В связи с обращениями руководителей ряда территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по вопросам практического применения отдельных положений Федерального закона "О техническом регулировании" от 18.12.2003 N 184-ФЗ (далее - Закон N 184-ФЗ) в части создания систем добровольной сертификации в сфере здравоохранения и социального развития Росздравнадзор разъясняет.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "27.12.2002"
В настоящее время одним из методов контроля качества медицинской помощи в России является сертификация. Согласно ст. 2 Закона 184-ФЗ: "сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров".
В сфере здравоохранения и социального развития подтверждение соответствия носит добровольный характер и осуществляется в форме добровольной сертификации. С этой целью в субъектах Российской Федерации могут создаваться системы добровольной сертификации в сфере здравоохранения и социального развития (далее СДС).
СДС может быть создана юридическим лицом (лицами) или индивидуальным предпринимателем (предпринимателями). "Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации" (п. 2 ст. 21 Закона N 184-ФЗ).
Одним из принципов технического регулирования является недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации, равно как недопустимость совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации (ст. 3 Закона N 184-ФЗ).
К компетенции органа по сертификации относятся следующие функции: осуществление подтверждения соответствия объектов добровольной сертификации; выдача сертификатов соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию; приостановление или прекращение действия выданных им сертификатов соответствия. При этом заявитель проходит добровольное подтверждение соответствия по своей инициативе и на договорной основе с органом по сертификации.
Созданная СДС может быть зарегистрирована в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, которое уполномочено вести единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации.
Обращаем ваше внимание на следующее обстоятельство.
Инициативный характер создания СДС в регионах и добровольность их регистрации на федеральном уровне, а также необязательность аккредитации органов по добровольной сертификации в сфере здравоохранения и социального развития может привести к созданию многих систем. Часть из создаваемых систем по своим программам оценки соответствия может не обеспечивать качество экспертизы на соответствие требованиям норм, правил и стандартов, в частности, к безопасности пациентов.
В связи с изложенным, Росздравнадзор предлагает руководителям территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития включить в сферу своего внимания деятельность центров добровольной сертификации в части соответствия их программ оценки соответствия отраслевым требованиям.
Со своей стороны, Росздравнадзор планирует провести сравнительную оценку регистрируемых СДС и их программ оценки соответствия с целью выбора оптимальных систем, которые можно будет рекомендовать к использованию в субъектах РФ.
Руководитель |
Р.У. Хабриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По вопросу создания в субъектах РФ систем добровольной сертификации (СДС) в сфере здравоохранения и социального развития сообщается следующее.
СДС создается юридическим лицом (лицами) или индивидуальным предпринимателем (предпринимателями). Регистрация СДС в Ростехрегулировании является добровольной. Аккредитация органов по добровольной сертификации в сфере здравоохранения и социального развития не обязательна.
Указанные обстоятельства могут привести к появлению многих СДС, часть из которых не обеспечит качественную экспертизу объектов сертификации.
В связи с этим руководители территориальных органов Росздравнадзора должны отслеживать, соответствуют ли отраслевым требованиям программы оценки центров добровольной сертификации.
Росздравнадзор, в свою очередь, сравнит регистрируемые СДС и их программы оценки соответствия. Оптимальные СДС будут рекомендованы к использованию в субъектах РФ.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 13 марта 2006 г. N 01И-191/06 "О создании систем добровольной сертификации в субъектах Российской Федерации"
Текст письма опубликован в Бюллетене нормативно-справочной информации по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, 2006 г., N 4