Приказ Министерства здравоохранения СССР от 21 февраля 1977 г. N 137
"Об улучшении планирования повышения квалификации врачей и провизоров"
Растущие потребности населения в высококвалифицированной медицинской помощи, создание специализированных служб, оснащение учреждений здравоохранения современной техникой ставят новые задачи в повышении системы повышения квалификации врачей и провизоров.
Дальнейшее совершенствование работы по повышению квалификации учебных кадров приобретает все большее значение в деятельности органов и учреждений здравоохранения в свете решений ХХУ съезда КПСС и Октябрьского 1976 года Пленума ЦК КПСС, в которых подчеркнута необходимость улучшения подготовки и повышения квалификации специалистов для всех отраслей народного хозяйства.
Завершенный в 1973 году перевод лечебных и педиатрических факультетов мединститутов на систему субординатуры и интернатуры, введение с 1975 года специализации-стажировки на стоматологических; санитарно-гигиенических и фармацевтических факультетах, а также новых учебных планов в мединститутах, обеспечивают интеграцию в преподавании, преемственнось с последующей специализацией. Все это оказало существенное влияние на переориентацию деятельности институтов и факультетов усовершенствования врачей. Если в 1965 году удельный вес специализации в ГИДУВах составлял 20,2%, то в 1975 году - 13%. В связи с сокращением потребности в специализации увеличилось число врачей, прошедших усовершенствование: оно возросло на 76%, по сравнению с 1965 г. Удельный вес усовершенствования составил в 1975 году 87%.
Созданная в стране единая система специализации и усовершенствования врачей и провизоров преследует цель максимального удовлетворения нужд здравоохранения в высококвалифицированных специалистах.
Выполнение этой задачи возможно только при совместной работе всех звеньев здравоохранения и, прежде всего, учреждений здравоохранения и институтов (факультетов) усовершенствования врачей.
Ежегодно свыше 80 тыс. медицинских работников с высшим образованием повышают свой профессиональный уровень в 13 институтах усовершениствования и 26 факультетах усовершенствования врачей, в профильных научно-исследовательских институтах, на базе крупных учреждений практического здравоохранения. При этом все большее предпочтение приобретает повышение квалификации в институтах и на факультетах усовершенствования врачей - как наиболее эффективной формы обучения. Количество врачей и провизоров, обучающихся в институтах и на факультетах усовершенствования врачей, в настоящее время возросло на 62% по сравнению с 1965 годом.
С целью большего охвата повышением квалификации врачебных кадров в институтах усовершенствования врачей за последние 10 лет число кафедр увеличилось на 91. Увеличились ассигнования институтов усовершенствования врачей. Введены в эксплуатацию новые современные учебно-лабораторные корпуса и благоустроенные общежития, что позволило увеличить среднегодовой контингент курсантов с 7700 в 1965 году до 9940 в 1976 году, т.е. на 29%.
В настоящее время в институтах усовершенствования врачей работают квалифицированные преподаватели, способные обеспечить высокое качество обучения. Из 2809 преподавателей ГИДУВов 85% имеют учебную степень, в том числе 16% - доктора наук. Таким образом, имеются все необходимые условия для проведения повышения квалификации на современном уровне. Однако качество подготовки находится в прямой зависимости не только от квалификации профессорско-преподавательского состава и материально-технического оснащения учебных заведений, но и от правильного планирования органами здравоохранения направление врачей и провизоров на повышение квалификации.
Состоянию и мерам, направленным на улучшение текущего и перспективного планирования специализации и усовершенствования врачей и провизоров в стране было посвящено Всесоюзное совещание руководителей органов здравоохранения союзных и автономных республик, заведующих областными и краевыми отделами здравоохранения, ректоров институтов усовершенствования врачей и деканов факультетов усовершенствования врачей и провизоров высших медицинских и фармацевтических учебных заведений (Ереван, 1976 год).
Основным принципом планирования является определение на местах, на основе учета специалистов, реальной потребности в последипломной подготовке врачей и провизоров в зависимости от стажа работы, занимаемой должности, прохождения в прошлом повышения квалификации.
