После решения Всемирной организации здравоохранения о сертификации Европейского региона как территории, свободной от полиомиелита, прошло четыре года. Однако глобальная сертификация ликвидации полиомиелита откладывается до 2008-2010 гг., что связано с наличием эндемичных по полиомиелиту стран, а также регионов, в которые дикий полиовирус был завезен.
По данным ВОЗ в 2005 г. в мире был зарегистрирован 1951 случай полиомиелита, вызванный диким полиовирусом (6 эндемичных стран и 8 стран, в которые вирус был завезен). По состоянию на 04.07.2006 г. зарегистрировано 680 случаев этого заболевания, в т.ч. 620 - в эндемичных странах (Нигерия - 526, Индия - 73, Пакистан - 7, Афганистан - 14) и 60 завозных случаев в 9 странах.
Национальным планом действий на 2003-2005 гг. по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации предусматривался ряд мероприятий, направленных на:
- совершенствование организационных форм и методов профилактической и противоэпидемической работы;
- поддержание высокого уровня иммунизации против полиомиелита;
- обеспечение качественных показателей эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами (ОВП);
- реализацию мероприятий по обеспечению безопасного лабораторного хранения диких полиовирусов;
- развитие и совершенствование эпидемиологического надзора за энтеровирусными инфекциями.
За анализируемый период проведен значительный объем организационных и профилактических мероприятий, как на федеральном уровне так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Пересмотрен состав и расширены функции Комиссии по диагностике полиомиелита и ОВП (приказ Роспотребнадзора от 08 июля 2005 г. N 633) и Комиссии по безопасному лабораторному хранению диких полиовирусов (приказ Роспотребнадзора от 06 сентября 2005 г. N 713).
В целях совершенствования эпидемиологического надзора за полиомиелитом и ОВП, повышения эффективности реализации мероприятий "Национального плана" пересмотрены задачи и функции Координационного центра ликвидации полиомиелита и утверждено "Положение об организации деятельности Координационного центра ликвидации полиомиелита Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (приказ Роспотребнадзора от 08.07.2005 N 634).
В каждом регионе с учетом конкретных местных условий разработаны соответствующие региональные планы, организована работа региональных комиссий по диагностике полиомиелита и ОВП, определены должностные лица, ответственные за организацию и проведение мероприятий по профилактике полиомиелита.
Значительное внимание уделялось информационному обеспечению, повышению квалификации медицинских работников по вопросам диагностики и профилактики полиомиелита, а также информационно-пропагандистской работе среди населения. Состояние работы по профилактике полиомиелита обсуждалось в органах управления здравоохранением, Госсанэпиднадзора. Всего за период 2003-2005 гг. подготовлено и издано 13 приказов Минздрава России, Роспотребнадзора, 34 информационно-методических письма.
В органы и учреждения Роспотребнадзора направлено 7 методических документов ВОЗ (рекомендации по надзору за вирусом полиомиелита в окружающей среде, по эпидемиологическому надзору за энтеровирусами для поддержки программы ликвидации полиомиелита, руководство по лабораторным исследованиям полиомиелита, выводы и рекомендации 15, 16, 17 и 18 совещаний Европейской Региональной комиссии по сертификации ликвидации полиомиелита), ежемесячно направлялась информация о глобальной ситуации по полиомиелиту.
Издается ежемесячный информационный бюллетень "Эпидемиологический надзор за полиомиелитом и ОВП в субъектах Российской Федерации".
Разработаны санитарно-эпидемиологические правила "Безопасность работы с материалами, инфицированными или потенциально инфицированными диким полиовирусом" и "Порядок хранения и транспортировки материалов, инфицированных или потенциально инфицированных диким полиовирусом", методические указания по вопросам серологического мониторинга состояния коллективного иммунитета, по организации и проведению тестового контроля знаний персонала вирусологических лабораторий по безопасному лабораторному хранению вирусов.
По специально разработанной программе в 2005 г. проведена паспортизация вирусологических лабораторий, подготовлены рекомендации по обеспечению биологической безопасности работы лабораторий.
Разработан проект программы "Профилактика энтеровирусных инфекций".
