Санитарная охрана территории Российской Федерации является неотъемлемой частью общегосударственных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.
Одной из составляющей санитарной охраны территории является организация санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 312 "О паспортах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации" Роспотребнадзором во всех субъектах Российской Федерации проведена паспортизация пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в которых осуществляется санитарно-карантинный контроль.
Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации приняли участие в паспортизации 361 пункта пропуска из 448 установленных. В 32 субъектах Российской Федерации управления Роспотребнадзора принимали участие в составлении только тех паспортов пунктов пропуска, где обеспечивается санитарно-карантинный контроль. В паспортах пунктов пропуска, представленных управлениями Роспотребнадзора по Республике Карелия, Архангельской, Мурманской, Курской, Московской, Курганской, Челябинской, Камчатской областям, г. Санкт-Петербургу, г.Москве, Хабаровскому краю отсутствуют технологические схемы, протоколы межведомственных комиссий.
По итогам паспортизации санитарно-карантинный контроль осуществляется в 277 пунктах пропуска, из них в автомобильных пунктах пропуска - 103, воздушных пунктах пропуска - 67, морских (речных, озерных) - 72, железнодорожных - 35. Из 277 пунктов пропуска характер работы в 14 - сезонный, 7 работают по временной схеме, остальные - в круглосуточно.
Штатная численность сотрудников санитарно - карантинных пунктов -1109, их них занятых - 1035; в том числе в автомобильных пунктах пропуска - 334 (322), в воздушных пунктах пропуска - 317 (268), морских (речных, озерных) - 313 (302), железнодорожных - 145 (143).
Не укомплектованы кадрами санитарно-карантинные пункты управлений Роспотребнадзора в Республиках Карелия, Саха (Якутия), г.Москве, Астраханской, Калининградской, Камчатской областях, Краснодарском крае. Более 80% сотрудников санитарно-карантинных пунктов (СКП) со средним образованием.
В результате паспортизации установлено, что более 50% служебных помещений, предоставляемых администрацией пунктов пропуска специалистам СКП, не соответствуют по площади нормативам. Только 88 санитарно-карантинных пунктов пропуска располагают автомобилями, 133 - компьютерной техникой, 19 - оборудованием для дистанционного выявления температуры тела (тепловизорами), 7 - инфракрасными термометрами.
Обращает на себя внимание слабое оснащение СКП. Только треть СКП оборудованы оргтехникой. Введение информационной интегрированной системы пропуска в пунктах пропуска не позволит должным образом обеспечить санитарно-карантинный контроль в субъектах Российской Федерации. Приказом Роспотребнадзора от 18 сентября 2006 года N 320 утверждены Регламенты оснащения санитарно-карантинных пунктов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В ходе проведения паспортизации установлено также, что проведение санитарно-карантинного контроля осуществляется на границе с Белоруссией в железнодорожных пунктах пропуска (ПСКП) "Рославль", "Смоленск" в Смоленской области, "Невель" - в Псковской области, а также "Брянск-Орловский", "Брянск-Льговский", "Унеча" в Брянской области. Деятельность указанных ПСКП осуществляется без правовой основы.
С введением новых правил проезда транзитного автотранспорта через территорию Белоруссии резко увеличился грузопоток на границе со странами Евросоюза. В сложившейся ситуации, направленной на ускорение оформления и пропуска грузового транспорта, имеющаяся штатная численность сотрудников СКП ведет к ослаблению санитарно-карантинного контроля за пассажирскими перевозками.
Острая нехватка кадров ощущается в управлениях Роспотребнадзора по Псковской и Ленинградской областям.
По данным статистической формы N 28-06 "Сведения о мероприятиях по санитарной охране территории Российской Федерации, о санитарно-эпидемиологическом состоянии транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры за 2005-2006 гг." в пунктах пропуска через государственную границу в 2006 г. было досмотренных транспортных средств - 922 098 (2005 г. - 874 677), в том числе прибывших из стран неблагополучных по карантинным заболеваниям - 98 120 (2005 г. - 89 024).
На 256 (2005 г. - 181) транспортном средстве были выявлены больные или лица с подозрением на инфекционное заболевание, из них: на морских судах -17,4 %, речных - 3,1 %, воздушном транспорте - 21,0 %, на железнодорожном транспорте - 34 %.
Число досмотренных партий груза в 2006 году составило 793 671, из них число партий груза, ввоз которых запрещен или временно приостановлен, составил 54 378, что составляет в целом по Российской Федерации - 6,85 %, вместе с тем в морских портах Калининградской области и Краснодарского края этот показатель 97,62 и 97,17% соответственно. Высокий удельный вес приостановленных к ввозу партий груза через государственную границу на автодорожных переходах в Новосибирской области (99,38 %) и Алтайскому краю (100%). Основной причиной явилось отсутствие документов на ввозимый груз. Не в полном объеме выполняются функциональные обязанности сотрудниками СКП по г. Москве в отношении санитарно-карантинного контроля грузов. Из 654 досмотренных по прибытию в морские порты Ленинградской области грузовых морских судов, число досмотренных партий грузов - 69. В Республике Бурятия досмотр грузов не проводился на автомобильных переходах.
Число зарегистрированных больных или лиц с подозрением на инфекционное заболевание в 2006 г. составило 223, из которых пассажиров - 157, с подозрением на особо опасные инфекционные заболевания (ООИ) - 14 (2005г. - 274 из которых пассажиров -211, с подозрением на ООИ - 4. Наибольшее количество выявленных больных в Калининградской области и на железнодорожном транспорте.
