город Москва |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А40-122564/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи - Мысака Н.Я.,
судей: Дунаевой Н.Ю., Нечаева С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Гришина А.А. доверенность от 18.12.2015
от заинтересованного лица - Спиренков И.Н. доверенность от 08.12.2016 N 07-
17/104128
от третьего лица - не явился, извещен
рассмотрев 16 февраля 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве,
на решение от 22 августа 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Вигдорчиком Д.Г.,
и постановление от 14 ноября 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Кочешковой М.В., Румянцевым П.В.,
по заявлению Открытого акционерного общества Банк "Содружество" в лице
конкурсного управляющего ГК "АСВ"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве
о признании недействительной записи от 08.02.2016 г. о прекращении деятельности
N 6167746098008, об обязании
третье лицо - ликвидатор Криворучко Д.Ю.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество Банк "Содружество" в лице конкурсного управляющего ГК "АСВ" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительной записи от 08.02.2016 о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (ОГРН 1137746377152, ИНН 7705539299) в связи с его ликвидацией, внесенной Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 6167746098008, об обязании Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве аннулировать запись за государственным регистрационным номером 6167746098008 от 08.02.2016 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 августа 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2016 года, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, МИФНС N 46 по г. Москве обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель ссылается на то, что судами не учтено, что инспекция на момент принятия решения о регистрации не обладала информацией о недостоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе ООО "Олимп"; в силу пункта 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии; судом не применена подлежащая применению норма права - пункт 5.1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации; на момент предъявления в государственный орган ликвидационного баланса отсутствовало решение суда, создающее обязанности для ООО "Олимп" перед заявителем.
Надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства третье лицо - ликвидатор Криворучко Д.Ю. явку своего представителя в суд кассационной инстанции не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей этого лица.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
В судебном заедании суда кассационной инстанции представитель МИФНС N 46 по г. Москве поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального и материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что согласно сведениям с официального сайта ФНС России 08.02.2016 г. Межрайонной инспекцией ФНС РФ N 46 по г. Москве внесена в ЕГРЮЛ запись N 6167746098008 о ликвидации юридического лица - государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (ОГРН 1137746377152, ИНН 7705539299).
Посчитав, что внесение записи является незаконным, заявитель обратился в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями ст. 61, 62, 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание разъяснения, изложенные в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 октября 2011 года N 7075/11, согласно которым необходимые для государственной регистрации юридических лиц документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию, пришли к выводу, что представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ).
Судами установлено, что 10.02.2015 г. между КБ "Анталбанк" ООО и ООО "Олимп" заключен кредитный договор N 15/1573-к, на основании которого ООО "Олимп" предоставлены денежные средства в размере 90 000 000 руб. сроком до 10.02.2017 г. под 30% годовых с уплатой процентов ежемесячно, не позднее 5 рабочего дня следующего месяца (Дополнительное соглашение N 2 от 06.07,2015 г.).
В обеспечение исполнения обязательства ООО "Олимп" по кредитному договору, 10.02.2015 г. между КБ "Анталбанк" ООО и Криворучко Д.Ю. заключен договор поручительства N 15/1573-пф, согласно которому последний обязался отвечать по обязательствам заемщика в полном объеме.
31.08.2015 г. между КБ "Анталбанк" ООО и ОАО Банк "Содружество" заключен договор N 2015 уступки прав требования по кредитным договорам, согласно которому цедент передал, а цессионарий принял права требования и права, обеспечивающие исполнение обязательств, в том числе права требования по кредитному договору, заключенному с ООО "Олимп" и по договору поручительства с Криворучко Д.Ю.
25.11.2015 г. в "Вестнике государственной регистрации" N 46 (558) Часть-1 размещено сообщение о том, что единственным участником ООО "Олимп" принято решение N 04 от 27.10.2015 г. о ликвидации ООО "Олимп" (ОГРН 1137746377152, ИНН 7705539299); требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования сообщения.
19.01.2016 г. в адрес ликвидатора ООО "Олимп" направлено требование в порядке ст. ст. 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации о включении в ликвидационный баланс и погашении задолженности по указанному выше кредитному договору в размере 96 879 452,05 руб., включая сумму основного долга в размере 90 000 000,00 руб. и проценты за пользование кредитом за период с октября по декабрь 2015 года (3 месяца) в размере 6 879 452,02 (90 000 000,00 x 93 дня x 30% / 365), и указанием реквизитов для перечисления.
Удовлетворяя заявленные требования, суды также исходили из того, что ликвидатор ООО "Олимп" Криворучко Д.Ю. не мог не знать о наличии у ООО "Олимп" неисполненных обязательств перед банком, поскольку Криворучко Д.Ю. является поручителем по кредитному договору N 15/1573-к от 10.02.2015 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 62 указанного Кодекса учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Пунктами 1, 2 статьи 63 Кодекса предусмотрено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 63 Кодекса выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктами 3 статьи 20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Согласно части 6 статьи 22 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ установлен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица. Из данной нормы, в том числе следует, что в подаваемом о ликвидации заявлении, подтверждается соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, завершении расчетов с его контрагентами, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ.
На основании изложенного, принимая во внимание, что в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих, что ликвидационный баланс ООО "Олимп" составлен с учетом данных о неисполненных обязательствах (с отражением действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица), арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что установленный законом порядок ликвидации юридического лица соблюден не был и у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия решения, являющегося предметом оспаривания в рамках настоящего дела, поскольку представленные ему документы содержали недостоверные сведения.
Выводы судов основаны на результатах оценки доказательств, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах, при этом в силу положений части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд исходил из такой степени достаточности доказательств, которая позволяла сделать однозначный вывод относительно подлежащих установлению по делу обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой и постановления апелляционной инстанций, предусмотренных в ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 августа 2016 года и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2016 года по делу N А40-122564/16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Я. Мысак |
Судьи |
Н.Ю. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.