Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей на территориях, обслуживаемых ФМБА России в 2007 году, см. постановление Главного государственного санитарного врача по организациям и территориям, обслуживаемым Федеральным медико-биологическим агентством, от 28 марта 2007 г. N 1
Я, Главный государственный санитарный врач по организациям и территориям, обслуживаемым ФМБА России Романов В.В., проанализировав итоги летней оздоровительной кампании 2005 года, установил:
На территории Российской Федерации в летнем сезоне 2005 года функционировало 61328 детских летних оздоровительных учреждений, в которых отдохнуло 7485436 детей и подростков. В целом, на территории РФ происходит уменьшение количества ЛОУ и увеличение количества отдыхающих в них детей, как следствие наблюдается превышение фактической вместимости оздоровительных учреждений на 8-10%.
Продолжают отмечаться серьезные недостатки в организации питания детей и подростков. В рационах питания детей и подростков имело место невыполнение норм питания по молоку, мясу, рыбе, маслу сливочному, овощам и фруктам, отмечалось занижение веса порций готовых блюд, восполнение калорийности за счет углеводсодержащих продуктов. Не всегда и не везде проводилась "С" витаминизация готовых блюд, натуральные продукты заменялись консервированными.
Однако, в период летнего отдыха в 2005 году в детских летних оздоровительных учреждениях было зарегистрировано 4 случая массовых инфекционных заболеваний с 56 пострадавшими детьми.
На протяжении последних лет наиболее высокие показатели заболеваемости регистрируются в загородных стационарных и санаторных оздоровительных лагерях, что связано с несоблюдением температурного режима в жилых помещениях, отсутствием сушилок для одежды и обуви.
Резко возросло число случаев смерти детей - 11 (в 2004 году - 3), что связано с недостаточной организацией воспитательной работы со стороны администрации ЛОУ.
При осуществлении госсанэпиднадзора за перевозкой детей отмечались факты нарушений требований санитарных норм и правил.
В нарушение пунктов 2.1.10 и 2.3 СП 2.5.1277-03 допускалась посадка детей с острой формой заболевания, без медицинских справок, подтверждающих выздоровление.
Значительно возросло количество выявленных заболевших детей в пути следования к месту отдыха и обратно. С мая по октябрь 2005 г. в пути следования выявлено 480 заболевших детей (в 2004 - 119).
Актуальным остается вопрос организации полноценного горячего питания детей в пути следования. Из-за высокой оплаты, для многих родителей рационы недоступны.
На территориях, обслуживаемых Федеральным медико-биологическим агентством, в 2005 году функционировало 423 летних оздоровительных учреждения, в которых отдохнуло 82415 детей и подростков. С каждым годом наблюдается снижение количества летних учреждений и как следствие - количество отдохнувших в них детей. За пределами субъектов Российской Федерации и на территориях, не входящих в список объектов надзора ФМБА России отдыхало 8141 человек, что на 23,6 % меньше, чем в 2004 г.
Во время проведения подготовки к летнему периоду в целях улучшения санитарно-технического состояния летних оздоровительных учреждений (ЛОУ) и проведения противоэпидемических мероприятий в адрес руководителей предприятий специалистами органов госсанэпиднадзора ФМБА России были направлены предписания, 95,2% предложений которых было выполнено.
Все лагеря были приняты комиссиями в установленном порядке, заезд детей проводился с разрешения центров госсанэпиднадзора. Случаев открытия лагерей без санитарно-эпидемиологического заключения не зарегистрировано.
Основная часть загородных оздоровительных учреждений (89%) работала в 3-4 смены, в большинстве случаев продолжительность смен составляла 21 день, в 85 городских летних оздоровительных учреждениях (далее ЛОУ) общего типа смены были менее 21 дня (г. Обнинск, г. Саров, г. Кирово-Чепецк, г. Озерск, г. Трехгорный, г. Яровое, г. Межгорье, г. Усть-Катав).
