Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20 июля 2006 г. N 18
"Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях"
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 31 августа 2006 г. N 30 настоящее постановление признано утратившим силу
Настоящее постановление поступило на регистрацию в Минюст РФ (информация опубликована в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 8 августа 2006 г., N 30, в газете "эжДосье", август 2006 г., N 34)
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав положение дел с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований при организации питания в общеобразовательных учреждениях за период 2005-2006 учебный год, установил.
Анализ организации горячего питания школьников показывает, что питание учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации остается крайне неудовлетворительным.
Охват учащихся горячим питанием в текущем учебном году составил, в среднем 63%, в 5-11 классах - 52,7% при этом в начальных классах - 79,5%,. Только 25% школьников получают горячую пищу 2 раза в день (завтрак и обед).
Наиболее неблагополучная ситуация на протяжении ряда лет складывается в Республике Дагестан, где только 5% учащихся получают горячее питание, в Кабардино-Балкарской Республике - 34%, Астраханской области - 42%, Хабаровском крае - 52,5%, Ярославской области - 57,8%.
При наличии групп продленного дня и длительном пребывании детей в образовательных учреждениях не организованы полдники в Свердловской, Липецкой, Новосибирской, Тверской, Омской, Брянской, Курской областях, Еврейской АО и других субъектах Российской Федерации.
В ряде территорий отмечается тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией, имеющей несбалансированный состав и высокую калорийность. (Тульская область, Алтайский край, Республика Бурятия и др.).
Недостатком в организации питания школьников является составление меню с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, превалирует углеводистая модель питания, используются приемы уменьшения объема и веса блюд.
В рационах имеет место невыполнение норм питания по основным продуктам питания (молоку, маслу сливочному, овощам, фруктам), отмечалось занижение веса порций готовых блюд, восполнение калорийности за счет углеводсодержащих продуктов в Чукотском АО, Чувашской Республике, Хабаровском крае, Курганской, Липецкой, Камчатской, Брянской, Магаданской областях.
Отмечается занижение объема порций мясных и рыбных блюд, гарниров. Не соответствие готовых блюд по калорийности и полноте вложений в Хабаровском крае - 31%, Пермском крае - 20,3%, Архангельской области - 47%, Новосибирской области - 31,3%, Удмуртской Республике на 13,9%, Республике Саха (Якутия) - 14%, Республике Татарстан - 15% и др.
Количество неудовлетворительных проб по микробиологическим показателям в Удмуртской Республике - 6,5%, в Хабаровском крае - 8,4%, в Хабаровском крае - 6,1%, Республика Саха (Якутия) - 7,7%, Архангельской области - 7%, при среднероссийском показателе - 2,26%.
В большинстве сельских школ рационы характеризуются несбалансированностью, использованием ограниченного набора продуктов. В рационах питания сельских школьников используется продукция приусадебных хозяйств (Тамбовская, Удмуртская Республика, Ставропольский край и др.), однако, только часть школ проводит лабораторный контроль за качеством выращенной продукции, не во всех школах имеются условия для ее хранения.
Одним из главных негативных моментов в организации питания является недостаточное финансирование из бюджетов различных уровней.
Средняя стоимость завтрака в сельских районах составляет 3-5 рублей, в городах 5-7 рублей. Обед - в сельских районах - 10-15 рублей, в городах - 20-25 рублей.
Из федерального бюджета выделяется финансирование на питание только детям, проживающим в зоне радиоактивного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС (Брянская, Белгородская, Воронежская, Калужская, Курская, Рязанская области), и ряду дотационных территорий.
Вместе с тем, из местных бюджетов выделяются средства на организацию питания в основном, только для детей из малообеспеченных и многодетных семей (Калининградская, Саратовская, Тамбовская, Ярославская, Самарская области и др.).
Практически во всех территориях практикуется использование средств родителей для оплаты горячего питания учащихся (Еврейский АО, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Хакасия, Амурская, Нижегородская, Новгородская, Псковская, Самарская области и др.).
В большинстве регионов меры, проводимые органами исполнительной власти, не обеспечивают охвата горячим питанием всех возрастных групп учащихся. При этом, в Чукотском АО, Корякском АО, в Хабаровском крае, Ульяновской, Тюменской, Архангельской, Астраханской, Московской областях даже не разработаны или не приняты специальные программы, касающиеся обеспечения школьников горячим питанием.
Отмечается слабая материально-техническая база пищеблоков, изношенность технологического и холодильного оборудования, его своевременный ремонт и замена. Так, 15% столовых в Удмуртской Республике требуют капитального ремонта, в Саратовской области износ оборудования более 80% - в 33% школ.
Кроме того, закрытие организаций общественного питания, на базе которых осуществлялось приготовление полуфабрикатов для школьных столовых, приводит к тому, что столовые-доготовочные школ работают на сырье, без необходимых условий для соблюдения технологии приготовления пищи в Приморском крае, г Санкт-Петербурге. При этом в 12% образовательных учреждений Российской Федерации нет пищеблоков.
