В соответствии с письмом Минюста РФ от 22 мая 2006 г. N 01/4198-ЕЗ настоящее постановление не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2006 г., N 9)
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав состояние условий труда водителей автотранспортных средств и работников автомобильной промышленности, установил.
Численность работников на транспорте, занятых во вредных и опасных условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам составляет 16,7% от общей численности работающих в автотранспортной промышленности и на транспорте. Удельный вес транспортных средств, не отвечающих гигиеническим нормативам, превышает 35%.
Труд водителей по-прежнему характеризуется воздействием комплекса неблагоприятных производственных факторов. Ненормированный рабочий день, продолжительность смены более 10-12 часов, связанные с командировочными выездами, нервно-эмоциональное напряжение, связанное с повышенным количеством и характером поступающей информации, ответственность за жизнь пассажиров по показателям напряженности трудового процесса относят труд водителей к классу 3.2 (вредные условия 2 степени).
Удельный вес лабораторно-инструментальных исследований, выполненных на рабочих местах водителей и не отвечающих требованиям гигиенических нормативов, остается на протяжении ряда лет стабильно высоким, не имеет тенденции к снижению и составляет: по шуму - 42,5%, вибрации - 25,1%, показателям микроклимата - более 10%, освещенности - 8%.
Основным источником поступления химических веществ в кабину водителей являются выхлопные газы автотранспорта. Содержание оксида углерода, диоксида азота, диоксида серы и сажи в воздухе превышает предельно допустимые концентрации в 3-6 раз.
В то же время, необходимые исследования и анализ комплексного неблагоприятного воздействия производственных факторов на организм водителей и другого персонала транспортных средств проводятся в недостаточном объеме. Отсутствие единых методических подходов затрудняет осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора при эксплуатации автомобилей и проведении гигиенических экспертиз условий труда и единиц автотранспортной техники.
В связи с вышеперечисленным, в последние годы наметилась тенденция роста профессиональной патологии среди работников автотранспорта (в 2000 году - 0,32 на 10 тыс. работающих, в 2004 - 0,47) и автомобильной промышленности (в 2001 году - 4,69 на 10 тыс. работающих, в 2004 - 6,46).
Заболеваемость с временной утратой трудоспособности по отдельным отраслям и промышленным предприятиям на транспорте остается высокой. В структуре заболеваемости первое место занимает группа простудных заболеваний, связанных со спецификой работы в неблагоприятных условиях; второе место - заболевания костно-мышечной системы, в результате физического напряжения, вынужденной рабочей позы и периодического переохлаждения организма; третье место - заболевания сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения, связанные с высоким уровнем нервно-эмоционального перенапряжения, неудовлетворительной организации питания.
Помимо этого, негативное влияние транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры на среду обитания человека продолжает иметь место и увеличивает риск для здоровья населения. Автомобильный транспорт, генерирующий шум и загрязняющий атмосферный воздух, является одним из основных источников загрязнения окружающей среды в крупных городах и населенных пунктах.
В целях оздоровления окружающей среды, улучшения условий труда водителей транспортных средств, на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 482) постановляю:
1. Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации и на транспорте:
1.1 Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за условиями труда водителей транспортных средств;
1.2 Организовать проведение лабораторно-инструментального контроля при гигиенической оценке условий труда водителей автотранспортных средств;
1.3 В срок до 01.10.2006 провести комплексные рейдовые проверки условий труда, обратив особое внимание на водителей, выполняющих дальние рейсы;
1.4 Представить информацию о проведенных мероприятиях в адрес Федеральной службы в срок до 01.11.2006;
2. Рекомендовать руководителям автотранспортных организаций:
2.1 Рассмотреть вопрос о проведении мероприятий по улучшению условий труда, оптимизации режима труда, организации и обеспечения санитарно-бытовых условий;
2.2 Обратить особое внимание на систему медицинского обслуживания водителей транспортных средств, организацию на должном уровне предварительных, периодических и предрейсовых медицинских осмотров.
3. Руководителю ФГУН "Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профессиональной патологии" Роспотребнадзора (Тихомиров Ю.П.):
3.1 Подготовить предложения по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия условий труда водителей транспортных средств, совершенствованию гигиенической экспертизы условий труда и единиц автотранспортной техники;
3.2 Разработать и обосновать комплекс организационных, санитарно-гигиенических и психофизиологических оздоровительных рекомендаций в целях профилактики профессиональных заболеваний и заболеваний с временной утратой трудоспособности водителей автотранспортных средств.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Л.П. Гульченко).
Руководитель |
Г.Г. Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Анализ состояния условий труда водителей автотранспортных средств и работников автомобильной промышленности показывает, что численность работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам составляет 16,7% от общей численности работающих в автотранспортной промышленности и на транспорте. Удельный вес транспортных средств, не отвечающих гигиеническим нормативам, превышает 35%.
Основным источником поступления химических веществ в кабину водителей являются выхлопные газы автотранспорта. Содержание оксида углерода, диоксида азота, диоксида серы и сажи в воздухе превышает предельно допустимые концентрации в 3-раз.
Необходимые исследования и анализ комплексного неблагоприятного воздействия производственных факторов на организм водителей проводятся в недостаточном объеме.
В связи с этим возросла профессиональная патология среди работников автотранспорта (в 2000 году - 0,32 на 10 тыс. работающих, в 2004 - 0,47) и автомобильной промышленности (в 2001 году - 4,69 на 10 тыс. работающих, в 2004 - 6,46). Остается высокой заболеваемость с временной утратой трудоспособности.
В целях оздоровления окружающей среды, улучшения условий труда водителей транспортных средств руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора предписывается до 01.10.2006 провести комплексные рейдовые проверки условий труда водителей. Обращается особое внимание на систему медицинского обслуживания водителей, организацию на должном уровне предварительных, периодических и предрейсовых медицинских осмотров.
Планируется разработать и обосновать комплекс организационных, санитарно-гигиенических и психофизиологических оздоровительных рекомендаций в целях профилактики профессиональных заболеваний и заболеваний с временной утратой трудоспособности водителей автотранспортных средств.
Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 18 апреля 2006 г. N 10 "Об усилении санитарно-эпидемиологического надзора за условиями труда водителей автотранспортных средств"
В соответствии с письмом Минюста РФ от 22 мая 2006 г. N 01/4198-ЕЗ настоящее постановление не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2006 г., N 9)
Текст постановления опубликован в журнале "Библиотека инженера по охране труда", 2006 г., N 10, в журнале "Санитарно-эпидемиологический собеседник (СЭС)", 2006 г., N 8 (с датой от 18 мая 2006 г.)