г. Москва |
|
30 января 2017 г. |
Дело N А40-43916/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Беловой А.Р.,
судей Кольцовой Н.Н., Чалбышевой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителей -
Департамент городского имущества города Москвы: Кашина Л.А., по доверенности от 29.12.2016 N 33-Д-1450/16
Правительство Москвы: Кашина Л.А., по доверенности от 01.09.2016 N 4-14-967/6
от истца - ООО "МАХ": Латынова Е.В., по доверенности от 18.02.2016 б/н
рассмотрев 23 января 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы (ответчиков)
на постановление от 20 октября 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Панкратовой Н.И., Лящевским И.С., Барановской Е.Н.,
по иску ООО "МАХ"
к Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы
о признании за истцом права на применение ставки арендной платы по договору на аренду нежилого фонда от 05.04.2006 N 2-107/06 в редакции дополнительного соглашения от 21.05.2015 в размере 3 500 руб. за 1 кв.м в год с 01.01.2014, обязав Департамент городского имущества города Москвы произвести перерасчет арендной платы с 01.01.2014 по ставке 3 500 руб. за 1 кв.м в год
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МАХ" (далее - ООО "МАХ", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) о признании за истцом права на применение ставки арендной платы по договору на аренду нежилого фонда от 05.04.2006 N 2-107/06 в редакции дополнительного соглашения от 21.05.2015 в размере 3 500 руб. за 1 кв.м в год с 01.01.2014, обязав Департамент городского имущества города Москвы произвести перерасчет арендной платы с 01.01.2014 по ставке 3 500 руб. за 1 кв.м в год.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 16 мая 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Москвы.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал на то, что ООО "МАХ" является субъектом малого предпринимательства и арендатором нежилого помещения площадью 182,7 кв.м, расположенного в здании по адресу г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 13, на основании договора на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, от 05.04.2006 N 2-107/06, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", пунктом 1 части 1 статьи 18 Закона города Москвы от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" имеет право на установление льготной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв.м в год.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчики указали на то, что отказ Департамента городского имущества города Москвы, оформленный письмом от 29.01.2016 N ДГИ-131385/15-101-2, в предоставлении льготной ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за 1 кв.м в год по договору на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, от 05.04.2006 N 2-107/06, а также соответствующие решения или действия Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства истцом в установленном законом порядке недействительным и незаконными не признаны.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 июля 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2016 года решение Арбитражного суда города Москвы от 08 июля 2016 года отменено, за ООО "МАХ" признано право на применение ставки арендной платы по договору аренды от 05.04.2006 N 2-107/06 (в редакции дополнительного соглашения от 21.05.2015) в размере 3 500 руб. за кв.м в год с 01.01.2014, обязав Департамент городского имущества города Москвы произвести перерасчет арендной платы с 01.01.2014 по ставке 3 500 руб. за 1 кв.м в год.
Законность вынесенного по делу постановления суда апелляционной инстанции проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы, которые просят постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2016 года отменить, решение Арбитражного суда города Москвы от 08 июля 2016 года оставить в силе.
В обоснование кассационной жалобы ответчики указывают на то, что судом апелляционной инстанции не дана надлежащая оценка доводу Департамента и Правительства Москвы о необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; судом неправомерно отклонены доводы, что согласно действующему законодательству в случае пролонгации договора аренды арендатор может получить имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы исключительно по решению Межведомственной комиссии.
До судебного заседания от истца поступил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен судебной коллегией к материалам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчиков поддержал приведенные доводы и требования своей кассационной жалобы. Представитель истца по доводам кассационной жалобы возражал, просил оставить постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2016 года без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального и материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции оставлению в силе.
При принятии обжалуемых судебных актов, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что 05.04.2006 между Департаментом имущества города Москвы (правопреемником является Департамент городского имущества города Москвы, арендодатель) и ЗАО "Факторинг-С" (арендатор) заключен договор N 2-107/06 аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, во исполнение которого арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду нежилое помещения общей площадью 182,7 кв.м, расположенное по адресу г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 13.
Между ЗАО "Факторинг-С" (арендатор) и истцом - ООО "МАХ" (новый арендатор) 01.08.2006 заключено соглашение о переуступке прав аренды (перенайме), в соответствии с которым к ООО "МАХ" в полном объеме перешли права и обязанности арендатора по договору аренды.
Договор аренды заключен на срок до 20.05.2025 и прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.
Дополнительным соглашением от 18.07.2006 ставка арендной платы по договору за 1 кв.м в год установлена сторонами с 01.08.2006 в размере 3 572 рублей.
Дополнительным соглашением к договору от 21.05.2015 ставка арендной платы по результатам оценки ее рыночной стоимости по договору за 1 кв.м в год установлена сторонами с 21.05.2015 в размере 10 340 рублей.
Истец, ссылаясь на то, что он является субъектом малого предпринимательства и арендатором объекта нежилого фонда до 300 кв.м, находящегося в имущественной казне города Москвы, в соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", пунктом 1 частью 1 статьи 18 Закона города Москвы от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", имеет право на установление льготной ставки арендной платы за 1 кв.м в год в размере 3 500 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, не согласился с его доводами, указав на то, что ни отказ Департамента городского имущества города Москвы в предоставлении льготной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. в год по договору, выраженный в письме от 29.01.2016 N ДГИ-1-131385/15-101-2, ни соответствующее решение Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, выраженное в протоколе заседания Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства от 06.11.2015 N ДГИ-П-296/15 истцом в установленном законом порядке не оспорены и недействительными или незаконными не признаны.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции, указав на то, что признание за ООО "МАХ" права на применение ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв.м в год в соответствии с положениями подпункта 1.1 пункта 1, пункта 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, так как действует автоматически и устанавливается Департаментом в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта.