Отсутствие у работников пищеблоков ряда общеобразовательных учреждений достаточной подготовки и случаи приема на работу лиц, страдающих хроническими заболеваниями, повлекли нарушения технологии приготовления блюд и возникновение пищевых отравлений и острых желудочно-кишечных заболеваний.
Так, в 2005-2006 учебном году зарегистрировано 11 вспышек инфекционных заболеваний, при этом количество пострадавших достигло 386 человек.
Крупные вспышки дизентерии в 2005-2006 учебном году возникли среди учащихся лицея "Лидер" г. Волгограда, в результате употребления недоброкачественных готовых блюд заболело 142 учащихся, в Республике Чувашия в Вурнаранской школе N 1 в результате нарушения технологии приготовления пищи и несоответствия пищеблока санитарным нормам пострадало 135 детей. На пищеблоках отмечены серьезные нарушения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, способствовавших инфицированию готовых блюд.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и сохранения их здоровья на территории Российской Федерации на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Cобрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 482) постановляю:
1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о:
1.1. Принятии дополнительных мер, направленных на обеспечение школьников горячим питанием, продуктами питания, обогащенными комплексами витаминов и минеральных веществ, предусмотрев выделение необходимых средств на обеспечение детей всех возрастных групп, посещающих общеобразовательные учреждения, а также на оснащение пищеблоков образовательных учреждений современным холодильным и технологическим оборудованием.
1.2. Необходимости восстановления льготного и бесплатного питания для учащихся всех классов (включая, старшие) и по организации горячего питания для учащихся.
2. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:
2.1. Обеспечить действенный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за организацией питания детей в общеобразовательных учреждениях, обратив особое внимание на работу пищеблоков, качество и безопасность пищевых продуктов, их пищевую ценность, в том числе использование пищевых продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами, а также лабораторно-инструментальный контроль за качеством выращенной на пришкольных участках продукции.
2.2. Совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации проанализировать рационы питания по сбалансированности, материально-техническое состояние пищеблоков образовательных учреждений, разработать планы мероприятий, предусмотрев их реконструкцию и обеспечение необходимым оборудованием и внести на рассмотрение в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по:
2.2.1. Оптимизации питания;
2.2.2. Улучшению материально-технической базы пищеблоков;
2.3. Представить информацию о принятых мерах по усилению надзора и контроля за состоянием питания в общеобразовательных учреждениях в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 01.05.2007.
3. Рекомендовать Минобрнауки России:
3.1. Представить в Правительство Российской Федерации предложения по реорганизации системы питания в общеобразовательных учреждениях на основе использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов.
3.2. Оптимизировать рационы питания детей и, в первую очередь, пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами.
3.3. Внедрить в практику организации питания общеобразовательных учреждений реализацию молока и продуктов, сбалансированных по составу и обогащенных витаминами и комплексами минеральных веществ через автоматы по реализации штучных товаров.
3.4. Разработать программы по обучению детей принципам здорового питания.
4. Федеральным государственным учреждениям здравоохранения "Центры гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации обеспечить достаточность, полноту и качество проводимых лабораторных исследований за условиями обучения и организацией питания в общеобразовательных учреждениях.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.
Главный санитарный врач |
Г.Г. Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В общеобразовательных учреждениях в 2005-2006 учебном году зарегистрировано 11 вспышек инфекционных заболеваний, при этом количество пострадавших достигло 386 человек. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и сохранения их здоровья ставятся задачи перед органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по принятию дополнительных мер, направленных на обеспечение школьников горячим питанием, продуктами питания, обогащенными витаминами, по выделению средств на обеспечение питанием детей всех возрастных групп, посещающих общеобразовательные учреждения, а также на оснащение пищеблоков образовательных учреждений современным холодильным и технологическим оборудованием.
Ставится вопрос о восстановлении льготного и бесплатного питания для учащихся всех классов (включая старшие) и об организации горячего питания для учащихся, о реализации молока и продуктов, сбалансированных по составу и обогащенных витаминами и комплексами минеральных веществ через автоматы по реализации штучных товаров. Также выдвигается требование оптимизации рационов питания детей и, в первую очередь, пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20 июля 2006 г. N 18 "Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях"
Настоящее постановление поступило на регистрацию в Минюст РФ (информация опубликована в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 8 августа 2006 г., N 30, в газете "эжДосье", август 2006 г., N 34)
Текст постановления опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", август 2006 г., N 24, в журнале "Санитарно-эпидемиологический собеседник (СЭС)", 2006 г., N 9, в журнале "Вестник образования России", ноябрь 2006 г., N 21
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 31 августа 2006 г. N 30 настоящее постановление признано утратившим силу