Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Анализ
состояния работ по обеспечению проведения социально-гигиенического мониторинга и задачи по его совершенствованию
В связи с административной реформой федеральных органов исполнительной власти, в том числе подведомственных Минздраву России, в период 2004-2006 г.г. потребовались изменения правовых и нормативно-методических документов в области проведения социально-гигиенического мониторинга.
Внесены изменения в Федеральный закон от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Приняты новые постановление# Правительства Российской Федерации:
от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации";
от 02 июня 2006 г. N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "02 февраля 2006 г."
от 13 марта 2006 г. N 128 "О реализации федеральными органами исполнительной власти мероприятий по обеспечению безопасности граждан, постоянно или преимущественно проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия"
Организация и ведение социально-гигиенического мониторинга определены как ведущее направление деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации Роспотребнадзором издан приказ от 15.02.2006 N 23 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 г. N 60".
В соответствии с приказом подготовлены План мероприятий по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга" и проекты следующих документов:
1. Методические рекомендации по программно-аппаратному обеспечению ведения социально-гигиенического мониторинга;
Методические рекомендации по программно-аппаратному обеспечению ведения социально-гигиенического мониторинга утверждены Главным государственным санитарным врачом 17 ноября 2006 г. N 0100/12297-06-34
2. Положение о Федеральном информационном фонде данных социально-гигиенического мониторинга;
3. Порядок информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении социально-гигиенического мониторинга;
Порядок информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении социально-гигиенического мониторинга (СГМ), утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 5 декабря 2006 г. N 383
4. Методические рекомендации по ведению социально-гигиенического мониторинга;
5. Порядок разработки мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания на население по результатам проведения социально-гигиенического мониторинга.
Приказом Роспотребнадзора от 26 апреля 2005 N 385 "Об организации работы по социально-гигиеническому мониторингу" утвержден "Порядок ведения социально-гигиенического мониторинга", которым:
регламентирована организация ведения социально-гигиенического мониторинга;
определен порядок формирования показателей, объектов и факторов для ведения СГМ;
определены задачи федерального информационного фонда в социально-гигиеническом мониторинге.
Приказом Роспотребнадзора от 30.12.2005 N 810 "О Перечне показателей и данных для формирования Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга" утвержден дополнительный Перечень показателей и данных для формирования федерального информационного фонда СГМ, куда включены новые разделы "Условия труда и профессиональная заболеваемость", "Показатели радиационной безопасности объектов окружающей среды и среды обитания людей", "Санитарно-эпидемиологическая безопасность почвы населенных мест".
26 мая 2006 г. в г. Москве под председательством руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко состоялось совещание по вопросам ведения социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации (далее - совещание).
С программным докладом "О ходе проведения социально-гигиенического мониторинга и задачах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 г. N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга" выступил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Н.В. Шестопалов.
Материалы совещания предусмотрено опубликовать отдельным сборником.
Протоколом особо отмечены:
недостаточное использование результатов социально-гигиенического мониторинга при осуществлении надзорных функций;
отсутствие единой методики расчета экономического ущерба от воздействия факторов среды обитания человека;
низкая штатная укомплектованность подразделений госсанэпидслужбы по ведению СГМ.
Мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В настоящее время Роспотребнадзором разрабатывается новый Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмен ими с другими участниками СГМ, в том числе и с Федеральным медико-биологическим агентством.
См. Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмена ими между федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и другими организациями, участвующими в проведении социально-гигиенического мониторинга, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17 ноября 2006 г. N 367
Данные СГМ, согласно указанного Порядка должны быть разбиты на 2 группы - данные, передаваемые в Федеральную службу на федеральном уровне и данные, передаваемые на региональном уровне.
Как отмечено совещанием, необходимо в большем объеме использовать результаты социально-гигиенического мониторинга при осуществлении надзорных функций.
Федеральному центру гигиены и эпидемиологии поручено представить в Федеральную службу предложения о нормативном обеспечении методологии оценки риска и использовании ее при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы объектов надзора, а также подготовить проект методических рекомендаций по унифицированной методике расчета экономического ущерба от воздействия факторов среды обитания человека.
