Согласно письму ФФОМС от 26 апреля 2012 г. N 3021/80-1/и настоящее письмо применяется в части, не противоречащей действующему законодательству
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в связи с многочисленными обращениями руководителей агентств и ведомств, имеющих в своем составе медицинские учреждения, работающие в системе обязательного медицинского страхования, по вопросам нарушения правил и порядка взаимодействия между участниками системы обязательного медицинского страхования, сообщает следующее.
Согласно статье 2 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 основным принципом охраны здоровья граждан является соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 2 Закона медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно. В статье 20 Закона указано, что медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения любой формы собственности.
В соответствии со статьей 20.1. Основ Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 24 Закона тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, Советами Министров республик в составе Российской Федерации, органами государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрацией и профессиональными медицинскими ассоциациями. Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи.
Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования, утвержденным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 05.04.2001 N 1518/21-1 по согласованию с Минздравом России от 06.04.2001 N 2510/3586-01-34 и Минфином России 27.04.2001 N 12-03-14, предусмотрено, что медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи, используют поступившие средства, в соответствии с заключенными договорами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта Российской Федерации.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, реализуя государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования, обеспечивая исполнения своих уставных функций в части организационно-методической деятельности по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования, обращает ваше внимание на недопустимость дискриминации в системе обязательного медицинского страхования по ведомственной принадлежности и организационной форме, приводящей к нарушению конституционных прав граждан на доступную и качественную бесплатную медицинскую помощь.
Наиболее распространенными нарушениями являются
- необоснованное исключение ведомственных и частных медицинских организаций из территориальных программ обязательного медицинского страхования,
- изменение стоимости тарифа по обязательному медицинскому страхованию для ведомственных и частных медицинских организаций,
- неисполнение или несвоевременное исполнение платежей по обязательному медицинскому страхованию для ведомственных и частных медицинских организаций.
В связи с тем, что в настоящее время в субъектах Российской Федерации проводится работа по формированию территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год, считаем необходимым территориальным фондам обязательного медицинского страхования учесть вышеизложенные замечания Федерального фонда обязательного медицинского страхования и принять соответствующие меры по устранению допущенных нарушений.
Одновременно сообщаем, что по фактам, изложенным в обращениях руководителей агентств и ведомств, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования будут проведены внеплановые проверки деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вопросам нарушения правил и порядка взаимодействия между участниками системы обязательного медицинского страхования (ОМС).
Медицинскую помощь в системе ОМС оказывают медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие соответствующую лицензию. Данные учреждения должны использовать полученные средства на оплату медпомощи в рамках территориальной программы ОМС по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по ОМС на территории региона. Не допускается дискриминация в системе ОМС по ведомственной принадлежности и организационной форме, приводящей к нарушению конституционных прав граждан на доступную и качественную бесплатную медицинскую помощь.
Наиболее распространенными нарушениями при этом являются: необоснованное исключение ведомственных и частных медицинских организаций из территориальных программ ОМС; изменение для них стоимости тарифа по ОМС, а также неисполнение (несвоевременное исполнение) для них платежей по ОМС.
ТФОМС должны принять меры по устранению допущенных нарушений.
Информационное письмо Федерального фонда ОМС от 19 августа 2008 г. N 4468/30-4/и "О работе медицинских учреждений в системе обязательного медицинского страхования"
Текст письма опубликован в журнале "Здравоохранение", 2009 г., N 1
Согласно письму ФФОМС от 26 апреля 2012 г. N 3021/80-1/и настоящее письмо применяется в части, не противоречащей действующему законодательству