По заключению Минюста РФ от 27 июля 2006 г. N 01/6520-ОХ настоящее постановление не нуждается в государственной регистрации
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав риск заноса и распространения на территории Российской Федерации особо опасных инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране страны, отмечаю, что в последние годы эпидемическая ситуация по этим болезням оставалась напряженной.
В 2003 г. зарегистрирована новая вирусная инфекционная болезнь - тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС), выявленная впервые на юге Китая и в течение нескольких месяцев получившая глобальное распространение, поразив 32 страны мира. Общее число заболевших достигло 8422, из них погибло - 916. Лабораторно подтвержденный случай заноса ТОРС был зарегистрирован и в Российской Федерации в г. Благовещенске. Проведенный комплекс противоэпидемических мероприятий, включавший ограничительные (карантинные) меры на пораженных территориях, в том числе и в пунктах пропуска через государственную границу, позволил остановить распространение ТОРС в России.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 2005 году в 35 странах было зарегистрировано 113939 больных холерой, что на 12,4% больных больше, чем в 2004 году. Заносы холеры регистрировались в странах Европы, США, Канаде, Австралии с Океанией. В Российской Федерации в 2005 г. было зарегистрировано 2 завозных случая холеры из Таджикистана в Москву и Тверскую область.
Остается напряженной в мире ситуация по гриппу птиц. Число стран, в которых регистрируются эпизоотические и эпидемические проявления гриппа птиц, неуклонно растет, увеличивается количество больных и умерших. По данным ВОЗ с 2003 года в 10 странах мира зарегистрировано 228 лабораторно подтвержденных случаев заболеваний людей, из которых 130 закончились летальным исходом. Эпизоотии гриппа птиц А (H5N1) зарегистрированы в 51 стране мира. В 2005-2006 годах эпизоотическое неблагополучие по гриппу птиц отмечалось в ряде регионов Южного федерального округа, Алтайском крае, Новосибирской, Омской и других субъектах Российской Федерации.
Учитывая продолжающиеся вспышки гриппа среди домашних птиц и возможное появление пандемического вируса, 59 сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения (23 мая 2005 г.) рекомендовала государствам-участникам приступить к незамедлительному соблюдению положений Международных медико-санитарных правил (ММСП 2005 г.), которые вступят в силу в 2007 году.
Продолжают регистрироваться завозы малярии на территорию Российской Федерации из стран Африки, Азии и СНГ. В 2005 году выявлен 81 случай завоза из стран СНГ и 60 случаев из стран дальнего зарубежья.
Сохраняется вероятность эпидемических осложнений в природных очагах чумы, расположенных на территории Российской Федерации, а также заноса этой болезни из-за рубежа и, прежде всего, из сопредельных стран - Монголии, Казахстана, Китая, с которыми у России имеются тесные коммуникационные связи. Заносы чумы возможны и из других (более 50) стран мира, в которых также имеются эпидемически активные природные и антропоургические очаги этой болезни.
Традиционным вопросом обеспечения санитарной охраны территории Российской Федерации является хадж к исламским святыням Мекки и Медины, который в 2006 г. совершили более 14,5 тысяч российских граждан из 38 субъектов страны.
В связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой в мире по инфекционным болезням, опасным в создании чрезвычайных ситуаций международного значения и существующей угрозе их заноса на территорию Российской Федерации из-за рубежа и в целях усиления мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) постановляю:
1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований рассмотреть вопрос о создании межведомственных санитарно-противоэпидемических комиссий для координации мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и санитарной охраны территории Российской Федерации.
2. Просить Федеральную пограничную службу Российской Федерации и Федеральную таможенную службу Российской Федерации поручить подведомственным органам и организациям:
2.1. Оказывать содействие специалистам органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в выполнении задач, направленных на предупреждение заноса и распространения инфекционных заболеваний на территорию Российской Федерации.
2.2. В случаях выявления у прибывающих из-за рубежа подозрения на инфекционное заболевание немедленно информировать сотрудников санитарно-карантинных пунктов (санитарно-карантинных отделов).
3. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим туроператорскую и турагенскую деятельность рекомендуется:
3.1. При организации зарубежных туристических поездок информировать граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке и местной инфекционной патологии в стране пребывания, возможном риске заражения инфекционными болезнями, мерах личной профилактики, обязательной вакцинации против желтой лихорадки при выезде в эндемичные по этой инфекции страны, обеспечении препаратами для химиопрофилактики малярии и действиях в случае заболевания после возвращения.
3.2. Обеспечить подготовку работников, занимающихся туроператорской и турагентской деятельностью, по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний.
3.3. Сохранять списки граждан, выезжающих в страны, эндемичные по карантинным инфекциям, в течение месяца после их возвращения, а для граждан, выезжающих в страны, эндемичные по малярии, - в течение 2 лет.
4. Органам управления здравоохранением совместно с управлениями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:
4.1. Разработать схему оповещения о выявления инфекционных больных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
4.2. Ежегодно проводить подготовку медицинского персонала учреждений здравоохранения по вопросам диагностики, лечения и профилактики особо опасных инфекций с проведением тренировочных учений и отработкой функциональных обязанностей и практических навыков в случае выявления больного с подозрением на инфекционные заболевания.
5. Органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
5.1. Обеспечить готовность "медицинских пунктов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации к временной изоляции выявленных в аэропортах, морских (речных) и железнодорожных вокзалах, в пунктах пропуска на автодорожных переходах больных инфекционными заболеваниями.
5.2. Разработать порядок госпитализации выявленных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации инфекционных больных в лечебно-профилактические учреждения и определить инфекционные стационары для их госпитализации.
5.3. Обеспечить готовность лечебно-профилактических учреждений к своевременному выявлению, проведению диагностических обследований, госпитализации лиц, заразившихся инфекционными или паразитарными болезнями во время пребывания за рубежом, оказанию квалифицированной медицинской помощи и медикаментозному лечению.
5.4. Обеспечить вакцинацию граждан, выезжающих с целью совершения хаджа, омры и на сезонные работы в Королевство Саудовской Аравии, против дифтерии и против менингита вакциной "Менцевакс ACWY".
6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту."
6.1. Разработать и представить на утверждение в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения о создании межведомственных санитарно-противоэпидемических комиссий для координации мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и санитарной охране территории, а также комплексные планы мероприятий по санитарной охране территории от заноса и распространения инфекционных болезней, потенциально опасных для возникновения чрезвычайных ситуаций международного значения.
6.2. Усилить санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации за пассажирами, прибывающими из стран, неблагополучных по инфекционным болезням, требующим проведения мероприятий по санитарной охране территории, товарами и грузами, представляющими угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
6.3. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за поступающими на территорию Российской Федерации пищевой продукции, товарами и грузами (в том числе по линии гуманитарной помощи) без документов, подтверждающих их безопасность для населения.
6.4. Совместно с заинтересованными надзорными (контрольными) органами провести паспортизацию пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 312 "О паспортах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации";
6.5. Обеспечить постоянную готовность подразделений санитарно-карантинного контроля к проведению противоэпидемических (профилактических) мероприятий при возникновении чрезвычайных эпидемических ситуаций международного значения в пунктах пропуска через государственную границу.
6.6. Осуществлять контроль за санитарным состоянием административной территории, соблюдением санитарных норм и правил на железнодорожных и автовокзалах, морских, речных, аэро- портах, принимать административные меры к устранению выявленных санитарных правонарушений.
6.7. Обеспечить сотрудников санитарно-карантинных пунктов, санитарно-карантинных отделов необходимыми средствами индивидуальной защиты (маски, респираторы, перчатки, противочумные костюмы и др.), дезинфицирующими средствами.
6.8. Проводить подготовку сотрудников таможенных и пограничных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации о сигнальных признаках заболеваний людей, соблюдении мер индивидуальной защиты при осуществлении контроля за пассажирами, транспортными средствами, товарами и грузами, прибывающими из неблагополучных стран.
6.9. Обеспечить подготовку экипажей (бригад) транспортных средств, выполняющих международные перевозки, по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний, выявления больных и лиц, подозрительных на инфекционное заболевание среди пассажиров и сотрудников в пути следования.
6.10. Информировать население через средства массовой информации об эпидемиологической ситуации в мире, возможных путях заражения и мерах профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний во время пребывания их в зарубежных странах
6.11. При выявлении больных чумой, холерой, геморрагическими лихорадками Ласса, Марбург, Эбола вносить в органы исполнительной власти предписание о введении ограничительных мероприятий в очаге, направленных на предотвращение распространения инфекции за его пределы.
7. Главным врачам ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии", ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте принять меры по укреплению и модернизации материально-технической базы и обеспечению постоянной готовности лабораторий особо опасных инфекционных болезней при проведении мероприятий по санитарной охране территории.
8. Руководителям противочумных учреждений:
8.1. Обеспечить готовность учреждения к организации и проведению противоэпидемических мероприятий в случае выявления больных (подозрительных) особо опасными инфекционными болезнями.
8.2. Оказывать практическую и методическую помощь учреждениям здравоохранения, органам и учреждениям Роспотребнадзора в организации и проведении мероприятий по санитарной охране территорий.
8.3. Проводить выборочный контроль противоэпидемической готовности лечебно-профилактических учреждений, предусмотренных для перепрофилирования в соответствии с комплексными планами по санитарной охране административных территорий.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главного государственного санитарного врача Российской Федерации Л.П. Гульченко.
|
Г.Г. Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проведен анализ ситуации по распространению на территории РФ особо опасных инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране.
В связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой и существующей угрозе заноса инфекционных болезней в РФ из-за рубежа органам исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований рекомендовано рассмотреть вопрос о создании при взаимодействии с территориальными органами Роспотребнадзора межведомственных санитарно-противоэпидемических комиссий для координации мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и санитарной охраны территории РФ.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим туроператорскую и турагенскую деятельность, рекомендовано организовать проведение мероприятий, направленных на информирование граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке и местной инфекционной патологии в стране пребывания, а также возможном риске заражения инфекционными болезнями.
По заключению Минюста России постановление не нуждается в государственной регистрации.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2006 г. N 14 "Об обеспечении мероприятий по санитарной охране Российской Федерации"
По заключению Минюста РФ от 27 июля 2006 г. N 01/6520-ОХ настоящее постановление не нуждается в государственной регистрации
Текст постановления опубликован в Бюллетене нормативных и методических документов госсанэпиднадзора, сентябрь 2006 г., N 3 (опубликован с датой от 03.07.2006 г.)