Улучшилось качество питьевой воды в ЛОУ. Доля неудовлетворительных проб по микробиологическим показателям снизилась с 2,1% в 2004 году до 1,8% в 2005 году.
В городских лагерях (г. Обнинск, г. Электросталь, г. Ангарск, г. Заречный (Свердловской обл.), г. Шиханы, г. Железногорск, г. Кирово-Чепецк, п. Редкино, г. Трехгорный, г. Лесной, г. Лермонтов, г. Краснокаменск, п. Вольгинский, г. Яровое, п. Солнечный, г. Межгорье) в суточных рационах питания детей было занижено содержание молока, творога, рыбы и фруктов.
Данные, полученные с территорий, свидетельствуют об ухудшении качества поставляемого продовольственного сырья - в 4,2% случаев анализы не соответствовали нормативам по микробиологическим параметрам, в 3,3% случаях наблюдалось превышение содержания нитратов. На некоторых территориях не уделялось должного внимания качеству поступающего продовольственного сырья в ЛОУ, исследования не проводились в г. Кирово-Чепецк, п. Редкино, г. Заречный (Пензенской обл.), г. Озерск, г. Северск, г. Миасс, г. Комсомольск-на-Амуре, г. Краснокаменск, г. Курчатов, г. Покров, п. Солнечный, г. Межьгорье, г. Нижний Новгород.
Благодаря проводимым мероприятиям по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в течение оздоровительной кампании 2005 года в ЛОУ не было зарегистрировано вспышек инфекционных заболеваний и пищевых отравлений, за исключением 30 случаев случаев заболевания ветряной оспой, которые были зарегистрированы в детских оздоровительных учреждениях, организованных на базе общеобразовательных школ г. Заречный Свердловской области.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в летних оздоровительных учреждениях и эффективного отдыха и оздоровления детей и подростков, на территориях, обслуживаемых Федеральным медико-биологическим агентством, в летний период 2006 года, на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 482) и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 N 215, постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2006 N 5 постановляю:
1. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления и руководителям организаций, на балансе которых находятся летние оздоровительные учреждения:
1.1. Провести необходимую подготовку учреждений для детей к летней оздоровительной кампании, обратив особое внимание на проведение ремонтно-восстановительных работ на пищеблоках, водопроводных и канализационных сетях и сооружениях, в местах проживания детей.
1.2. Не позднее, чем за 2 недели до открытия летних оздоровительных учреждений организовать проведение эпизоотологического обследования, дезинсекционной и дератизационной обработок территории летнего оздоровительного учреждения и прилегающей территории.
1.3. Принять надлежащие меры по подбору квалифицированного медицинского персонала, персонала пищеблоков, имеющего опыт работы с детьми в летних оздоровительных учреждениях.
1.4. При организации питания в летних оздоровительных учреждениях, с учетом состояния здоровья детей, сведений о дефиците нутриентов, свойственному данному региону, вводить в рацион питания детей пищевые продукты, обогащенные витаминами, микро- и макронутриентами.
1.5. Не допускать отправку организованных групп детей к местам отдыха и обратно, без сопровождения взрослых и медицинских работников.
1.6. Обеспечить контроль за наличием справок у отъезжающих об отсутствии контакта с инфекционными больными по месту жительства амбулаторно-поликлиническими учреждениями за 3 дня до отъезда.
2. Начальникам ЦМСЧ/МСЧ, руководителям региональных и межрегиональных управлений, главным врачам центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России обеспечить:
2.1. Своевременное и качественное проведение медицинских осмотров сотрудников, направляемых на работу в летние оздоровительные учреждения.
2.2. Потребовать от медицинских работников летних оздоровительных учреждений:
2.2.1. Осуществлять действенный контроль за работой пищеблоков, организацией питания, соблюдением температурного режима в помещениях, физическим воспитанием и закаливанием детей, соблюдением физиологических норм нагрузки при проведении спортивных соревнований и трудовой деятельности.
2.2.2. Проводить работу по гигиеническому воспитанию детей и подростков, популяризации навыков здорового образа жизни, профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения.
