Департамент государственной службы рассмотрел письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июля 2008 г. N 16227-ДК/01.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) государственный гражданский служащий Российской Федерации (далее - гражданский служащий) имеет право с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
В соответствии с действующим законодательством иная оплачиваемая работа может осуществляться гражданским служащим в свободное от государственной гражданской службы время на условиях трудового договора (совместительство) или гражданско-правового договора.
Для гражданских служащих, выполняющих иную оплачиваемую работу, Федеральным законом предусмотрено наличие ряда обязательных условий: предварительное уведомление представителя нанимателя о намерении заняться иной оплачиваемой работой (часть 2 статьи 14), соблюдение гражданским служащим установленных Федеральным законом ограничений (статья 16) и запретов (статьи 17), а также исключение возможности возникновения личной заинтересованности, и как следствие, конфликта интересов (статья 19).
В частности, пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона установлен запрет на участие в деятельности органа управления коммерческой организации (за исключением случаев, установленных федеральным законом). Установление указанного запрета направлено на предотвращение конфликта интересов, который возможен в связи с участием в деятельности такой организации. Кроме того, после увольнения с гражданской службы гражданин не вправе замещать в течение двух лет должности в организациях, если отдельные функции управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности (часть 3 статьи 17 Федерального закона).
Установленный Федеральным законом уведомительный порядок направления гражданским служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона в случаях возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приведет или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.
Представитель нанимателя не вправе запретить гражданскому служащему выполнять иную оплачиваемую работу. Вместе с тем, в случае, когда представителю нанимателя стало известно о возникновении личной заинтересованности гражданского служащего, которая может привести к конфликту интересов, он в соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона обязан принять меры по предотвращению конфликта интересов, например, обратившись в комиссию государственного органа по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Исходя из положений части 3 статьи 19 Федерального закона определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого гражданского служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.
По вопросу о возможности осуществления гражданским служащим иной оплачиваемой работы в государственной корпорации сообщаем.
В соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
В случае если в должностные обязанности гражданского служащего входит осуществление, например, контрольных функций или подготовка нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность государственной корпорации, в которой он намеревается осуществлять иную оплачиваемую работу, то в таких случаях могут усматриваться признаки нарушения ограничений и запретов, установленных Федеральным законом для гражданских служащих.
Директор Департамента |
В.А. Козбаненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъясняются некоторые особенности прохождения госслужбы относительно возможности госслужащего выполнять одновременно иную оплачиваемую работу.
Такая возможность предоставлена Федеральным законом РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", если это не повлечет за собой конфликт интересов. При этом госслужащий должен предварительно уведомить об этом нанимателя. Уведомительный порядок не требует обязательного согласия нанимателя. Иная оплачиваемая работа должна осуществляться в свободное от госслужбы время на условиях трудового (совместительство) или гражданско-правового договоров. Однако существуют определенные запреты при выполнении иной оплачиваемой работы.
Так, госслужащему запрещено участвовать в органе управления коммерческой организации либо выполнять должностные обязанности, связанные с осуществлением контрольных функций в отношении государственной корпорации. После увольнения госслужащему также запрещено в течение двух лет занимать должности в организациях, если отдельные функции управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности.
Если при выполнении иной работы возник конфликт интересов, наниматель не может запретить госслужащему продолжать выполнять ее, а обязан принять меры по предотвращению конфликта интересов. Например, наниматель может обратиться в комиссию государственного органа по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 сентября 2008 г. N 2796-17 "О разъяснении положений части 2 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был