г. Москва |
|
15 августа 2018 г. |
Дело N А40-213367/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Денисовой Н.Д.,
судей Красновой С.В., Дунаевой Н.Ю.,
при участии в заседании:
от истца ООО "Трансагентство-1" - Чиркова Н.В. по дов. от 13.09.2017
от ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Мацота Н.Э. по дов. от 21.12.2017 N 42398/2017
от третьего лица Департамент городского имущества города Москвы - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение от 18 января 2018 года Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Пуловой Л.В., и постановление от 18 апреля 2018 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Яковлевой Л.Г., Мухиным С.М., Поповым В.И.,
по иску ООО "Трансагентство-1"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
третье лицо - Департамент городского имущества города Москвы,
о прекращении права оперативного управления, признании права оперативного управления,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Трансагентство-1" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве от 14.08.2017 N 77/003/231/2017-600 об отказе в государственной регистрации ранее возникшего права собственности ООО " Трансагентство-1" на объект недвижимого имущества - нежилое помещение общей площадью 137,4 кв. м по адресу: г. Москва, б-р Измайловский, д. 20.
Со ссылкой на статью 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 января 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2018 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование кассационной жалобы Управление ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы, просил решение и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель заявителя против удовлетворения кассационной жалобы возражал, просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Третье лицо, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
В силу ст. 198 АПК РФ, ст. 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии со ст. 16 Закона о регистрации прав государственная регистрация проводится на основании заявления с приложением документов, необходимых для ее проведения, в том числе, правоустанавливающих документов (ст. 17 Закона).
В силу пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации прав документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с положениями ст. 20 Закона в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" до введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации сделок с недвижимостью.
Пунктом 8 Постановления Правительства Москвы от 18.04.1995 N 327 "О разграничении государственной собственности на территории Москвы и государственной регистрации, имущественных прав" предусмотрено, что до принятия Правительством Москвы Программы создания единой государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в городе Москве государственную регистрацию прав собственности и других вещных прав на здания, сооружения и нежилые помещения и сделок с ним на базе реестра собственности в соответствии со статьями 131, 219, 223, ч. 1 ст. 1 ГК РФ осуществляет Москомимущество с выдачей свидетельств о внесении в реестр собственности.
Пунктом 1 Распоряжения Мэра Москвы от 16.06.1994 N 288-РМ "О регистрации операций с собственностью физических и юридических лиц в городе Москве" Москомимуществу было поручено осуществлять регистрацию недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений, нежилых помещений), принадлежащего на праве собственности физическим и юридическим лицам на территории города Москвы.
Пунктом 2 названного Распоряжения определено считать внесение в реестр собственности Москомимущества с выдачей Свидетельства о внесении в реестр собственности актом государственной регистрации собственника и принадлежащего ему недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 2 Положения о реестре частной собственности в городе Москве, утвержденного Распоряжением Мэра Москвы от 16.06.1994 N 288-РМ, ведение реестра частной собственности на территории города осуществляет Москомимущество, основанием для включения объектов в реестр частной собственности, является, в том числе и Свидетельство на право собственности, выданное Фондом имущества, Госкомимуществом или Москомимуществом (пункт 5).
Как установлено судами и следует из представленных доказательств, ТОО "Трансагентство-1" было образовано в результате реорганизации структурных подразделений Производственного транспортно-эксплуатационного объединения по обслуживанию населения "Мострансагентство" в соответствии с Приказом N 41 от 07.02.1992 "О предоставлении финансовой самостоятельности автокомбинатам и агентствам", ТОО "Трансагентство-1" было зарегистрировано в Московской регистрационной палате 31.03.1992.
Согласно свидетельству от 17.04.2000 в соответствии с действующим законодательством ТОО "Трансагентство-1" было переименовано в ООО "Трансагентство-1". Распоряжением Комитета по управлению имуществом Москвы 223-р от 26.10.1992 "О приватизации имущественного комплекса арендного предприятия Производственного транспортно-эксплуатационного объединения по обслуживанию населения "Мосгортрансагентство" арендное предприятие было преобразовано в ОАЗТ "Мострансагентство".
В соответствии с Распоряжением Комитета по управлению имуществом Москвы 223-р от 26.10.1992 АОЗТ "Мострансагентство" направило в Комитет по управлению имуществом заявление с просьбой оформить долгосрочный договор аренды с правом последующего выкупа спорного помещения с ТОО "Трансагентство-1", фактически занимающим помещение и арендным предприятием "Мострансагентство", в результате чего был заключен договор аренды N 04-00815/93 от 28.10.93 на спорное помещение.
Распоряжением N 774-р от 07.03.1996 Комитета по управлению имуществом г. Москвы и в соответствии с протоколом заседания рабочей комиссии Москомимущества N 22 от 23.02.1996 разрешена продажа арендуемого помещения в собственность ТОО "Трансагентство-1".
Между Фондом имущества г. Москвы и ТОО "Трансагентство-1" был заключен договор купли-продажи помещения N ВАМ8634 от 27.03.1996, заявителю выдано свидетельство на право собственности N 3038.
Таким образом, заявителем в порядке приватизации приобретено право собственности на спорное имущество.
Статьей 217 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Установив, что заявителем представлены документы, подтверждающие приобретение им права собственности на спорный объект недвижимого имущества, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о законности требования заявителя о регистрации ранее возникшего права. В орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем представлены необходимые для регистрации его права документы, свидетельствующие о наличии у заявителя соответствующего права на объект недвижимости.
Суды указали, что у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания, предусмотренные пунктом 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации, для отказа в государственной регистрации права собственности на заявленный объект.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 января 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2018 года по делу А40-213367/17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
Н.Д. Денисова |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.