По вопросам совершенствования мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации, безопасного лабораторного хранения диких полиовирусов в период 2003-2005 гг. проведено 18 региональных совещаний врачей эпидемиологов и вирусологов органов и учреждений Роспотребнадзора, 3 совещания врачей-вирусологов региональных центров эпиднадзора за полиомиелитом и ОВП, а также расширенное совещание с участием специалистов Федеральной службы, региональных центров эпидемиологического надзора за полиомиелитом и ОВП, Координационного центра ликвидации полиомиелита, комиссий по диагностике полиомиелита, по сертификации, ликвидации полиомиелита, по безопасному лабораторному хранению диких полиовирусов, Национальной лаборатории по диагностике полиомиелита, Института полиомиелита и вирусных энцефалитов им.М.П. Чумакова РАМН.
В 2004 г. в г. Пятигорске Ставропольского края для педиатров и эпидемиологов Республик Ингушетия, Северная Осетия и Чеченской Республики проведен семинар по вопросам диагностики, эпидемиологии и профилактики полиомиелита.
В целях оценки мероприятий по профилактике полиомиелита специалистами Роспотребнадзора, Координационного центра ликвидации полиомиелита, региональных центров эпиднадзора за полиомиелитом и ОВП осуществлены выезды в 68 субъектов Российской Федерации. Итоги проверок обсуждались в органах управления здравоохранением и госсанэпидслужбы.
В последние годы в Российской Федерации достигнуты успехи в проведении плановой иммунизации против полиомиелита - охват вакцинацией и ревакцинацией детей в сроки, установленные национальным календарем профилактических прививок, ежегодно составлял более 95%. Показатель своевременности вакцинации детей в возрасте 12 мес. по Российской Федерации увеличился с 97,1% в 2002 г. до 98,1% в 2005 г., при этом удельный вес территорий, где 95,0% и более детей вакцинированы своевременно, достиг в 2005 г. 98,9% (в 2002 г. - 96,6%).
До 97,2% в 2005 г. вырос показатель своевременности ревакцинации детей в возрасте 24 мес. (2002 г. - 95,9%), а доля территорий с "нормативным" показателем составила 94,4% (2002 г. - 74,2%).
С 93,2% в 2002 г. до 98,1% в 2005 г. увеличился показатель ревакцинации детей в возрасте 14 лет. Если в 2002 г. в 28 территориях не был достигнут требуемый 95% уровень, то в 2005 г. таких территорий было всего 4.
В Республике Ингушетия и Чеченской Республике в 2003-2005 гг. проводилась дополнительная двукратная иммунизация против полиомиелита детей в возрасте 0-60 мес. ("субнациональные дни иммунизации"). В Республике Ингушетия ежегодно дополнительную иммунизацию получали в среднем 25 тыс. детей, в Чеченской Республике - 103 тыс.
В городах и районах страны, где не был достигнут показатель охвата своевременности иммунизации 95% и более ("территории риска"), проводилась дополнительная двукратная иммунизация против полиомиелита детей в возрасте 3-36 мес. (операции "подчищающей иммунизации"). В 2003 г. дополнительная иммунизация проведена в 53, 2004 г. в 52, 2005 г. в 56 субъектах Российской Федерации. Дополнительно иммунизировано 132 тыс., 89 тыс., 57 тыс. детей соответственно, охват прививками составил 95,3% - 97,8%.
Проводилась дополнительная иммунизация против полиомиелита детей из семей беженцев, вынужденных переселенцев, кочующих групп населения, прибывших из Чеченской Республики, эндемичных по полиомиелиту территорий, контактных в очагах ОВП, детей в домах ребенка, детских домах, а также не имеющих сведений о профилактических прививках.
Всего дополнительно было иммунизировано в 2003 г. 4098 детей в 57, в 2004 г. - 4478 в 45 и в 2005 г. - 3205 детей в 40 субъектах Российской Федерации.
За период 2004-2005 гг. контактных детей в очагах ОВП иммунизировано соответственно 798 и 654, детей в домах ребенка, детских домах 853 и 1075, а также 2097 и 1625 детей соответственно, не имеющих сведений о прививках.
В родильных домах территорий Северного Кавказского региона новорожденные получали оральную полиомиелитную вакцину ("нулевая вакцинация"). Количество таких детей составляло 180-215 тысяч, охват вакцинацией 97-98%.
В субъектах Российской Федерации осуществлялся серологический мониторинг состояния коллективного иммунитета к полиомиелиту - ежегодно исследовались сыворотки 14-15 тыс. детей. Результаты исследований (95,0% и более серопозитивных к 1 и 2 типу, 85-87% к 3 типу полиовируса) свидетельствуют об эффективности вакцинопрофилактики.
