город Москва |
|
13 сентября 2016 г. |
Дело N А40-200220/15-149-1681 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии: Чернышковой В.А. (дов. N 20/216-ИВ от 31.12.2015 г.), Щербаковой Н.В. (дов. N 20/215-ИВ от 31.12.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) НП СРО "Сибирь": Зыка И.П. - ген.директора (протокол от 20.12.2013 г.), Повелицина Е.Р. (дов. от 25.11.2015 г.);
рассмотрев 06 сентября 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25 февраля 2016 г.,
принятое судьей Кузиным М.М.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2016 г.,
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н.,
по делу N А40-200220/15-149-1681
по заявлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ОГРН 1047796940465; 109830, г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 4А)
к Некоммерческому партнерству Саморегулируемая организация оценщиков "Сибирь" (ОГРН 1064200005198; 105062, г. Москва, Фурманный пер., д. 9/12, эт. 4, к. 5)
об исключении сведений,
УСТАНОВИЛ: Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация оценщиков "Сибирь" (далее - НП СРО "Сибирь", партнертсво, ответчик) включено в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков 08 августа 2007 г. за N 0004.
В результате проведенной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр, административный орган, заявитель) в 2013 г. плановой проверки НП СРО "Сибирь" было установлено нарушение пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" (далее - Закон о саморегулируемых организациях), выразившееся в неразмещении средств компенсационного фонда в размере 6 079 410 руб. 00 коп., находящихся на расчетных счетах НП СРО "Сибирь" N 40703810700005152187 и N 42205810100005152186, открытых в банке "Мастер-Банк" (ОАО) г. Москва, в целях их сохранения и прироста через управляющую компанию.
В целях приведения деятельности НП СРО "Сибирь" в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в соответствии со статьей 24.5 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) Росреестром было вынесено предписание от 12 сентября 2013 г. N 07-исх/08410-МС/13, согласно которому НП СОО "Сибирь" в срок до 01 декабря 2013 г. надлежало перечислить средства компенсационного фонда, находящиеся на момент проверки на расчетных счетах НП СРО "Сибирь" N 40703810700005152187 и N 42205810100005152186 в "Мастер-Банк" (ОАО) г. Москва, в размере 6 079 410 руб. 00 коп., в управляющую компанию, с которой партнерством заключен договор доверительного управления, и представить акт передачи средств компенсационного фонда.
Во исполнение предписания Росреестра от 12 сентября 2013 г. N 07-ИСХ/08410-МС/13 письмом от 29 ноября 2013 г. N 843 НП СРО "Сибирь" сообщалось об исполнении указанного предписания. В Росреестр была направлена информация о переводе денежных средств компенсационного фонда, находящихся на счетах в КБ "Мастер-Банк" (ОАО) г. Москва в сумме 6 079 000 руб. 00 коп. в управляющую компанию. НП СРО "Сибирь" были представлены заверенные ответчиком копии платежных поручений от 20 ноября 2013 г. N 937 на сумму 3 375 078 руб. 00 коп. и N 938 на сумму 2 703 922 руб. 00 коп. о переводе денежных средств компенсационного фонда в сумме 6 079 000 руб. 00 коп. в управляющую компанию.
В период с 20 апреля 2015 г. по 30 апреля 2015 г. должностными лицами Росреестр на основании приказов руководителя Росреестра от N П/157 от 09 апреля 2015 г. и N П/177 от 17 апреля 2015 г. была проведена плановая проверка в отношении НП СРО "Сибирь" с целью осуществления надзора за соблюдением ответчиком требований нормативных правовых актов Российской Федерации за период с 15 апреля 2013 г. по 19 апреля 2015 г.
В ходе плановой проверки были выявлены нарушения требований Закона об оценочной деятельности и Закона о саморегулируемых организациях, а также неисполнение предписания Росреестра 12 сентября 2013 г. N 07-исх/08410-МС/13.