Тем не менее, органами здравоохранения не ведется учет прохождения специалистами повышения квалификации или этот учет является несовершенным. Как правило, заявки на прохождение врачами повышения квалификации составляются без учета фактической потребности в специализации и усовершенствовании и представляются в Министерство здравоохранения СССР с большим опозданием.
Это относится к Азербайджанской, Туркменской ССР и ряду других республик.
Сложившееся положение является результатом недостаточного внимания к данному разделу работы со стороны местных органов здвавоохранения и республиканских министерств. Заявки не отражают истинной потребности республик, представляются зачастую без указания конкретных циклов, отдельных разделов специальности, вида повышения квалификации (специализация или усовершенствование), а также контингента врачей, которых предполагается направить на обучение.
Например, Министерство здравоохранения Казахской ССР на 1975 определило потребность в 4624 места. Министерство здравоохранения СССР смогло удовлетворить заявку на 58%, т.е. выделило 2454 места, тем не менее, 169 путевок не было реализовано. При остром дефиците мест на повышение квалификации в институты усовершенствования врачей в 1975 году не было использовано: по РСФСР - 1810 путевок, УССР - 408, ВССР - 74, и т.д., а всего по стране 3072.
В то же время в Министерство здравоохранения CCСР и институты усовершенствования врачей поступает большое количество писем от органов и учреждений здравоохранения, а также от отдельных врачей и провизоров с просьбой о выделении путевок на тот или иной цикл. Нечеткая организация планирования на местах, слабый контроль со стороны руководства органов здравоохранения приводит к тому, что врачи в течение 10-15 лет и более не могут пройти повышение квалификации. Это имеет место в Российской Федерации, Казахской, Украинской СССР.
Проверка ряда облздравотделов (Свердловский, Архангельский, Челябинской и др.) показала, что вопросам повышения квалификации уделяется крайне мало внимания. Постановка учета прохождения повышения квалификации в этих областях находится на низком уровне. Ряд главных специалистов и руководителей органов здравоохранения и лечебно-профилактических учреждений не знают основных положений, регламентирующих повышение квалификации врачей, а в отдельных случаях руководствуются документами, утратившими силу.
Во многих областях руководители органов здравоохранения не изучают потребность в специализации и усовершенствовании, не имеют перспективных планов повышения квалификации и персонального учета прохождения повышения квалификации, к этой работе не привлечены главные специалисты органов здравоохранения.
Министерства здравоохранения союзных республик не регулярно представляют планы повышения квалификации врачей и провизоров на предстоящий год в целом по республике с указанием числа специалистов, которые будут направлены на обучение в институты и факультеты усовершенствования врачей, научно-исследовательские институты, крупные учреждения практического здравоохранения.
Нередко врачи прибывают в институты усовершенствования врачей, не имея необходимых документов. На циклы для заведующих отделениями приезжают ординаторы, а участковые врачи направляются на циклы для врачей стационаров и т.д. Несоответствие направляемых на обучение врачей целевым установкам циклов нарушает последовательность последипломной подготовки, которая является одним из главных факторов, определяющих качество обучения.
Со своей стороны институты усовершенствования врачей при разработке своих учебно-производственных планов не всегда учитывают потребность республик в том или ином виде подготовки, слабо знают потребность республик в повышении квалификаци врачей и провизоров.
Качество повышения квалификации врачей на местных базах остается неудовлетворительным. Обучение проводится без учебных планов и программ, продолжительность обучения устанавливается произвольно, теоретических знаний врачи при этой форме обучение не получают.
Повышение квалификации специалистов с высшим медицинским образованием должно занимать ведущее место в деятельности органов и учреждений здравоохранения. Опыт отдельных республик (областей) подтверждает, что без строгой регламентации этой работы, без персонального учета усовершенствования врачей и провизоров, перспективное планирование невозможно. Положительные примеры в этой работе имеются в Латвийской ССР, Владимирской и ряде других областей.
В целях дальнейшего улучшения текущего и перспективного планирования повышения квалификации врачей и провизоров утверждаю:
1. Свидетельство о прохождении повышения квалификации (приложение N 1).
2. Проспект-заявку на циклы специализации и усовершенствование (приложение N 2).
3. Положение о курсах повышения квалификации врачей и провизоров на местных базах (приложение N 3).