В целях оперативной реализации опыта по использованию СГМ в повышении эффективности надзорной деятельности совещание рекомендовало проведение ряда организационных мероприятий.
Протоколом от 26.05.2006 г. отмечено, что ещe редко проводятся региональные совещания по вопросам проведения социально-гигиенического мониторинга. Роспотребнадзору рекомендовано ввести в практику систематическое проведение региональных совещаний госсанэпидслужбы по оперативным вопросам проведения социально-гигиенического мониторинга.
Ближайшее такое региональное совещание для организаций Центрального федерального округа намечено Роспотребнадзором провести в г. Ярославле 7-8 декабря 2006 г.
Кроме того, совещание от 26.05.2006 г. рекомендовало ввести в практику работы по СГМ проведение многопользовательских видеоконференций с использованием Веб-камер и сети Интернет, для чего приобрести в отделы социально-гигиенического мониторинга Веб-камеры с микрофонами и установить (под ОС Windows XP) бесплатную русифицированную программу Skype 2.0, которую можно найти на сайте www.skype.com.
В 2004 году Роспотребнадзором подготовлен проект целевой отраслевой Программы "Реализация стратегии организации и развития государственной системы социально-гигиенического мониторинга в 2006-2008 годах". Основные разделы Программы рекомендовано использовать при разработке региональных программ ведения СГМ.
Как отмечено на совещании, после реорганизации госсанэпидслужбы еще более актуальной стала кадровая проблема. Во многих территориальных управлениях и центрах гигиены и эпидемиологии отделы социально-гигиенического мониторинга все еще не выделены в самостоятельные структурные подразделения, а сотрудники, занимающиеся проведением СГМ, включены в другие структурные подразделения, где выполняют несвойственную им работу.
Руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора указано на необходимость ввести в структуру территориальных управлений отделы социально-гигиенического мониторинга, независимые от других отделов, и взять под личную ответственность кадровое обеспечение ведения СГМ. Отделы создать исходя из имеющейся штатной численности. Серьезного внимания требует низкий уровень послевузовской подготовки врачей по вопросам СГМ и оценки риска здоровью населения.
Отмечено, что важнейшей задачей развития СГМ по прежнему остается его методическое обеспечение.
В течение 2004-2005 г.г. рабочими группами Роспотребнадзора подготовлены 3 проекта методических указаний по ведению СГМ, которые проходят рассмотрение в Федеральной службе:
Социально-гигиенический мониторинг. Атмосферный воздух населенных мест. Вода централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Сбор, обработка и анализ показателей;
Социально-гигиенический мониторинг. Контаминация продовольственного сырья и продуктов питания химическими веществами. Сбор, обработка и анализ показателей;
Установление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и влиянием на него факторов среды обитания.
В 2004 году утверждены методические рекомендации "Социально-гигиенический мониторинг. Инвалидность детей. Сбор, обработка и анализ показателей" N ФЦ/3718 от 01.12.2004 г.
Федеральному центру гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора в рамках документа Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмена ими между федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и другими организациями, участвующими в проведении мониторинга, поручено:
определить необходимый объем показателей, собираемых на региональном уровне при проведении СГМ;
подготовить проект информационного письма о порядке отбора точек наблюдения и установления необходимых объемов исследований при проведении социально-гигиенического мониторинга.
Совещание отметило, что необходимо упростить инструкции по сбору данных для социально-гигиенического мониторинга, сделать их более простыми и понятными для практического использования.
Предусмотрена разработка методических указаний по организации сбора и обработке показателей для ведения СГМ по разделам "Условия труда и профессиональная заболеваемость", "Санитарно-эпидемиологическая безопасность почвы населенных мест", "Условия воспитания и обучения детей и подростков".
Но все еще не разработаны методические документы для ведения СГМ в части безопасности питания, здоровья детей и подростков, условий воспитания и обучения детей и подростков, нормативного обеспечения методологии оценки риска и использовании ее при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы объектов надзора.
Протоколом совещания также указано, что в рабочие группы по подготовке нормативно-методических документов с целью повышения их научно-методического уровня и использования научных достижений следует более широко привлекать представителей профильных научно-исследовательских институтов.
