г. Москва |
|
20 февраля 2017 г. |
Дело N А40-128316/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Дегтярева Н.В., Завирюха Л.В.,
при участии в заседании:
от акционерного общества "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" Ермакова.И., доверенность от 30.12.2016,
от ФБУ "Служба ЕС АКПС" Уловская О.В., доверенность от 25.06.2015, Лещикова Е.А., доверенность от 05.05.2016, Полухин М.И., директор, приказ от 12.12.2007 N 67/п,
от Федерального агентства воздушного транспорта не явился, уведомлен,
от публичного акционерное общество "НПО "Алмаз" им. А.А. Расплетина Компаниец Д.В., доверенность от 30.12.2016,
рассмотрев 13 февраля 2017 года в судебном заседании кассационные жалобы
акционерного общества "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" и ФБУ "Служба ЕС АКПС"
на решение от 11 апреля 2016 года
Арбитражного суда гор. Москвы
принятое судьей Абрамовой Е.А.
на постановление от 11 октября 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Стешаном Б.В.. Тетюком В.И., Гончаровым В.Я.
по иску ФБУ "Служба ЕС АКПС"
к акционерному обществу "Концерн ПВО "Алмаз-Антей"
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральное агентство воздушного транспорта; публичное акционерное общество "НПО "Алмаз" им. А.А. Расплетина
о признании ответчика не выполнившим обязательство, об обязании исполнить обязательство, о взыскании 7 277 427,91 руб.
и встречное исковое заявление акционерного общества "Концерн ПВО "Алмаз-Антей"
к ФБУ "Служба ЕС АКПС"
о признании дополнительного соглашения N 1 от 14.12.2009 к государственному контракту N ГК-105-10 от 13.04.2009 незаключенным
УСТАНОВИЛ:
ФБУ "Служба ЕС АКПС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к акционерному обществу "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" о признании акционерного общества "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" не выполнившим надлежащим образом обязательства по государственному контракту от 13.04.2009 N ГК-105-10/Б по объекту "Строительство зданий и сооружений для размещения авиационного поисково-спасательного центра, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край", об обязании акционерного общества "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" в 30-дневный срок со дня вступления решения в законную силу безвозмездно устранить недостатки выполненных по государственному контракту работ по разработанной проектной документации, а также о взыскании неустойки в размере 5 768 664 руб. 75 коп., расходов в размере 1 508 763 руб. 16 коп. на проведение государственной экспертизы, в результате которой получено отрицательное заключение от 19.04.2010 N 299-10/ГПЭ-6644/04.
Акционерным обществом "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" заявлены встречные исковые требования о признании дополнительного соглашения от 14.12.2009 N 1 к государственному контракту от 13.04.2009 N ГК-105-10/Б незаключенным.
Решением от 11 апреля 2016 года Арбитражный суд города Москвы, оставленным без изменения постановлением от 11 октября 2016 года Девятого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами ФБУ "Служба ЕС АКПС" и акционерное общество "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами на решение от 11 апреля 2016 года Арбитражный суд города Москвы и постановление от 11 октября 2016 года Девятого арбитражного апелляционного суда.
ФБУ "Служба ЕС АКПС" не согласно с обжалуемыми судебными актами в части отказа в удовлетворении первоначального иска, считает, что в данной части судами первой и апелляционной инстанций нарушены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, несоответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем в своей кассационной жалобе просит отменить решение от 11 апреля 2016 года Арбитражный суд города Москвы и постановление от 11 октября 2016 года Девятого арбитражного апелляционного суда в указанной части, направить дело на новое рассмотрение.
Акционерное общество "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" считает обжалуемые судебные акты незаконными, необоснованными в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований о признании дополнительного соглашения от 14.12.2009 N 1 к государственному контракту от 13.04.2009 N ГК-105-10/Б незаключенным, в связи с чем в своей кассационной жалобе просит отменить решение от 11 апреля 2016 года Арбитражный суд города Москвы и постановление от 11 октября 2016 года Девятого арбитражного апелляционного суда в указанной части, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении встречного иска.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание,, изучив доводы кассационных жалоб и проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления, а также соответствие выводов в указанных судебных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление должны быть оставлены без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между ФБУ "Служба ЕС АКПС" (заказчик-застройщик) и акционерным обществом "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" (генеральный подрядчик) заключен государственный контракт от 13.04.2009 N ГК-105-10/Б, по условиям которого генеральный подрядчик обязался разработать проектную документацию и выполнить инженерные изыскания по объекту "Строительство зданий и сооружений для размещения авиационного поисково-спасательного центра, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край" в 2009 году, принять участие в защите проектной документации и результатов инженерных изысканий в экспертных и утверждающих органах.