По результатам проверки был составлен акт проверки от 30 апреля 2015 г., в котором отражены выявленные в ходе проведения проверки нарушения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Росреестра в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об исключении сведений о Некоммерческом партнерстве НП СРО "Сибирь" из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 февраля 2016 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Росреестр просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу НП СРО "Сибирь" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель Росреестра поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель НП СРО "Сибирь" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 23 Закона об оценочной деятельности федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков. Основанием для обращения в арбитражный суд является: выявленное по результатам проверки несоответствие саморегулируемой организации оценщиков одному из требований, предусмотренных частью третьей статьи 22 настоящего Федерального закона; невыполнение саморегулируемой организацией оценщиков требований об устранении выявленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, и указанных в предписании нарушений в установленные им сроки.
В силу части 3 статьи 22 Закона об оценочной деятельности одним из оснований для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков является выполнение ею требования о наличии компенсационного фонда, который формируется за счет взносов ее членов в денежной форме в размере, установленном частью 3 статьи 24.6 Закона об оценочной деятельности.
В порядке части 3 статьи 24.6 Закона об оценочной деятельности в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации оценщиков перед заключившими договор на проведение оценки заказчиком и (или) третьими лицами саморегулируемая организация оценщиков обязана предъявлять к своим членам требования об использовании следующих видов обеспечения такой ответственности:
заключение предусмотренного статьей 24.7 Закона об оценочной деятельности договора обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности, размер страховой суммы в котором не может быть менее чем триста тысяч рублей;
формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации оценщиков, в который каждым членом саморегулируемой организации оценщиков должен быть внесен обязательный взнос в размере не менее чем тридцать тысяч рублей
Согласно статье 24.8 Закона об оценочной деятельности компенсационным фондом саморегулируемой организации оценщиков является обособленное имущество, принадлежащее саморегулируемой организации оценщиков на праве собственности и первоначально формируемое исключительно в денежной форме за счет обязательных взносов ее членов.
Статьей 24.9 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что саморегулируемая организация оценщиков для размещения средств компенсационного фонда в целях их сохранения и увеличения заключает с управляющей компанией договор доверительного управления таким фондом. Специализированный депозитарий осуществляет контроль за соблюдением управляющей компанией ограничений размещения средств компенсационного фонда, правил размещения этих средств и требований к их размещению, установленных настоящим Федеральным законом и инвестиционной декларацией, принятой саморегулируемой организацией оценщиков.
Из части 5 статьи 13 Федерального закона от 01 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" следует, что размещение средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста и инвестирование таких средств осуществляются через управляющие компании, если иное не установлено федеральным законом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для исключения сведений об НП СРО "Сибирь" из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.
При этом суды исходили из следующих обстоятельств.
12 сентября 2013 г. Росреестром было предписано НП СРО "Сибирь" произвести перечисление денежных средств в срок до 01 декабря 2013 г.
Во исполнение данного указания НП СРО "Сибирь" были подготовлены два платежных поручения на перечисление денежных средств управляющей компании от 20 ноября 2013 г., платежные поручения N 937 и N 938 на суммы 3 375 078 и 2 703 922 руб. соответственно, которые были приняты банком, обслуживающим НП СРО "Сибирь".
Таким образом, НП СРО "Сибирь" были совершены необходимые действия для передачи денежных средств в доверительное управление управляющей компании.
20 ноября 2013 г. Банком России был издан приказ N ОД-919 "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации Коммерческий банк "Мастер-Банк (Открытое акционерное общество) Мастер-Банк (ОАО) (г.Москва)", в связи с чем все банковские операции были банком прекращены; платежные поручения НП СРО "Сибирь" N 937 и N 938 от 20 ноября 2013 г. не были исполнены.
Письмо (исх. N 843 от 29 ноября 2013 г.) с информацией о перечислении денежных средств управляющей компании с приложением копий платежных поручений было направлено НП СРО "Сибирь" в Росреестр до того, как партнерству стало известно об отзыве у Мастер-Банк (ОАО) лицензии на осуществление банковских операций, и о том, что поданные НП СРО "Сибирь" платежные поручения не были исполнены.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что данные обстоятельства не позволили НП СРО "Сибирь" осуществить перечисление денежных средств управляющей компании в срок, установленный в предписании Росреестра до 01 декабря 2013 г.
При этом судами принято во внимание, что несоблюдение НП СРО "Сибирь" срока, установленного в предписании, имело место в связи с запретительными действиями Банка России, осуществленными им в отношении Мастер-Банк (ОАО), в связи с чем отсутствует вина партнерства в неисполнении предписания Росреестра в установленный срок.