По данным письма Роспотребнадзора от 15.12.2005 N 0100/11391-05-32 "Анализ работы организаций и учреждений Роспотребнадзора по использованию данных социально-гигиенического мониторинга" госсанэпидслужбой использовались геоинформационные системы, позволяющие проводить анализ полученной информации о среде обитания и здоровье населения, подготовлены картографические атласы с отражением динамики показателей среды обитания, медико-демографических показателей, распространенности заболеваемости по возрастным группам населения, по показателям эпидемиологического риска.
В целях дальнейшего совершенствования работ по социально-гигиеническому мониторингу и использованию компьютерных технологий Роспотребнадзором издан приказ от 21.04.2006 N 106 "О создании Совета по экспертизе программных продуктов при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека". Этим же приказом утвержден и Порядок проведения экспертизы программных продуктов.
Насущной проблемой остается унификация программного обеспечения, используемого для проведения СГМ и его простота при эксплуатации сотрудниками региональных органов и организаций.
При построении системы социально-гигиенического мониторинга необходимо строго придерживаться политики унификации программного обеспечения, используемого для проведения социально-гигиенического мониторинга, а также следовать рекомендациям Совета по экспертизе программных продуктов при Роспотребнадзоре.
Совещание отметило необходимость быстрее внедрять передовые информационные технологии в практику работы отделов социально-гигиенического мониторинга.
Организациями и учреждениями Госсанэпиднадзора Федерального медико-биологического агентства в целях реализации статьи 45 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Указа Президента Российской Федерации от 11.10.2004 N 1304 "О Федеральном медико-биологическом агентстве", постановлений Правительства Российской Федерации от 15.12.2004 N 789 "Вопросы Федерального медико-биологического агентства", от 11.04.2005 N 206 "О Федеральном медико-биологическом агентстве" продолжалась работа по ведению государственного социально-гигиенического мониторинга, укреплению его нормативно-правовой и методической базы, разработке управленческих решений, направленных на выполнение задач по развитию системы специализированного санитарно-эпидемиологического надзора и медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда.
В соответствии с приказом Федерального медико-биологического агентства от 17 марта 2006 г. N 71 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга" Управлением Госсанэпиднадзора ФМБА России совместно с Головным центром ГиЭ и НИЦ ИТЭП подготовлены План мероприятий Федерального медико-биологического агентства по обеспечению проведения социально-гигиенического мониторинга и следующие проекты документов:
Положение о социально-гигиеническом мониторинге в организациях и на территориях, обслуживаемых Федеральным медико-биологическим агентством;
Положение об отраслевом информационном фонде данных социально-гигиенического мониторинга;
Порядок ведения социально-гигиенического мониторинга в организациях и на территориях, обслуживаемых Федеральным медико-биологическим агентством.
Учреждениями и организациями госсанэпиднадзора ФМБА России принят к исполнению с 2006 г. Перечень показателей и данных для формирования Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга (приложение 2 к приказу ФМБА России от 17.03.2006 N 71), утвержденный Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека приказом от 30.12.2005 N 810.
Структура и штатная численность отделов (отделений) социально-гигиенического мониторинга региональных и межрегиональных управлений определена приказами по ФМБА России и соответствующими положениями. Изданы приказы ФМБА России:
от 24.10.05. N 645 "Об утверждении Типового положения о территориальных органах ФМБА России"
от 12.01.2006 г. N 1 "Об утверждении предельной численности и фонда оплаты труда работников территориальных органов ФМБА России"
от 28.10.2005 г. N 349 "О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих территориальных органов ФМБА России".
Особое внимание должно быть уделено обеспечению квалифицированными кадрами региональных и межрегиональных управлений. Начальники отделов социально-гигиенического мониторинга должны иметь высшее медицинское образование и сертификат по специальности "медико-профилактическое дело". Для успешной работы с программным обеспечением пользователям ПК отделов и отделений СГМ необходимы знания предметной области и опыт работы с используемыми операционными системами и базами данных СГМ.
Головным центром гигиены и эпидемиологии проводится постоянная работа по подготовке проектов нормативных документов, регламентирующих проведение СГМ, разрабатываемых в соответствии с приказом ФМБА России от 17.03.2006 N 71 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга".