В настоящее время риск полиомиелита в нашей стране больше ассоциируется с применением живой полиомиелитной вакцины. Так, ежегодно регистрируется до 15 случаев вакциноассоциированного паралитического полиомиелита (ВАПП).
В 2004 году в 13-ти субъектах Российской Федерации зарегистрировано 15 случаев ВАПП: 10 случаев - у реципиентов вакцины, 4 случая - у контактных (Пермская, Костромская, Свердловская области) и 1 случай другой, неуточненной этиологии, совместимый с полиомиелитом.
В 2005 г. в 8 территориях зарегистрировано 7 случаев ВАПП (Алтайский, Красноярский края, Республики Мордовия, Якутия, Башкортостан, Иркутская и Челябинская области) и 1 случай неуточненной этиологии, совместимый с полиомиелитом в Кемеровской области. Случаи ВАПП у контактных отмечены в Республике Мордовия, Алтайском крае, Иркутской области.
В последние годы более широко стала применяться инактивированная полиомиелитная вакцина (ИПВ), закупки которой проводились за счет средств субъектов Российской Федерации и других источников финансирования. Так, в 2003 г. в 50 территориях иммунизировано ИПВ более 18 тыс. детей, в 2004 г. в 55 субъектах - 18,1 тыс., в 2005 г. в 64 территориях привито ИПВ 36,6 тыс. детей.
Согласно приоритетному национальному проекту в сфере здравоохранения в 2006-2007 гг. ежегодно предполагается трехкратно вакцинировать ИПВ 150 тыс. детей.
В целом по стране основные качественные показатели эпидемиологического надзора за полиомиелитом и ОВП соответствуют рекомендуемым ВОЗ.
Так, показатель заболеваемости ОВП на 100 тыс. детей в возрасте до 15 лет составляет 1,5-1,6, своевременность представления отчетов - 98% - 98,8%, своевременность выявления больных - 81,5% - 82,4%. Во всех случаях для вирусологического обследования проводится забор 2-х проб стула и все материалы исследуются в региональных центрах эпидемиологического надзора за полиомиелитом и ОВП или в Национальной лаборатории по диагностике полиомиелита ("горячие случаи"), при этом 98,2% - 98,8% проб стула доставляются в достаточном объеме, в герметичной упаковке, с соблюдением условий "холодовой цепи". Показатель адекватности обследования больных ОВП - 87,8% - 90,1%.
Эпидемиологическое расследование случаев ОВП в 92,1% - 93,7% проводится своевременно, повторный осмотр больных в 93,4% - 98,4%, окончательная классификация случаев - в 96,5% -100%.
Дети беженцев и вынужденных переселенцев, а также прибывших из эндемичных стран обследуются на полиомиелит. За последние 3 года обследовано около 3-х тысяч таких детей. Диких вирусов полиомиелита не обнаружено.
Ежегодно в стране проводится 10-13 тысяч вирусологических исследований проб материала из объектов окружающей среды на энтеровирусы, в т.ч. на полиомиелит; сточные воды составляют до 70% от объема исследований. Результаты исследований свидетельствуют об отсутствии циркуляции дикого вируса на территории России.
После ликвидации полиомиелита в России лаборатории остаются источниками дикого полиовируса, и решающее значение приобретает безопасное обращение с диким полиовирусом в лабораториях (контейнмент). Составлен Национальный инвентарный реестр лабораторий Российской Федерации, работающих с инфицированным или потенциально инфицированным диким полиовирусом материалом, в который включено 83 лаборатории, в том числе: 5 лабораторий, работающих с диким полиовирусом (4 лаборатории Института полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П. Чумакова РАМН и 1 лаборатория НИИ вирусологии им. Д.И. Ивановского РАМН) и 78 лабораторий, работающих с потенциально инфицированным материалом (вирусологические лаборатории проводящие исследования на энтеровирусы). В 2004 г. проведено обновление паспортных данных лабораторий, вошедших в Национальный реестр.
Несмотря на достигнутые успехи, в ряде субъектов Российской Федерации отмечены серьезные недостатки в организации и проведении мероприятий по реализации "Национального плана".