Приказываю:
1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим областными и краевыми отделами здравоохранения:
а) принять утвержденные настоящим приказом Приложения N 1 - 3 к руководству и исполнению;
б) изучить потребность в последипломной подготовке врачей и провизоров различных специальностей, должностей и типов медицинских учреждений;
в) обязать руководителей органов и учреждений здравоохранения совместно с главными специалистами осуществлять текущее и перспективноe планирование специализации и усовершенствования врачей и провизоров;
г) при планировании повышения квалификации особое внимание уделять повышению квалификации врачей широкого профиля (участковых врачей, сельских врачей и др.);
д) при составлении заявок на повышение квалификации врачей и провизоров руководствоваться Проспектом-заявкой на циклы специализации и усовершенствования и реальной потребностью в этой подготовке;
е) принять меры к обязательному использованию получаемых путевок в институты и факультеты усовершенствования врачей;
ж) ежегодно, не позднее 15 января рассматривать на коллегиях итоги специализации и усовершенствования врачей и провизоров;
з) к 1 февраля каждого года представлять в Главное управление учебныx заведений Министерства здравоохранения СССР планы повышения квалификации специалистов республики на предстоящий год, с указанием учебных баз и вида подготовки (согласно формы N 2 приказа Министра здравоохранения СССР от 11 ноября 1971 года N 810);
и) направлять врачей и провизоров на специализацию и усовершенствование строго по профилю циклов в зависимости от стажа работы, занимаемой должности, предыдущего прохождения повышения квалификации;
к) изучить и использовать передовой опыт органов и учреждений здравоохранения в части планирования последипломной подготовки;
л) проверить исполнение главными врачами районов и крупных лечебно-профилактических учреждений соответствующих приказов по вопросам, регламентирующим повышение квалификации врачей; усилить контроль за подведомственными органами и учреждениями здравоохранения в прохождении специализации и усовершенствования;
м) подготовить до 1 сентября 1977 года перечень учреждений здравоохранения, которые предполагается использовать в качестве местных баз для повышения квалификации с учетом коечного фонда, материально-технического оснащения, квалификации сотрудников; утвердить указанные учреждения на коллегиях республиканских министерств, обл(край)здравотделов.
2. Ректорам медицинских и фармацевтических институтов принять утвержденное настоящим приказом Приложение N 1 к руководству и исполнению.
3. Ректорам институтов усовершенствования врачей, деканам факультетов усовершенствования врачей и провизоров при высших медицинских фармацевтических учебных заведениях:
а) принять утвержденные настоящим приказом приложения N 1 - 3 к руководству и исполнению;
б) строго придерживаться установленного порядка комплектования циклов, не зачислять врачей и провизоров, не соответствующих целевым установкам циклов;
в) ежегодно представлять в Главное управление учебных заведений Министерства здравоохранения СССР (одновременно с отчетной формой 71-усовершенствование) сведения о неиспользовании путевок республиками и областями.
4. Главному управлению учебных заведений Министерства здравоохранения СССР (тов. Исаков Ю.Ф.) совместно с Управлением кадров (тов. Шишовой A.M.) и отделом медицинской статистики (тов. Церковный Г.Ф.) в течение 1977 года разработать и утвердить единую форму учета прохождения врачами и провизорами повышения квалификации.
5. Главному управлению учебных заведений Министерства здравоохраниния СССР (тов. Исаков Ю.Ф.) с Управлением кадров (тов. Шишова A.M.) осуществлять контроль за деятельностью органов и учреждений здравоохранения по вопросам планирования специализации и усовершенствования врачей и провизоров.
Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения СССР тов. Венедиктова Д.Д.
Министр |
Б.В. Петровский |
Начальник Главного управления |
Ю.Ф. Исаков |
Начальник Главного управления |
Ю.Ф. Исаков |
Нач. Планово-финансового управления |
А.Л. Маргулис |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения СССР от 21 февраля 1977 г. N 137 "Об улучшении планирования повышения квалификации врачей и провизоров"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минздрава России от 24 августа 2020 г. N 889 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 24 августа 2020 г.
Постановлением Правительства России от 16 ноября 2020 г. N 1850 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 2 декабря 2020 г.