Заместителем руководителя ФМБА России В.В. Романовым 15 мая 2006 г. утверждена разработанная отделом информационных технологий и аналитики Головным центром гигиены и эпидемиологии "Концепция развития информационных технологий в системе Госсанэпиднадзора ФМБА России".
Вопросы методологического обеспечения работы отделов социально-гигиенического мониторинга рассмотрены в информационно-методическом письме Головного центра гигиены и эпидемиологии "О методологическом обеспечении работы отделов социально-гигиенического мониторинга госсанэпидслужбы при ее реформировании".
Головным центром гигиены и эпидемиологии разработан Типовой временный регламент взаимодействия региональных, межрегиональных центров Госсанэпиднадзора и центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России по разделу IV. "Социально-гигиенический мониторинг".
Раздел составлен с учетом положений Временного регламента взаимодействия территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации при выполнении основных функций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия человека и защиты прав потребителей, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 23.10.2005 N 751.
Территориальными органами и центрами гигиены и эпидемиологии ФМБА России в соответствии с п. 3.2 приказа от 17.03.2006 N 71 проведена работа по установлению приоритетных химических веществ и основных физических факторов. Материалы направлены Головным центром гигиены и эпидемиологии в НИЦ ИТЭП для формирования Перечня приоритетных химических веществ и физических факторов, определяющих функционирование поднадзорных производств как особо опасных.
Головным центром гигиены и эпидемиологии разработана Схема проверки федеральных государственных учреждений здравоохранения ФМБА России по организации и ведению социально-гигиенического мониторинга (СГМ), являющаяся частью общего документа по проверке деятельности центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России.
Схема проверки включает контроль нормативно-правового и методического обеспечения, организации работы по СГМ, проверку структурного и кадрового, аппаратурно-технического и программного обеспечения работ по СГМ, ведения баз данных по показателям СГМ, наличие перечня приоритетных химических и основных физических факторов, определяющих специфику поднадзорных объектов, состояние работ по оценке риска для здоровья персонала и населения вредных химических и физических факторов, взаимодействие с организациями - участниками СГМ, эффективность работы по СГМ, оценке риска и использованию информационных технологий.
Приказом Роспотребнадзора от 28 апреля 2005 N 115 "Об утверждении форм отраслевого статистического наблюдения" наряду с другими формами утверждена форма N 10-06 "Сведения о проведении социально-гигиенического мониторинга" (приложение N 11), в которой заложены таблицы для сбора информации о проведении СГМ и его результатах.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "28 апреля 2006"
Данная форма принята к использованию в учреждениях Госсанэпиднадзора ФМБА России как форма отраслевой статистической отчетности в части к ней относящейся.
Форма отраслевого статистического наблюдения "Сведения о проведении социально-гигиенического мониторинга" включает разделы:
Региональные законодательные акты и организационно-распорядительные документы по обеспечению ведения социально-гигиенического мониторинга (таблица 1);
Взаимодействие органов Роспотребнадзора с федеральными органами исполнительной власти по вопросам ведения социально-гигиенического мониторинга (таблица 2);
Структурное построение подразделений социально-гигиенического мониторинга (таблица 3);
Кадры подразделений социально-гигиенического мониторинга (таблица 4);
Техническое оснащение подразделений социально-гигиенического мониторинга" (таблица 5);
Программное обеспечение социально-гигиенического мониторинга (таблица 6);
Количество баз данных в субъекте российской федерации (таблица 7);
Количество выполненных работ по оценке риска для здоровья населения в субъекте Российской Федерации (таблица 8).
Тем же приказом Роспотребнадзора ФГУЗ ФЦГиЭ поручено разработать инструкцию к формам отраслевого статистического наблюдения, в том числе и к форме N 10-06 "Сведения о проведении социально-гигиенического мониторинга".
Для проведения комплексного анализа состояния дел по организации и проведению социально-гигиенического мониторинга в соответствии с протоколом совещания от 26.05.2006 г. (п. 4.8) Головным центром гигиены и эпидемиологии ФМБА России предусмотрено провести в 2007 году паспортизацию региональных и межрегиональных управлений, а также центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России в части ведения СГМ, оценки риска здоровью и использования информационных технологий.
