследования по определению содержания природных радионуклидов в продуктах питания и питьевой воде проводятся в очень незначительном количестве субъектов Российской Федерации. В большей части отчетных форм принято среднемировое значение этой компоненты дозы - 0,12 мЗв/год, либо эти данные вообще не представлены. В методических документах по заполнению форм N 4-ДОЗ содержатся аналитические формулы для расчета этой компоненты облучения населения, так что при наличии данных о содержании природных радионуклидов в компонентах рациона питания, могут выполняться прямые расчеты его величины.
Отчетные формы некоторых субъектов Российской Федерации содержат информацию о значениях годовых эффективных доз за счет потребления продуктов питания и питьевой воды, отличающуюся от среднемирового значения. Эти данные, по-видимому, приняты из радиационно-гигиенических паспортов субъектов Российской Федерации или иных отчетных документов. Правда, в некоторых случаях не удалось избежать ситуации, когда расчетные данные уже включают в себя вклад в дозу К(40) (0,17 мЗв/год), в то время как в форме N 4-ДОЗ этот вклад должен учитываться отдельно.
Диапазон значений доз за счет продуктов питания и питьевой воды в некоторых субъектах Российской Федерации довольно значителен. Так, для Архангельской области значение дозы составляет от 0,16 до 1,03 мЗв/год, для Хабаровского края - от 0,22 до 0,40, для Калужской области - от 0,29 до 0,34, для Псковской области - от 0,17 до 0,51 мЗв/год. В форме N 4-ДОЗ Иркутской области указано значение этой компоненты дозы в диапазоне 0-1, однако эти значения не являются результатами проведенных исследований.
Вклад К(40) во внутреннее облучение жителей принят одинаковым для всех субъектов Российской Федерации (0,17 мЗв/год).
Дозы облучения жителей России природными ИИИ
Оценка годовой эффективной дозы облучения жителей Российской Федерации природными ИИИ получена с учетом численности жителей и составила:
4,28 мЗв/год в 2001 году;
4,10 мЗв/год в 2002 году;
3,78 мЗв/год в 2003 году;
3,69 мЗв/год в 2004 году, из них:
1,27 мЗв/год приходится на долю внешнего облучения населения, включая и вклад космического излучения;
2,06 мЗв/год - средняя по стране доза внутреннего облучения за счет изотопов радона (с учетом вклада материнских радионуклидов);
0,19 мЗв/год - среднее значение дозы за счет содержания природных радионуклидов в продуктах питания и питьевой воде;
0,17 мЗв/год - вклад в дозу К(40).
Отличия в оценках доз обусловлены в основном недостаточной представительностью выборки обследованных зданий, а также большой вариабельностью дозы за счет изотопов радона.
По данным за 2004 г. наименьшие дозы (1,5-2,5 мЗв/год) облучения природными источниками излучения получили жители Владимирской, Костромской и Камчатской областей, Удмуртской Республики и Таймырского автономного округа, наибольшие (7,51 мЗв/год) - жители Ставропольского края.
По данным форм N 4-ДОЗ за 2004 год средняя суммарная годовая эффективная доза облучения населения превысила 5 мЗв/год в следующих субъектах Российской Федерации: Ставропольский край (7,51 мЗв/год), Ивановская (5,07 мЗв/год), Иркутская (5,61 мЗв/год), Курганская (5,19 мЗв/год), Калининградская (5,17 мЗв/год), Липецкая (5,53 мЗв/год) и Читинская (6,27 мЗв/год) области, а также Еврейская АО (5,67 мЗв/год). Кроме того, порог в 5 мЗв/год превышают максимальные суммарные дозы облучения жителей Воронежской (8,04) и Ростовской (8,27) областей.
По данным форм N 4-ДОЗ за 2004 год субъектов Российской Федерации, в которых средняя суммарная доза облучения населения превышает 10 мЗв/год, нет (в 2001-2003 годы превышение отмечалось в Еврейской автономной области).
В целях усиления надзора за радиационной безопасностью населения от воздействия природных источников ионизирующего излучения необходимо:
Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
Установить контроль за своевременным представлением формы федерального государственного статистического наблюдения N 4-ДОЗ в федеральный банк данных, полнотой и достоверностью представляемых данных, использованием программных средств. Особое внимание обратить на выполнение требований Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99) и Норм радиационной безопасности (НРБ-99) в части наличия измерений радиационного фактора при отводе земельных участков под строительство, приемке в эксплуатацию жилых домов и соответствие их гигиеническим нормативам.
При планировании лабораторных исследований в годовых и квартальных планах предусматривать инструментальные исследования нормируемых параметров радиационных факторов природных источников.
