Требование: о признании незаконным акта органа власти по договору перевозки
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда апелляционной истанции отменено, решение суда первой инстанции отменено
г. Москва |
|
12 апреля 2016 г. |
Дело N А40-66807/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2016 года.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2016 г. N 305-КГ16-5744 настоящее постановление отменено
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "ОлВикТранс" директора Романовича А.И., приказ N 01 от 31 марта 2015 года, Рязановой Е.А. по доверенности от 16 мая 2015 года
от ответчика Федеральной таможенной службы Куриловой Д.В. по доверенности от 21 декабря 2015 года N 15-49/124-15д
от третьего лица Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Рязановой Е.А. по доверенности от 24 августа 2015 года
рассмотрев 05 апреля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Федеральной таможенной службы
на решение от 24 августа 2015 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Блинниковой И.А.
на постановление от 18 декабря 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е., Поповым В.И.
по делу N А40-66807/15
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ОлВикТранс" (ООО "ОлВикТранс", ОГРН 1076731013919) к Федеральной таможенной службе (ОГРН 1047730023703) о признании незаконным решения, третье лицо Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП, ОГРН 1027739208166)
УСТАНОВИЛ:
Общества с ограниченной ответственностью "ОлВикТранс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) N 04-31/10028 от 05.03.2015 "Об изъятии допуска (доступа) к процедуре МДП" и обязании ФТС России устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя в установленном законом порядке.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечена Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.08.20015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2015, заявленные Обществом требования удовлетворены, так как оспоренное решение ФТС России нарушает требования действующего законодательства, а также права и законные интересы заявителя.
В кассационной жалобе ФТС России просит отменить решение и постановление, как принятые с нарушением норм процессуального и материального права и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме. При этом указывается, что выводы судов по применению норм "Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП)" не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая на несостоятельность доводов жалобы и позиции ФТС России по применению норм Конвенции МДП.
В судебном заседании представитель ФТС России поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представители Общества и АСМАП просили оставить жалобу без удовлетворения, а законные и обоснованные судебные акты без изменения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального и материального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене в связи с неправильным применением норм права.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, ФТС России было принято решение, формализованное в письме от 05.03.2015 N 04-31/10028 "Об изъятии допуска (доступа) к процедуре МДП", выразившееся в изъятии допуска (доступа) к процедуре МДП у ООО "ОлВикТранс" в соответствии с подпунктом d пункта 1 части II приложения 9 Конвенции МДП (1975 г.) за неоднократное нарушение Обществом таможенных правил.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования суд первой, а при повторном рассмотрении спора и суд апелляционной инстанции исходили из того, что Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (Конвенция МДП), вступившая в силу для СССР с 08.12.1982, регламентирует отношения по перевозке грузов, осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одной из Договаривающихся Сторон до таможни места назначения другой Договаривающейся Стороны или той же самой Договаривающейся Стороны при условии, что определенная часть операции МДП между ее началом и концом производится автомобильным транспортом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции МДП каждая из Договаривающихся Сторон может, установив для этого известные гарантии и на известных условиях, предоставлять некоторым объединениям право выдавать непосредственно или при посредстве объединений, являющихся их корреспондентами, книжки МДП и предоставлять гарантии.
На основании Декларации-обязательства транспортной компании по допуску к таможенной системе МДП и разрешению использовать обычные книжки МДП от 08.07.2008 Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков предоставлено обществу право использовать книжки МДП.
Согласно пункту 1 статьи 38 Конвенции МДП лицо, виновное в серьезном нарушении таможенных законов или правил, применяемых при международной перевозке грузов, может быть временно или окончательно лишено права пользования постановлениями настоящей Конвенции каждой Договаривающейся Стороной, в том числе, Российской Федерацией.
Полномочия на принятие решений о временном или окончательном лишении лиц, виновных в серьезных нарушениях таможенного законодательства, права использовать процедуру МДП Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 N 1567 "Об обеспечении исполнения таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП" возложено на Государственный таможенный комитет Российской Федерации, правопреемником которого является ФТС России.
По смыслу п. 1 ст. 38 Конвенции МДП единственным основанием для лишения права использовать процедуру МДП является совершение лицом серьезного нарушения таможенных законов и правил.
Таким серьезным нарушением при принятии оспоренного решения ФТС России посчитало неоднократное привлечение Общества к административной ответственности за нарушение таможенных правил.
Как установлено судами, согласно письму ФТС России от 20.02.2015 N 04-31/07797 и Обобщенному заключению к рассмотрению вопроса об изъятии у перевозчика допуска к процедуре МДП основанием для изъятия у заявителя допуска к процедуре МДП послужили неоднократные нарушения таможенных правил, подтвержденные постановлениями о привлечении Общества к административной ответственности от 25.02.2014 N 10802000-45/2014 и от 25.02.2014 N 10802000-44/2014 и от 12.10.2012 N 10009000-000919/2012 по ст. 16.10 КоАП РФ, от 08.07.2011 N 1000000-000005/2013 по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, от 11.04.2013 N 10009000-000091/2013 по ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ.