2.3. Не допускать взимания платы при приемке учреждений летнего отдыха детей и подростков, при проведении лабораторно-инструментального контроля и при проведении профилактических медицинских осмотров персонала, направляемого для работы в оздоровительные учреждения, а также медицинских осмотров детей и подростков, при оформлении временной занятости на летний период.
3. Руководителям межрегиональных и региональных управлений:
3.1. Установить постоянное взаимодействие с территориальными управлениями Роспотребнадзора и территориальными органами здравоохранения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков направляющихся на отдых в ЛОУ иной ведомственной принадлежности.
3.2. Провести в течении# мая 2006 г. проверку готовности летних оздоровительных учреждений к работе в летний период 2006 года на предмет соответствия их санитарным нормам и правилам.
3.3. Обеспечить осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора в ЛОУ, обратив особое внимание на работу пищеблоков и состояние источников питьевого водоснабжения, мест купания.
3.4. Не допускать открытия летних оздоровительных учреждений без санитарно-эпидемиологического заключения.
3.5. Ознакомить с настоящим постановлением глав администраций, руководителей организаций имеющих на балансе летние оздоровительные учреждения, начальников ЦМСЧ/МСЧ, других заинтересованных лиц.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
|
В.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По итогам летней оздоровительной кампании 2005 года в летнем сезоне функционировало 61328 детских летних оздоровительных учреждений, в которых отдохнуло 7485436 детей. В целом, на территории РФ происходит уменьшение количества ЛОУ и увеличение количества отдыхающих в них детей, как следствие наблюдается превышение фактической вместимости оздоровительных учреждений на 8-10%.
Продолжают отмечаться серьезные недостатки в организации питания детей и подростков. В рационах питания детей и подростков имело место невыполнение норм питания по молоку, мясу, рыбе, маслу сливочному, овощам и фруктам, отмечалось занижение веса порций готовых блюд, восполнение калорийности за счет углеводсодержащих продуктов. Не всегда и не везде проводилась "С" витаминизация готовых блюд, натуральные продукты заменялись консервированными.
Резко возросло число случаев смерти детей - 11 (в 2004 году - 3), что связано с недостаточной организацией воспитательной работы со стороны администрации ЛОУ.
При осуществлении госсанэпиднадзора за перевозкой детей отмечались факты нарушений требований санитарных норм и правил.
Актуальным остается вопрос организации полноценного горячего питания детей в пути следования. Из-за высокой оплаты для многих родителей рационы недоступны.
Улучшилось качество питьевой воды в ЛОУ. Доля неудовлетворительных проб по микробиологическим показателям снизилась с 2,1% в 2004 году до 1,8% в 2005 году.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в летних оздоровительных учреждениях и эффективного отдыха и оздоровления детей и подростков рекомендуется провести необходимую подготовку учреждений для детей к летней оздоровительной кампании, обратив особое внимание на проведение ремонтно-восстановительных работ на пищеблоках, водопроводных и канализационных сетях и сооружениях, в местах проживания детей, за 2 недели до открытия ЛОУ организовать проведение эпизоотологического обследования, дезинсекционной и дератизационной обработок территории, принять меры по подбору квалифицированного медицинского персонала, персонала пищеблоков, имеющего опыт работы с детьми в летних оздоровительных учреждениях.
Ставится задача в мае 2006 г. провести проверку готовности летних оздоровительных учреждений к работе в летний период 2006 года на предмет соответствия их санитарным нормам и правилам. Открытие летних оздоровительных учреждений без санитарно-эпидемиологического заключения не допускается.
Постановление Главного государственного санитарного врача по организациям и территориям, обслуживаемым Федеральным медико-биологическим агентством, от 2 мая 2006 г. N 3 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей на территориях, обслуживаемых ФМБА России в 2006 году"
Текст постановления размещен на сайте Федерального медико-биологического агентства в Internet (http://www.fmbaros.ru)