По мнению суда апелляционной инстанции, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (в ред. от 29.10.2013 N 710-ПП, от 24.02.2015 N 71-ПП), ООО "МАХ" не требовалось обращаться в Межведомственную комиссию по вопросу предоставления имущественной поддержки, так как данный субъект малого предпринимательства подпадает к критериям пункта 1.1 Постановления, и к нему не предъявляются дополнительные требования, установленные пунктом 2.1 Постановления.
Суд округа не может согласиться с такими выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (статья 9 Кодекса).
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства в их совокупности и взаимосвязи, осуществляя проверку каждого доказательства, в том числе с позиции его достоверности и соответствия содержащихся в нем сведений действительности. При этом в судебном акте указываются не только результаты оценки принятых судом доказательств, но и мотивы, по которым было отказано в принятии тех или иных доказательств.
Выводы суда апелляционной инстанции, приведенные в обжалуемом постановлении, основаны на том, что в силу подпункта 1.1 пункта 1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", с 1 января 2014 года субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов предоставляется имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв. м в год.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", пункты 1, 2 настоящего постановления действуют до 1 июля 2016 года.
В соответствии с последним абзацем пункта 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Согласно пункту 6.6 договора за объект аренды величина арендной платы определялась на основании действующих в городе Москве нормативов по установлению ставки арендной платы на дату заключения настоящего договора и не могла быть снижена. В случае изменения условий, размера, порядка оплаты аренды стороны пришли к соглашению, что ставка арендной платы считается измененной арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло.
Данное условие является обязательным для сторон и считается согласованным сторонами с даты, указанной в нормативном акте (в редакции пункта 9 дополнительного соглашения от 10.03.2011).
Вышеуказанные условия договоров сторонами не отменялись и продолжают действовать.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что после заключения договора аренды на новый срок (или дополнительного соглашения о продлении срока действия ранее заключенного договора) арендатор может получить имущественную поддержку в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м в год при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления такой ставки арендной платы.
Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" и Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы", являются нормативными актами, на основании которых устанавливаются права и обязанности сторон.
Субъектам малого предпринимательства с 1 января 2014 года предусмотрена имущественная поддержка в виде установления минимальной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м на объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП).
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП ставка арендной платы, указанная в пункте 1 настоящего постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Комиссия) отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" применение минимальной ставки арендной платы за кв.м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, осуществляется только на основании решения Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 15.04.2013 N 236-ПП "О дополнительных мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления имущественной поддержки принимает Комиссия.
В силу пункта 5.1 Положения о Комиссии, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП, в целях принятия Комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы субъекты малого предпринимательства в срок до 1 декабря текущего года направляют в Департамент или Комиссию обращение с приложением необходимых документов.
Суд первой инстанции установил, что ООО "МАХ" обращалось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением от 07.09.2015 вх. N ДГИ-131385/15 о предоставлении ему имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв.м в год на основании Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы".
Однако, рассмотрев данное обращение, Департамент городского имущества города Москвы письмом от 29.01.2016 N ДГИ-1-131385/15-101-2 уведомил истца о том, что Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства было принято решение об отказе в предоставлении ООО "МАХ" на 2015 год льготной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв.м в год по договору, в связи с отсутствием заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки - пункт 2.1.6 Постановления Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" (протокол заседания Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства от 06.11.2015 N ДГИ-П-296/15).
В соответствии с письмом Департамента торговли и услуг города Москвы от 25.08.2015 N ДГИ-И-38889/15, ООО "МАХ" не имеет статуса аккредитованного социального предприятия общественного питания, в связи с чем основания для предоставления имущественной преференции также не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что поскольку Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, а впоследствии Департаментом городского имущества города Москвы были приняты решения об отказе в предоставлении истцу имущественной поддержки в виде установления льготной арендной ставки в размере 3 500 руб. за 1 кв.м, данные решения истцом оспорены не были, при этом полномочия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, делегированы исключительно Межведомственной комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства как отраслевому органу исполнительной власти города Москвы, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции правильно определил правовую природу спорных правоотношений, с достаточной полнотой выяснил имеющие значение для дела обстоятельства, правомерно пришел к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 286 АПК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
На основании вышеизложенного, с учетом того, что судом первой инстанции были установлены все обстоятельства спора, имеющие значение для правильного его разрешения, правильно применены нормы материального и процессуального права, у апелляционного суда отсутствовали основания к отмене решения суда первой инстанции и удовлетворению заявленных исковых требований, суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ, считает, что постановление апелляционного суда подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ООО "МАХ" в доход Федерального бюджета Российской Федерации подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2016 года по делу N А40-43916/2016 отменить.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08 июля 2016 года по делу N А40-43916/2016 оставить в силе.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "МАХ" (ОГРН 1057747964592, ИНН 7743568068) в доход Федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Председательствующий судья |
А.Р. Белова |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.