Проанализировав указанные постановления, суды пришли к выводу, что действия Общества не образуют составов, относящего к серьезным нарушениям таможенного законодательства.
Кроме того, решение от 05.03.2015 нельзя признать законным по причине отсутствия в нем обоснования изъятия допуска (доступа) к процедуре МДП у Общества за неоднократное нарушение Обществом таможенных правил со ссылкой ФТС России на "неоднократное привлечение к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела", без указания конкретных фактов нарушения таможенного законодательства.
Довод ответчика, что для изъятия допуска достаточно лишь установления факта неоднократности привлечения к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства, без учета составов административных правонарушений, наличия или отсутствия отягчающих обстоятельств, размера ответственности, не соответствует, по мнению судов п. 1 ст. 38 Конвенции МДП и свидетельствует о формальном подходе ФТС России к принятию решения об изъятии допуска (доступа) к процедуре МДП у Общества.
Однако судами при рассмотрении данного спора не было учтено, что согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах", общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства - продолжателя Союза ССР также являются частью правовой системы Российской Федерации.
В Женеве 14.11.1975 заключена Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП), а 08.06.1982 депонирована грамота о присоединении СССР к данной конвенции и в соответствии с пунктом 2 статьи 53 данной Конвенции вступила в силу для СССР, решения о прекращении (в том числе о денонсации) или приостановлении действия Конвенции в установленном порядке не принималось.
В соответствии с Конвенцией МДП всякое нарушение положений Конвенции повлечет применение к виновному в стране, в которой нарушение было совершено, предусмотренных законодательством этой страны санкций (статья 36); каждая Договаривающаяся Сторона имеет право временно или окончательно лишать права пользования постановлениями данной Конвенции всякое лицо, виновное в серьезном нарушении таможенных законов или правил, применяемых при международной перевозке грузов (статья 38).
17.02.1999 вступило в силу приложение 9 к Конвенции, которое согласно статье 51 Конвенции МДП является ее неотъемлемой частью.
Согласно статье 6 Конвенции МДП каждая Договаривающаяся сторона может разрешать объединениям выдавать книжки МДП непосредственно или через посредство объединений, являющихся их корреспондентами, и выступать гарантами при соблюдении минимальных условий и требований, изложенных в приложении 9, часть 1 (пункт 1); объединение выдает книжки только тем лицам, которым не было отказано в доступе к процедуре МДП компетентными органами Договаривающихся сторон (пункт 3); разрешение на доступ к процедуре МДП предоставляется только тем лицам, которые удовлетворяют минимальным условиям и требованиям, изложенным в части II приложения 9 к данной Конвенции. Без ущерба для статьи 38 это разрешение изымается, если соблюдение этих критериев больше не обеспечивается (пункт 4); разрешение на доступ к процедуре МДП предоставляется в соответствии с процедурой, изложенной в части II приложения 9 к данной Конвенции (пункт 5).
Пунктом 1 части II приложения 9 к Конвенции МДП определен перечень минимальных условий и требований, которые должны соблюдаться лицами, желающими получить доступ к процедуре МДП. Подпунктом "d" пункта 1 предусмотрено отсутствие серьезных или неоднократных нарушений таможенных правил или налогового законодательства. Дополнительные и более ограничительные условия и требования для доступа к процедуре МДП могут быть введены компетентными органами Договаривающихся сторон и самими объединениями, если только компетентные органы не примут иного решения (пункт 2 части II приложения 9).
В соответствии с пунктом 3 части II приложения 9 к Конвенции МДП Договаривающиеся стороны в соответствии с национальным законодательством определяют порядок, который должен соблюдаться для получения доступа к процедуре МДП на основе минимальных условий и требований, изложенных в пунктах 1 и 2.
Министерством транспорта и Государственным таможенным комитетом Приказом от 01.09.1999 N 61/591 утверждено Положение о порядке допуска российских перевозчиков к процедуре МДП, которым в соответствии с пунктом 3 части II приложения 9 к Конвенции МДП установлены минимальные условия и требования к лицам, желающим получить допуск к процедуре МДП.
Подпункт "в" пункта 1 Положения, устанавливающий одним из условий получения допуска к процедуре МДП отсутствие серьезных или неоднократных нарушений таможенного законодательства Российской Федерации и задолженности по уплате таможенных платежей, что соответствует подпункту "d" пункта 1 части II приложения 9 к Конвенции МДП.
Пункт 4 Положения регламентирует порядок проведения ФТС России проверки соответствия перевозчика требованию подпункта "в" пункта 1 Положения, что не противоречит пункту 3 статьи 6 Конвенции МДП.