Физическими лицами, вступившими в НП СРО "Сибирь", с целью получения статуса оценщика и осуществления в дальнейшем оценочной деятельности, вносились взносы в размере 30 000 руб. 00 коп. с целью формирования компенсационного фонда НП СРО "Сибирь".
Согласно расчетам Росреестра, сумма, которую внесли указанные лица, составила 3 270 000 руб. 00 коп. Росреестр определил величину той денежной суммы, которой должен соответствовать компенсационный фонд НП СРО "Сибирь". Вместе с тем, критерий достаточности средств компенсационного фонда НП СРО "Сибирь" Росреестром определен неверно.
При расчете критерия достаточности Росреестр использовал сумму уплаченных взносов большую, чем при расчете размера компенсационного фонда.
30 декабря 2014 г. НП СРО "Сибирь" в целях обеспечения требований Закона об оценочной деятельности произвело перечисление денежных средств в сумме 5 000 000 руб. 00 коп. во вторую управляющую компанию, ЗАО "Сбербанк Управление Активами", в соответствии с договором доверительного управления средствами компенсационного фонда; перечисление осуществлялось со счета, открытого НП СРО "Сибирь" в ОАО "Сбербанк России".
Отклоняя довод Росреестра о том, что в расчет принимается только сумма 1 920 000 руб. 00 коп., суды указали, что не имеет значение то обстоятельство, с какого именно принадлежащего НП СРО "Сибирь" счета осуществлялось перечисление денежных средств в качестве средств компенсационного фонда в управляющую компанию на основании заключенного с ней договора доверительного управления средствами компенсационного фонда с целью их обособления и обеспечения их сохранения и прироста, так как в процессе данного перечисления партнерство осуществляло передачу управляющей компании денежных средств, принадлежавших ему на праве собственности, в соответствии с тем их объемом, который ему был передан принятыми в НП СРО "Сибирь" членами.
Судами также установлено, что по информации, представленной ЗАО "ВТБ Специализированный депозитарий" письмом от 22 апреля 2015 г. N ИЛ-03/805-9, по состоянию на 20 апреля 2015 г. общая стоимость имущества, составляющего компенсационный фонд, равна 26 211 477,00 руб. 00 коп.
По состоянию на указанную дату Росреестр уже располагал предоставленной НП СРО "Сибирь" информацией о соответствии компенсационного фонда партнерства установленному Росреестром критерию достаточности.
10 сентября 2015 г. согласно договору доверительного управления средствами компенсационного фонда НП СРО "Сибирь" была осуществлена передача в управляющую компанию АО "Сбербанк Управление Активами" денежных средств в качестве средств компенсационного фонда в сумме 4 300 000 руб. 00 коп., что подтверждается актом приема-передачи активов, составленным партнерством и указанной управляющей компанией 10 сентября 2015 г., а также платежным поручением N 619 от 10 сентября 2015 г.
НП СРО "Сибирь" письмом исх. N 497 от 14 сентября 2015 г. сообщило в Росреестр, что общая стоимость имущества, составляющего компенсационный фонд партнерства, равна 31 785 949 руб. 90 коп.
Таким образом, стоимость имущества, составляющего компенсационный фонд НП СРО "Сибирь" и находящегося в доверительном управлении управляющих компаний превышает ту величину критерия достаточности, которую указывает Росреестр в своем заявлении.
Данное обстоятельство подтверждает факт выполнения НП СРО "Сибирь" нормативных требований, установленных частью 3 статьи 22 и частью 3 статьи 24.6 Закона об оценочной деятельности.
Судами также установлено, что 30 декабря 2014 г. и 10 сентября 2015 г. НП СРО "Сибирь" в соответствии с договором доверительного управления средствами компенсационного фонда произвело перечисление управляющей компании АО "Сбербанк Управление Активами" денежных средств в качестве средств компенсационного фонда в размере 9 300 000 руб. 00 коп. Данная сумма превышает сумму, указанную в предписании Росреестра от 12 сентября 2013 г., что доказывает факт его исполнения НП СРО "Сибирь".
Выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 февраля 2016 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2016 г. по делу N А40-200220/15-149-1681 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
М.Р.Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.