Объект "Строительство зданий и сооружений для размещения авиационного поисково-спасательного центра, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край" является частью федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)", которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.09.2008 N 652 "Об утверждении федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)".
Объем финансирования по данному объекту (сметная стоимость, установленная решением по объекту капитального строительства) установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 N 1036 и составляет 300 000 000 руб.
Заданием на проектирование к государственному контракту установлен ориентировочный размер проекта здания АПСЦ 3000 кв. м.
В соответствии с пунктами 1.2 и 3.5.1 контракта проектная документация должна соответствовать утвержденному в установленном порядке заданию на проектирование, результатам инженерных изысканий, требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", законодательству Российской Федерации, нормативных документов. Сроки и содержание работ определены календарным планом.
Цена контракта составляет 19 192 097 руб. 63 коп.
Результат работ по контракту - передача ФБУ "Служба ЕС АКПС" разработанной в соответствии с заданием на проектирование и получившая положительное заключение государственной экспертизы проектная документация и результаты инженерных изысканий.
Пунктом 2.10 дополнения N 1 к заданию на проектирование (приложение N 1 к контракту) согласовано условие о том, что сметная документация по объекту не должна превышать лимиты инвестиционных средств (объемы финансирования).
Согласно пункту 4.1 контракта сдача-приемка работ оформляется актом о выполнении этапа N 1 и актом сдачи-приемки выполненных работ по контракту.
В соответствии с пунктом 2.6. контракта устранение недостатков проектной документации и результатов инженерных изысканий, выявленных в результате проведения государственной экспертизы производится ответчиком за счет собственных средств.
Согласно пункту 3.3.1 государственного контракта истец обязан предоставить данные по необходимому составу помещений и их расположению в здании, количеству рабочих мест, составу инженерного оборудования.
Судами установлено, что сторонами подписан акт от 14.12.2009 о выполнении этапа N 1, который предусматривает передачу разработанной проектной документации и результатов инженерных изысканий истцу.
19.04.2010 получено отрицательное заключение государственной экспертизы N 299-10/ГПЭ-6644/04, из пункта 7.4 которого следует, что "проектная документация "Строительство зданий и сооружений для размещения авиационного поисково-спасательного центра, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край" не соответствует требованиям нормативных технических документов и результатам инженерных изысканий. Результатам инженерных изысканий соответствует. Результаты инженерных изысканий соответствуют требованиям нормативных технических документов. Сметная стоимость не соответствует действующим нормативам в области сметного нормирования и ценообразования".
В связи с указанным, проектная документация при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации не была утверждена государственным заказчиком.
ФБУ "Служба ЕС АКПС" 27.12.2011 на основании накладной от 26.12.2011 N 16/ЕС АКПС передана проектная документация, в которой, по мнению акционерного общества "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", были устранены недостатки и замечания, отраженные в заключение государственной экспертизы от 19.12.2010 N 299-10/ГПЭ-6644/04.
В свою очередь, 18.12.2012 проектная документация была возвращена ФБУ "Служба ЕС АКПС" без рассмотрения по основаниям, предусмотренным подпунктом г) пункта 16 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета", а именно, в связи с превышением сметной стоимости, установленной решением по объекту капитального строительства: При этом сводный сметный расчет стоимости строительства составил 370 760 360 руб. 00 коп.
08.06.2015 ФБУ "Служба ЕС АКПС" обратился к акционерному обществу "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" с претензией, в которой потребовал безвозмездно переделать проектную документацию в соответствии с заданием на проектирование, результатами инженерных изысканий, техническими условиями с обязательным соблюдением лимита инвестиционных средств, установленного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2009 N 1036 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)", а также принять участие в защите проектной документации, результатов инженерных изысканий в экспертных и утверждающих органах с целью получения положительного заключения государственной экспертизы.
Срок ответа на претензию - 30 календарных дней. До настоящего времени ответ на претензию не получен, требования истца не исполнены.