Не достигнут 95% показатель вакцинации детей в возрасте 12 мес. в 2003 г. в Чеченской Республике и Ненецком автономном округе, в 2004 г. - в Чеченской Республике, в 2005 г. - в Ямало-Ненецком автономном округе (93,9%). Менее 95% детей в возрасте 24 мес. ревакцинировано в течение 2003-2005 гг. в Чеченской Республике, Приморском крае, Ненецком, Ямало-Ненецком автономных округах. В Таймырском автономном округе в 2005 г. этот показатель составил 94,1%.
Несвоевременно были ревакцинированы дети в возрасте 14 лет в 2003 г. в 9, в 2004 г.- в 5, в 2005 г. - в 4 субъектах Российской Федерации. При этом в 2004-2005 гг. не достигнут "нормативный" показатель в Чеченской Республике, Приморском крае и Тюменской области. В 2004 г. этот показатель в Республике Татарстан составил 89,4%, в Агинском Бурятском автономном округе - 44,5%, в 2005 г. в Ямало-Ненецком автономном округе - 93,3%.
При организации дополнительной иммунизации не всегда проводится анализ состояния иммунизации в городах, районах для определения контингентов детей, подлежащих иммунизации, не обеспечивается полный охват прививками всех детей в соответствующем городе, районе, недостаточно проводятся мероприятия по активному выявлению детей из семей беженцев, вынужденных переселенцев, прибывших из Чеченской Республики, эндемичных по полиомиелиту территорий, кочующих групп населения.
При наличии "территорий риска", в которых не достигнут 95% показатель иммунизации, в 2005 г. не проводилась "подчистка" в Алтайском, Хабаровском краях, Белгородской, Ярославской, Оренбургской, Тюменской и Камчатской областях.
В 2005 г. в городах и районах, где не были обеспечены "нормативные" показатели иммунизации, дополнительная иммунизация проведена не в полном объеме (не всем детям в возрасте от 3 мес. до 3 лет).
Так, в Ивановской области показатель своевременности вакцинации менее 95% имел место в 1 районе, а дополнительно было привито всего 12 детей. В Тверской области менее 95% детей ревакцинировано своевременно в 2 городах и 2 районах, а дополнительно получили прививки всего 140 детей. В Кемеровской области при наличии 3 городов и 5 районов, где не достигнут "нормативный" показатель иммунизации, подчищающей иммунизацией охвачены 733 ребенка. В Краснодарском крае дополнительно иммунизировано только 287 детей, хотя в 1 районе менее 95% детей своевременно вакцинировано, а в 1 районе - своевременно ревакцинировано. В Таймырском автономном округе "нормируемый" показатель иммунизации не достигнут при вакцинации в 1 районе, при ревакцинации - в 2 районах, а дополнительно иммунизировано лишь 5 детей.
Всего лишь в 11 субъектах Российской Федерации проводилась дополнительная иммунизация детей из семей беженцев, вынужденных переселенцев (Челябинская, Иркутская, Оренбургская, Ростовская, Воронежская, Липецкая, Астраханская, Ивановская, Орловская, Самарская области, Ставропольский край), в 4 - иммунизация детей из семей кочующих групп населения (Ставропольский край, Белгородская, Ярославская, Липецкая области), в 19 - иммунизация детей, прибывших из Чеченской Республики, эндемичных по полиомиелиту территорий.
При организации серологического мониторинга состояния коллективного иммунитета не везде правильно определяются индикаторные группы населения, исследуется нерепрезентативное количество сывороток. Так, в 2005 г. в Республике Мордовия обследовано всего 61, в Магаданской области 35 детей и взрослых, в Республике Карелия, Мурманской, Рязанской, Кировской областях соответственно 95, 60, 94, 27 детей.
Следует особо отметить, что регистрация контактных случаев вакциноассоциированного полиомиелита в организованных коллективах с постоянным пребыванием детей (дома ребенка, детские дома и т.д.) обусловлена отсутствием организации разобщения не привитых детей и недавно привитых, что недопустимо.
Количество территорий, где не выявляются и не регистрируются случаи ОВП ("молчащие территории") увеличилось с 11 в 2003 г. до 18 в 2005 г. при этом с 5 до 11 возросло количество территорий, где по расчетным данным должно регистрироваться 1-3 случая ОВП. В течение 2003-2005 гг. не выявляются больные ОВП в Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Камчатской области, в 2004-2005 гг. - в Республике Хакассия, в 2003 и 2005 гг. - в Магаданской области.
