г. Москва |
|
17 февраля 2017 г. |
Дело N А40-44828/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Матюшенковой Ю.Л.
судей: Буяновой Н.В., Дербенева А.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Ракитянская М.В. д. от 02.03.16, Лобаков В.Г. д. от 02.03.16, Шабатукова Э.Р. д. от 02.03.16
от ИФНС: Гущина А.Ю. д. от 22.08.16, Петрова Ю.А. д. от 15.04.16
рассмотрев 15 февраля 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
ИФНС России N 14 по г. Москве
на решение от 26.05.2016
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Нагорной А.Н.
на постановление от 25.10.2016
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марковой Т.Т., Лепихиным Д.Е., Поташовой Ж.В.
по заявлению ООО "Солид-Кама" (ОГРН 1037739238118)
к ИФНС России N 14 по г. Москве
о признании недействительным решения
установил:
ООО "Солид-Кама" обратилось с иском к ИФНС России N 14 по г. Москве о признании недействительным решения от 26.10.2015 N 16-14/33869, в котором сделан вывод о занижении Обществом в 2014 г. налоговой базы по налогу на имущество.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.05.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2016, требования удовлетворены, признано недействительным решение ИФНС России N 14 по г. Москве от 26.10.2015 N 16-14/33869. При этом суды исходили из того, что налогоплательщик правомерно определил кадастровую стоимость принадлежащих ему объектов.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой инспекции, в которой заявитель со ссылкой на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В заседании суда кассационной инстанции представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, сослался на нормы ст. 378.2 НК РФ, считал, что налоговая база по налогу на имущество подлежала определению на основании данных о кадастровой стоимости спорных помещений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Представитель общества в отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда возражал против кассационной жалобы. Отзыв на кассационную жалобу представлен и приобщен к материалам дела.
Письменные пояснения и возражения на письменные пояснения не принимаются во внимание кассационной коллегией в силу отсутствия полномочий принимать и исследовать дополнительные доказательства.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права, доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами установлено, что 24.03.2015 обществом представлена первичная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2014, в которой исчислен налог к уплате на суммы 20.495.954 руб. и 413.625 руб. в связи с наличием двух объектов недвижимого имущества.
Налоговый орган провел камеральную налоговую проверку, по результатам которой принял решение от 26.10.2015 N 16-14/33869 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 289.965 руб. за неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы; начислена сумма налога на имущество в размере 1.513.835 руб., пени по состоянию на 26.10.2015 за несвоевременную уплату налога в размере 78.827, 22 руб.
Признавая решение недействительным, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что налоговая база спорных помещений должна определяться не на основании данных, полученных инспекцией в ответ на запрос из Росреестра, а исходя из кадастровой стоимости здания, установленной в Постановлении N 752-ПП, с учетом доли площади спорных помещений в общей площади здания.
Вывод судов соответствует фактическим обстоятельствам и подлежащим применению нормам права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе, имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведение бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Исходя из положений пункта 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется, как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении перечисленных ниже видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые и торговые центры и помещения в них,
2) нежилые помещения, предназначенные в соответствии с кадастровым паспортом или фактически использующиеся для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания,
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств.
Пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке, результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и, размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В рамках полномочий, представленных субъектам Российской Федерации пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, на территории города Москвы принят Закон N 63, устанавливающий с 1 января 2014 года особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организации исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год, в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона N 64 был определен в Постановлении Правительства г. Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП.
Общество является собственником помещений с кадастровыми номерами 77:09:0005013:9575, 77:09:0005013:9574, расположенными в здании по адресу: г. Москва, Хорошевское ш., д. 32а, имеющим кадастровый номер 77:09:0005013:1007, которое включено в Перечень.
Суды правильно определили, что на основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество для этого здания, а также для всех входящих в него помещений, вне зависимости от количества собственников здания и помещений в нем, должна определяться как его кадастровая стоимость.
Понятие кадастровой стоимости ввиду отсутствия в налоговом законодательстве на основании статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации определяется в статье 3 Закона N 135-ФЗ, как - стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Под государственной кадастровой оценкой в силу статьи 24.11 Закона N 135-ФЗ понимается совокупность действий, включающих в себя:
- принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
- формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
- отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки;
- определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;
- экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;
- утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
- внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки и об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на основании статей 24.12 и 24.17 Закона N 135-ФЗ, принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, являющийся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости путем принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, являющегося нормативным правовым актом, вступающим в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
В соответствии со статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ, в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости, орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Следовательно, кадастровая стоимость определяется только на основании проведенной в соответствии с решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации государственной кадастровой оценки и учетом ее результатов в нормативном акте этого исполнительного органа, принятом в порядке статьи 24.17 Закона N 135-ФЗ, с возможными изменения утвержденного в таком нормативном акте размера кадастровой стоимости для каждого объекта недвижимого имущества, только путем принятия судом или комиссией, соответствующего решения на основании заявления собственника объекта.
Исполнительным органом власти в г. Москве на основании Устава является Правительство г. Москвы, которое в силу перечисленных выше положений Закона N 135-ФЗ вправе утверждать и устанавливать размер кадастровой стоимости на 1 января соответствующего года, на основании проведенной государственной кадастровой оценки в принимаемом по ее результатам Постановлении, подлежащем официальному опубликованию в утвержденном печатном издании и размещении в сети Интернет на портале www.mos.ru.
Никакие иные, кроме содержащихся в Постановлении Правительства г. Москвы об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, данные о размере кадастровой стоимости в отношении конкретного объекта данные, включая сведения, справки и кадастровые паспорта, полученные от уполномоченных по ведению государственного кадастра органах и учреждениях подчиненных Росреестру, не считаются достоверными и не должны приниматься во внимание, при определении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество организаций в порядке статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из анализа перечисленных выше нормативных актов следует, что единственным источником определения размера кадастровой стоимости для внесенного в Перечень объекта недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество организаций, на основании статьи 378.2 НК РФ на 2014 год, является Постановление Правительства г. Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП, любые иные, полученные даже от официальных и уполномоченных органов или учреждений, отличные от сведений содержащихся в Постановлении N 752-ПП, не должны учитываться налогоплательщиками и не приниматься во внимание при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций.
При этом, пунктом 6 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено специальное правило определения кадастровой стоимости помещений в здании, включенном в Перечень, в отношении которых соответствующим нормативным актом кадастровая стоимость не определена, при наличии определенной кадастровой стоимости самого здания.
Согласно указанному положению пункта 6 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Таким образом, суды правомерно исходили из того, что никаким иным образом кадастровая стоимость помещения в здании, входящем в Перечень, в том числе, на основании кадастровых справок, определению не подлежит. В целях налогообложения налогом на имущество организаций кадастровая стоимость принадлежащих обществу помещений (с кадастровыми номерами 77:09:0005013:9575 и 77:09:005013:9574) рассчитывается пропорционально площади здания, в котором они расположены, и исходя из утвержденной постановлением N 752-ПП стоимости здания (77:09:0005013:1007).
Доводы налогового органа о том, что обществом занижена налоговая база (кадастровая стоимость) при исчислении налога на имущество в отношении принадлежащих ему объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 77:09:0005013:9575, 77:09:0005013:9574, что привело к неуплате налога на имущество в размере 1.513.835 руб., обоснованно отклонены судами.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судами дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражными судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 мая 2016 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 октября 2016 года по делу N А40-44828/2016 - оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.Л.Матюшенкова |
Судьи |
Н.В. Буянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.