Судами установлено, что проектная документация по государственному контракту была сдана по акту сдачи-приемки работ по этапу 1 - без каких-либо оговорок и претензий, и оплачена в полном объеме.
С момента подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ по этапу 1 истцу перешло право собственности на проектную документацию и результаты инженерных изысканий.
Также судами установлено, что невозможность получения положительного заключения государственной экспертизы была вызвана не действиями акционерного общества "Концерн ВКО "Алмаз-Антей", а ненадлежащим исполнением своих обязанностей ФБУ "Служба ЕС АКПС" - не предоставлением всей необходимой технической документации предусмотренной статьей 48 Градостроительного кодекса РФ и государственным контрактом.
Акционерное общество "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" считает, что получение нового технического задания и исходных данных от государственного заказчика требует заключения нового государственного контракта с включением условий по стоимости, объему и другим необходимым условиям.
Также акционерным обществом "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" указано на то, что по просьбе ФБУ "Служба ЕС АКПС" документация была безвозмездно откорректирована и передана по накладным истцу для повторного представления в государственную экспертизу. Сведений о передаче проектной документации на государственную экспертизу от истца после ее изменения не поступало.
ФБУ "Служба ЕС АКПС" указано на то, что 14.12.2009 между акционерным обществом "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" и ФБУ "Служба ЕС АКПС", Федеральным агентством воздушного транспорта было подписано дополнительное соглашение N 1 к государственному контракту, в дополнении N 1 к заданию на проектирование к которому содержатся требования к объему и составу документации, которые ответчиком при разработке документации не были соблюдены.
Акционерное общество "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" ссылается на то, что согласно приложению N 1 к дополнительному соглашению (дополнение N 1 к заданию на проектирование) площадь проектируемого здания уменьшилась с (ориентировочно 3 000 кв. м) до (ориентировочно 1 500 кв. м), что влечет за собой необходимость разработки новой проектной документации, принципиально отличающейся от переданной ответчику по акту сдачи-приемки работ по этапу N 1 государственного контракта от 14.12.2009, для создания такой документации требуется время на производство новых проектно-изыскательских работ.
Отказывая в удовлетворении первоначальных и встречных исковых требований и принимая обжалуемые судебные акты суды обеих инстанций исходили из доказанности пропуска сторонами срока исковой давности.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
При наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В этом случае какие-либо другие доводы и обоснование заявленного требования не подлежат рассмотрению, поскольку сам факт истечения срока исковой давности с учетом пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" служит самостоятельным основанием для отказа в иске.
Руководствуясь приведенными нормами, судами правомерно указано на то, что акт сдачи-приемки работ по этапу N 1 подписан сторонами 14.12.2009, отрицательное заключение получено ФБУ "Служба ЕС АКПС" 19.04.2010, проектная документация повторно передана акционерным обществом "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" 27.12.2011, проектная документация возвращена ФБУ "Служба ЕС АКПС" без рассмотрения 18.04.2012. Вместе с тем ФБУ "Служба ЕС АКПС" обратилось в суд с настоящим иском только 13.07.2015, то есть за пределами трехгодичного срока исковой давности, при этом, истекшим не только с момента подписания акта по первому этапу, но и с момента получения отрицательного заключения экспертизы и повторного возвращения документации без рассмотрения. Дополнительное соглашение N 1 подписано сторонами 14.12.2009, со встречным иском акционерное общество "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" обратился 14.01.2016, и только после того, как к нему были предъявлены требования по первоначальному иску.
Кассационная инстанция соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, и вопреки доводам кассационных жалоб акционерного общества "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" и ФБУ "Служба ЕС АКПС", основаны на правильном применении судами норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе частью 4 названной нормы, для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления.
Доводы кассационных жалоб подлежат отклонению, в связи с тем, что указанные доводы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции, с оценкой которых кассационная инстанция согласна.
Иная оценка заявителей жалоб установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 апреля 2016 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2016 года по делу N А40-128316/15 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
Н.В. Дегтярева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
При наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В этом случае какие-либо другие доводы и обоснование заявленного требования не подлежат рассмотрению, поскольку сам факт истечения срока исковой давности с учетом пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" служит самостоятельным основанием для отказа в иске."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 февраля 2017 г. N Ф05-21913/16 по делу N А40-128316/2015