Показатель заболеваемости менее 1,0 отмечен в течение 2003-2005 гг. в Краснодарском крае, в 2004-2005 гг. - в Ленинградской и Калужской областях. Количество таких территорий увеличилось с 11 в 2004 г. до 14 в 2005 г.
Позднее выявление больных ОВП в 2005 г. имело место в 25 субъектах Российской Федерации (2003 г. - 26). В 8 территориях в 2003 г., в 5 в 2004 г. и в 7 в 2005 г. отмечена поздняя доставка материала от больных ОВП (Республика Тыва, Свердловская область - 2003, 2004 гг., Нижегородская область - 2004, 2005 гг., Кемеровская, Вологодская области, Алтайский край, Карачаево-Черкесская Республика, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа - 2005 г.).
Имела место доставка проб в неудовлетворительном состоянии из ряда субъектов Российской Федерации (9 - в 2003 г., 6 - в 2004 г., 2 - в 2005 г.), при этом нарушение правил доставки из Архангельской, Нижегородской областей отмечены в 2003-2004 гг., в 2004 г. - из г. Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Ростовской, Московской областей, в 2005 г. - из Республики Алтай, Ивановской области.
Недостаточно активно проводятся мероприятия по выявлению "горячих" случаев ОВП: в 2003 г. выявлено 43 случая в 31 субъекте Российской Федерации, в 2005 г. - 58 случаев в 28 субъектах.
В декабре 2004 г. установлен факт внутрилабораторной контаминации диким вирусом полиомиелита в вирусологической лаборатории центра Госсанэпиднадзора в Республике Мордовия, что явилось следствием грубых нарушений требований нормативных и методических документов по вопросам режима микробиологических лабораторий, безопасного лабораторного хранения диких полиовирусов, диагностики полиомиелита и ОВП, слабой материально-технической базы вирусологической лаборатории, низкой профессиональной квалификации, безответственного отношения персонала к своим служебным обязанностям, недостаточного контроля за их работой со стороны руководства.
Результаты паспортизации вирусологических лабораторий, включенных в Национальный реестр лабораторий Российской Федерации, имеющих инфицированные или потенциально инфицированные диким полиовирусом материалы, свидетельствуют о недостаточной материально-технической базе этих лабораторий, несоблюдении ими основных требований санитарных правил СП 1.3.1325-03 "Безопасность работы с материалами, инфицированными или потенциально инфицированными диким полиовирусом".
Необходимо отметить, что в ряде случаев не в полном объеме проводится дополнительное обследование больных вакциноассоциированным паралитическим полиомиелитом, несвоевременно доставляется в национальную лабораторию по диагностике полиомиелита материал от "горячих" случаев ОВП, не проводится внутренний контроль качества работы вирусологических лабораторий.
В настоящее время после сертификации ликвидации полиомиелита в Европейском регионе, в том числе в нашей стране, сохраняется реальная угроза завоза дикого полиовируса в связи с восстановлением передачи инфекции в Африке и ряде стран Восточно-Средиземноморского региона.
Вместе с тем, в ряде субъектов Российской Федерации руководители органов управления здравоохранением, органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не проявляют должного внимания и ответственности к мероприятиям по профилактике полиомиелита.
В целях совершенствования мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации необходимо:
- Довести данную информацию до сведения руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
- Обеспечить в полном объеме реализацию "Национального плана действий на 2006-2008 гг. по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации".
- С учетом конкретных местных условий разработать соответствующие региональные планы, обеспечить их реализацию.
- Провести необходимые организационные и практические мероприятия по повышению внимания и ответственности специалистов органов и учреждений здравоохранения, Роспотребнадзора по совершенствованию мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъектов Российской Федерации.
- Обеспечить поддержание на высоком уровне показателей иммунизации с городах, районах, населенных пунктах, лечебно-профилактических, детских учреждениях, врачебных, фельдшерских участках.
- Обеспечить дополнительную иммунизацию против полиомиелита детей "групп риска".
- Обеспечить своевременное и полное выявление и обследование больных ОВП.
- Обеспечить соблюдение требований биологической безопасности работы микробиологических лабораторий.
Руководитель |
Г.Г. Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26 июля 2006 г. N 0100/8105-06-32 "О реализации "Национального плана действий на 2003-2005 гг. по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был