Обследовано в 2006 году лиц на инфекционное заболевание 23 845, из них диагноз подтвержден - у 77, (2005 г. - 12 904, из них диагноз подтвержден - 59).
Число контактных в 2006 г. лиц составило 3131, из которых обследовано - 793 (2005 г. - 2035, из которых обследовано - 520).
Количество транспортных средств, на которых были проведены дезинфекционные мероприятия составило 16181, из них дезинфекция проведена на 13312 транспортных средствах, дезинсекция - 1580, дератизация - 1289 (2005 г. - 11084, из них 9744, 1213, 1711 соответственно).
В 2006 году выдано 4 865 свидетельств о дератизации/об освобождении от дератизации и 36 свидетельств о применении к транспортному средству санитарных мер (2005г. - 4 613 свидетельств о дератизации/об освобождении от дератизации и 30 свидетельств о применении к транспортному средству санитарных мер).
В целях совершенствования мероприятий по осуществлению контроля в пунктах пропуска Правительством Российской Федерации постановлением от 29 апреля 2005 г. N 268-21 утверждена Федеральная целевая программа "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)", в которой Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является одним из государственных заказчиков. Программой, начиная с 2007 года, предусмотрено выделение финансовых средств на обустройство и создание условий для осуществления санитарно-карантинного надзора в 163 санитарно-карантинных пунктах пропуска и 21 ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации.
Финансовые средства будут направлены на приобретение оборудования для дистанционного выявления лиц с повышенной температурой тела, дозиметров, оргтехники, автотранспорта, оборудования для оснащения лабораторий ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", обеспечивающих деятельность СКП.
В целях упорядочения работы в пунктах пропуска через Государственную границу Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2006 г. N 893 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (приказ Минздравсоцразвития от 31.12.2006 N 893). Данный регламент согласован с федеральными органами исполнительной власти, одобрен Правительственной комиссией по проведению административной реформы и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19.01.2007 регистрационный N 8803. Им определен исчерпывающий перечень организаций в пункте пропуска, постоянное взаимодействие которых, приведет к эффективному исполнению государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля.
Целью внедрения Административного регламента является оптимизация и совершенствование мероприятий по санитарной охране территории. Регламент определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) органов Роспотребнадзора при осуществлении санитарно-карантинного контроля, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями при исполнении государственных функций. Задачи, на решение которых направлено внедрение данного документа:
1. Устранение избыточных административных процедур и избыточных административных действий;
2. Рациональное использование сил и средств учреждений Роспотребнадзора, при обеспечении эффективного санитарно-карантинного контроля;
3. Предупреждение завоза на территорию Российской Федерации не только недоброкачественных товаров и грузов, но и продукции сомнительного или неустановленного качества;
4. Установление персональной ответственности должностных лиц за соблюдение требований административного регламента и показателей эффективности исполнения государственной функции по санитарно-карантинному контролю.
В целях реализации Федерального закона от 30.12.2007 г. N 266-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" федеральными органами исполнительной власти подготовлены проекты постановлений Правительства Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "30.12.2006 г."
Роспотребнадзором подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении порядка определения перечней пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами". В настоящее время с учетом поступивших замечаний от федеральных органов исполнительной власти, проект направлен на дальнейшее согласование.
Учитывая вышеизложенное и в целях совершенствования организации санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту необходимо:
1. Обеспечить реализацию:
- Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 266-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации";
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.05.2007 N 27 "О введении в действие Международных медико-санитарных правил (2005 г.)" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2007 г. N 9575);
2. Осуществлять взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
3. Обеспечить осуществление мероприятий по санитарной охране территории в соответствии с Административным регламентом Роспотребнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (приказ Минздравсоцразвития от 31.12.2006 N 893);
4. Принять меры по укомплектованию штатами санитарно-карантинных пунктов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
5. Завершить техническое оснащение санитарно-карантинных пунктов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в соответствии с Регламентом оснащения санитарно-карантинных пунктов (приказ Роспотребнадзора от 18.09.2006 N 320).
Информацию о проделанной работе представить в Роспотребнадзор по электронной почте и на бумажном носителе в срок до 1 октября 2007 года.
Руководитель |
Г.Г. Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Санитарная охрана территории РФ является неотъемлемой частью общегосударственных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения России.
Одной из составляющей санитарной охраны территории является организация санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ.
В целях совершенствования мероприятий по осуществлению контроля в указанных пунктах пропуска утверждена Федеральная целевая программа "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)", которой, начиная с 2007 года, предусмотрено выделение финансовых средств на обустройство и создание условий для осуществления санитарно-карантинного надзора в 163 санитарно-карантинных пунктах пропуска и 21 ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах РФ. Финансовые средства планируется направить на приобретение оборудования для дистанционного выявления лиц с повышенной температурой тела, дозиметров, оргтехники, автотранспорта, оборудования для оснащения лабораторий ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", обеспечивающих деятельность СКП.
В целях совершенствования организации санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ и по железнодорожному транспорту рекомендовано обеспечивать осуществление мероприятий по санитарной охране территории в соответствии с Административным регламентом Роспотребнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ. Кроме того, им предписано принять меры по укомплектованию штатами санитарно-карантинных пунктов в пунктах пропуска через государственную границу РФ и завершить техническое оснащение санитарно-карантинных пунктов.
Информацию о проделанной работе необходимо будет представить в Роспотребнадзор в срок до 1 октября 2007 года.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14 июня 2007 г. N 0100/6103-07-32 "Об организации санитарно-карантинного контроля"
Текст письма опубликован в журнале "Дезинфекционное дело", 2007 г., N 2