Провести анализ состояния обеспечения радиационной безопасности населения от воздействия природных источников с указанием результатов исследования и при уровнях воздействия на население более 5 мЗв в год войти в территориальные органы исполнительной власти с предложениями разработки региональных целевых программ или мероприятий для включения в другие действующие программы по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации (Республик: Алтай, Башкортостан, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Тыва, Бурятия, Чеченская Республика; областей: Волгоградская, Магаданская и Тюменская; автономных округов: Ненецкий, Корякский и Эвенкийский) представить до 30.04.2006 г. объяснения по осуществлению надзора за радиационной безопасностью населения от регламентируемых природных источников при отсутствии лабораторного контроля за ними.
Главным врачам ФГУЗ "Центры гигиены и эпидемиологии":
Обеспечить своевременный сбор форм 4-ДОЗ и представление их в федеральный банк данных. Использовать аттестованные программные средства для сбора и обработки информации. Обратить внимание на наличие оборудования для проведения исследований на содержание природных радионуклидов в объектах окружающей среды, питьевой воде. Предусматривать в планах развития материально-технического обеспечения учреждения закупку недостающего оборудования.
Руководитель |
Г.Г. Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основании приказа Минздрава России N 333 от 01.11.2002 "О создании федерального банка данных Единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан" на территории Российской Федерации организована работа по сбору и ведению федерального банка данных по дозам облучения граждан России за счет естественного и техногенного измененного радиационного фона.
Целью ведения ФБДОПИ является обеспечение долговременного автоматизированного учета доз облучения граждан РФ на базе единой формы - N 4-ДОЗ. Основные контролируемые параметры облучения населения, вносимые в ФБДОПИ: уровни гамма-излучения в домах и на открытой местности и дозы внешнего облучения населения; данные о содержании изотопов радона в воздухе жилых домов и дозах облучения жителей за счет ингаляции дочерних продуктов радона и торона (ДПР и ДПТ); дозы облучения жителей за счет потребления пищевых продуктов и питьевой воды; дозы облучения жителей за счет долгоживущих природных радионуклидов в атмосферном воздухе.
В Письме приведены данные по указанным параметрам, которые удалось собрать Роспотребнадзору за 2004 год.
В 2005 году федеральная государственная статистическая отчетная форма N 4-ДОЗ поступила из 79 субъектов РФ, в 43 сформированы региональные банки данных в электронной форме, 36 субъектов РФ электронными формами ведения и передачи информации не владеют. Ввиду отсутствия необходимых данных по 13 субъектам РФ оценку индивидуальных эффективных доз облучения населения провести не удалось.
Анализ форм N4-ДОЗ за 2004 год по остальным субъектам позволяет говорить, что средняя суммарная годовая эффективная доза облучения населения превысила 5 мЗв/год в следующих регионах: Ставропольский край (7,51 мЗв/год), Ивановская (5,07 мЗв/год), Иркутская (5,61 мЗв/год), Курганская (5,19 мЗв/год), Калининградская (5,17мЗв/год), Липецкая (5,53 мЗв/год) и Читинская (6,27 мЗв/год) области, а также Еврейская АО (5,67 мЗв/год). Кроме того, порог в 5 мЗв/год превышают максимальные суммарные дозы облучения жителей Воронежской (8,04) и Ростовской (8,27) областей. Субъектов РФ, в которых средняя суммарная доза облучения населения превышает 10 мЗв/год, нет (в 2001-2003 годы превышение отмечалось в Еврейской автономной области).
Отмечается, что работа по сбору и анализу данных об уровне облучения населения отдельных регионов России осуществляется субъектами РФ на недостаточно высоком уровне ввиду отсутствия технических средств и иных ресурсов.
В связи с этим, для усиления надзора за радиационной безопасностью населения от воздействия природных источников ионизирующего излучения Роспотребнадзор предписывает территориальным органам осуществить следующие меры: установить контроль за своевременным представлением формы федерального государственного статистического наблюдения N 4-ДОЗ в федеральный банк данных, их полнотой и достоверностью, за использованием программных средств; при планировании лабораторных исследований в годовых и квартальных планах предусматривать инструментальные исследования нормируемых параметров радиационных факторов природных источников; провести анализ состояния обеспечения радиационной безопасности населения и при уровнях воздействия на население более 5 мЗв в год предложить территориальным органам исполнительной власти дополнительные региональные целевые программы или мероприятия для включения их в действующие программы по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора по отдельным субъектам РФ необходимо, кроме того, представить до 30.04.2006 г. объяснения по осуществлению надзора за радиационной безопасностью населения от регламентируемых природных источников при отсутствии лабораторного контроля за ними.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 февраля 2006 г. N 0100/1834-06-32 "Об обеспечении функционирования Федерального банка данных по дозам облучения граждан за счет естественного и техногенно измененного радиационного фона в 2005 году"
Текст письма размещен на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Internet (http://www.gsen.ru)