Медико-санитарное и научное медико-гигиеническое обеспечение работ по уничтожению химического оружия возложено на ФМБА России в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. N 1627-р "Распределение обязанностей между федеральными органами исполнительной власти, участвующими в выполнении международных договоров в области химического разоружения" и "Положением о Федеральном медико-биологическом агентстве", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 128 "О реализации федеральными органами исполнительной власти мероприятий по обеспечению безопасности граждан, постоянно или преимущественно проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия".
О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении международных обязательств РФ в области химического разоружения см. постановление Правительства РФ от 2 июля 2007 г. N 421
В целях оптимизации системы медицинского и санитарно-гигиенического сопровождения процесса хранения и уничтожения химического оружия (ХУХО) с учетом регламентированных лечебно-профилактических мероприятий и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия персонала объектов ХУХО и мест проживания населения в зонах защитных мероприятий (ЗЗМ) созданы комплексы средств автоматизации (КСА) единой системы медицинского мониторинга при хранении, перевозке и уничтожении химического оружия (ЕСММ), в состав которой входят:
a) мониторинг санитарно-гигиенического состояния объектов по уничтожению и хранению химического оружия ("СанГиМо");
b) мониторинг здоровья военнослужащих, гражданского персонала объектов уничтожения химического оружия, населения, проживающего в зоне защитных мероприятий ("Мониторинг здоровья").
Мониторинг санитарно-гигиенического состояния объектов УХО проводится в направлениях:
1) Мониторинг безопасности условий труда на объектах УХО и мест проживания населения ЗЗМ путем проведения санитарно-химического контроля за состоянием производственной среды, СЗЗ, а также мест проживания населения в ЗЗМ. Результаты мониторинговых исследований поступают в ФМБА России в виде еженедельных донесений от промышленно-санитарных лабораторий центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России, расположенных на объектах уничтожения химического оружия, которые включают и данные лабораторий производственного контроля и мониторинга окружающей среды (МОС).
Мониторинг осуществляется на введенных в действие объектах УХО: на объекте УХО 1202 в пгт. Горный; на 1203 объекте УХО в г. Камбарка с 6.03.2006 года, на 1205 объекте УХО в п. Марадыковский с 4.09.2006 года. С целью упорядочения работ по регистрации и обработке донесений указанием ФМБА России была определена технологическая схема приема донесений, ведения базы данных в ФМБА России и оповещения лиц, принимающих решения, о результатах анализа. В случае превышения гигиенических нормативов донесение содержит описание каждого случая превышения с указанием точки отбора проб, причин превышения и мероприятий по их устранению.
2) Составление медико-гигиенического паспорта фонового состояния ЗЗМ (до начала эксплуатации объектов УХО) ведущими НИИ ФМБА России для информационного обеспечения проведения экспертизы влияния объектов УХО на здоровье населения ЗЗМ (1203 объекта УХО в г. Камбарка за 2005 год, 1205 объекта УХО в п. Марадыковский за 2005 год).
3) Санитарно-гигиеническая характеристика объектов ХУХО и мест проживания населения ЗЗМ в виде годовых статистических отчетов с 2006 года.
Состав персонифицированных данных медицинских обследований сводной базы единой системы медицинского мониторинга при хранении, перевозке и уничтожении химического оружия включает более 21 800 зарегистрированных лиц, включая данные регистрации и медицинских осмотров населения ЗЗМ объекта по ХУХО в п. Марадыковский, углубленных медосмотров работников производства объекта по УХО в п.г.т. Горный Саратовской области, персонала объекта по УХО в г. Камбарка Удмуртской республики; данные профосмотров, заболеваний, результатов лабораторных и инструментальных исследований персонала, занятого на работах с токсичными химикатами, относящимися к химическому оружию (ОАО "Химпром" г. Новочебксарск, НИИ "ГосНИИОХТ").
На основе персональных данных формируются статистические документы для выполнения задач анализа и оценки здоровья.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Федерального медико-биологического агентства от 27 октября 2006 г. N 32-024/469 "Состояние работы и задачи органов... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.