Согласно нормам Конвенции МДП исключение перевозчика из режима МДП возможно: либо путем изъятия разрешения на доступ к процедуре МДП в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Конвенции МДП органами, выдавшими доступ к процедуре МДП соответственно; либо путем временного или окончательного лишения права пользования постановлениями Конвенции МДП в соответствии со статьей 38 Конвенции МДП, предусматривающее невозможность использовать процедуру МДП на территории страны, где было принято решение о лишении права пользования соответственно.
Согласно пункту 1 статьи 38 Конвенции МДП каждая Договаривающаяся сторона имеет право временно или окончательно лишать права пользования постановлениями настоящей Конвенции всякое лицо, виновное в серьезном нарушении таможенных законов или правил, применяемых при международной перевозке грузов.
Таким образом, при исключении из режима МДП национального перевозчика применяются положения пункта 4 статьи 6 и пункта d части II приложения 9, а не только положения пункта 1 статьи 38 Конвенции МДП.
Конвенция МДП, являющаяся международно-правовым актом и, соответственно, частью правовой системы Российской Федерации, прямо устанавливает требования, применяющиеся к изъятию допуска к процедуре МДП.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Конвенции МДП разрешение на доступ к процедуре МДП предоставляется только тем лицам, которые удовлетворяют минимальным условиям и требованиям, изложенным в части II приложения 9 к Конвенции МДП. Без ущерба для статьи 38 Конвенции МДП это разрешение изымается, если соблюдение критериев, указанных в части II приложения 9 к Конвенции МДП, больше не обеспечивается.
Согласно части II приложения 9 к Конвенции МДП к минимальным условиям и требованиям, которые должны соблюдаться лицами, желающими получить допуск и использовать процедуру МДП, относится, в том числе, пункт d - отсутствие серьезных или неоднократных нарушений таможенных правил или налогового законодательства.
Как установлено судами, при вынесении решения ФТС России, с целью соблюдения прав и законных интересов Общества, осуществляющего деятельность в области международных перевозок грузов, а также недопущения необоснованного нарушения и (или) ограничения их права на использование процедур МДП, устанавливала факты неоднократного нарушения заявителем таможенного законодательства, соразмерность допущенных нарушений такой мере как изъятие допуска к процедуре МДП.
При этом ФТС России руководствовался положения пункта 4 статьи 6 Конвенции МДП, а также части II приложения 9 к Конвенции МДП в качестве основания для изъятия у заявителя допуска к процедуре МДП в связи с неоднократным привлечением Общества к административной ответственности за нарушение таможенных правил.
Судами же при признании оспоренного решения не соответствующим требованиям Конвенции МДП не признали данное решение не соответствующим указанным нормам Конвенции МДП.
При этом судами не было учтено, что допуск к процедуре МДП фактически означает предоставление перевозчику льгот в виде возможности пользоваться особыми таможенными правилами, предусмотренными Конвенцией МДП, которые облегчают условия выполнения международной автомобильной перевозки путем упрощения процедур таможенного оформления при прохождении границ (освобождение от уплаты или депозита ввозных и вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях (статья 4 Конвенции МДП).
Лишение допуска к процедуре МДП не ограничивает права заявителя осуществлять международные перевозки товаров под таможенным контролем по территории Российской Федерации в соответствии с национальной процедурой таможенного транзита, установленной Таможенным кодексом, Федеральным законом от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" и Положением о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2001 N 730, без льгот, предусмотренных Конвенцией МДП.
В связи с тем, что фактические обстоятельства, имеющие значение для данного дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применена норма права, арбитражный суд кассационной инстанции находит возможным отменяя решение и постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 августа 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2015 года по делу N А40-66807/15 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "ОлВикТранс" в удовлетворении требований о признании незаконным решения Федеральной таможенной службы N 04-31/10028 от 05 марта 2015 года "Об изъятии допуска (доступа) к процедуре МДП" отказать.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Министерством транспорта и Государственным таможенным комитетом Приказом от 01.09.1999 N 61/591 утверждено Положение о порядке допуска российских перевозчиков к процедуре МДП, которым в соответствии с пунктом 3 части II приложения 9 к Конвенции МДП установлены минимальные условия и требования к лицам, желающим получить допуск к процедуре МДП.
...
Лишение допуска к процедуре МДП не ограничивает права заявителя осуществлять международные перевозки товаров под таможенным контролем по территории Российской Федерации в соответствии с национальной процедурой таможенного транзита, установленной Таможенным кодексом, Федеральным законом от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" и Положением о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2001 N 730, без льгот, предусмотренных Конвенцией МДП."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2016 г. N Ф05-3608/16 по делу N А40-66807/2015
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2017 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 662-ПЭК16
12.04.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3608/16
18.12.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-47942/2015
24.08.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-66807/2015