Об итогах летней оздоровительной кампании 2009 г. см. письмо Роспотребнадзора от 26 ноября 2009 г. N 01/17900-9-32
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав итоги летней оздоровительной кампании 2008 года и данные формы государственного и ведомственного статистического наблюдения "Итоги летней оздоровительной кампании 2008 года в Российской Федерации", сообщает следующее.
В целях обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей и во исполнение Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2008 N 148 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008 - 2010 годах", постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 23 от 01.04.2008 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008 - 2010 годах" при подготовке к летней оздоровительной кампании 2008 года Роспотребнадзором во всех субъектах Российской Федерации были проведены семинары с руководителями оздоровительных учреждений, медицинскими работниками, педагогами и сотрудниками пищеблоков по соблюдению санитарного законодательства, противоэпидемического режима при обслуживании детей, по организации рационального питания в летних оздоровительных учреждениях. Координация работы всех служб и ведомств по обеспечению отдыха и оздоровления детей осуществлялась областными советами и межведомственными комиссиями, в составе которых работали начальники отделов санитарного надзора управлений Роспотребнадзора.
В 2008 году количество летних оздоровительных учреждений, функционирующих на территории Российской Федерации, уменьшилось на 1 438 и составило 58 745 учреждений, в которых отдохнули 6 055 723 ребенка.
По сравнению с 2007 г. снизилось количество загородных дошкольных учреждений (на 7), загородных стационарных лагерей (на 225), лагерей с дневным пребыванием детей (на 1 648), санаторных оздоровительных лагерей (на 40). Количество профильных оздоровительных лагерей увеличилось на 454.
В Республике Бурятия количество ЛОУ сократилось на 368 учреждений, в Ивановской области - на 208, в Волгоградской области - на 157, в Кировской области - на 143, в Свердловской области - на 126, в Республике Тыва - на 107, в Ярославской области - на 105.
Вместе с тем, количество ЛОУ увеличилось в Республике Саха (Якутия) на 292 учреждения, в Московской области - на 202, в Чувашской Республике - на 200, в Нижегородской области - на 111.
В период подготовки к открытию летних оздоровительных учреждений специалистами органов Роспотребнадзора было проведено более 57,3 тыс. санитарно-эпидемиологических обследований объектов, из них 69,4% - с лабораторными исследованиями и инструментальными замерами.
Без согласования с Роспотребнадзором в 2008 г. было открыто 51 учреждение - 27 профильных оздоровительных учреждений, 12 загородных лагерей, 10 лагерей с дневным пребыванием детей, 1 санаторно-оздоровительный лагерь и 1 загородное дошкольное учреждение. (Республика Тыва, Республика Саха (Якутия), Мурманская, Омская, Читинская области, г. Москва, г. Санкт-Петербург, учреждения, принадлежащие ОАО "РЖД").
В период подготовки к летней оздоровительной кампании 2008 года с целью улучшения материально-технической базы летних оздоровительных учреждений во всех субъектах Российской Федерации проводились реконструкция и капитальный ремонт зданий, ревизии систем водоснабжения и канализации, замена санитарно-технического, холодильного и технологического оборудования, замена твердого и мягкого инвентаря. Для обеспечения учреждений доброкачественной водой в ряде регионов ЛОУ имеют собственные артезианские скважины. Увеличилось количество учреждений, в которых установлены очистные фильтры на системы водоснабжения, обеспечено бесперебойное горячее водоснабжение. Для возможности функционирования в случае аварийных ситуаций некоторые учреждения оборудованы автономными источниками энергоснабжения.
В период проведения летней оздоровительной кампании 2008 года отмечены случаи возникновения аварийных ситуаций. Аварии систем электроснабжения были зарегистрированы в Самарской, Свердловской, Тульской областях, Хабаровском крае.
Аварии на системах водоснабжения были зарегистрированы в Мурманской и Смоленской областях.
Случаев возникновения массовых инфекционных заболеваний и отравлений среди детей вследствие аварийных ситуаций не зарегистрировано.
Проведенные исследования воды из бассейнов летних оздоровительных учреждений показали, что 5,2% проб не соответствуют нормам по санитарно-химическим показателям (в 2007 г. - 5,8%), 4,3% - по микробиологическим показателям (в 2007 г. - 4,2%), 0,3% - по паразитологическим показателям (в 2007 г. - 0,3%).
Среди исследований воды из водоемов, используемых для купания детей, в целом по Российской Федерации 5,9% проб не соответствуют санитарному законодательству по санитарно-химическим показателям (в 2007 г. - 6,7%), 7,2% - по микробиологическим показателям (в 2007 г. - 8,7%) и 0,7% - по паразитологическим показателям (в 2007 г. - 0,7%).
В 2008 году количество летних оздоровительных учреждений, не имеющих централизованного водоснабжения, составило 4 620 (7,9%), что на 435 учреждений меньше, чем в 2007 году, из них 3 019 (65,3%) учреждений работали на привозной воде.
В 2008 году всего по Российской Федерации было отобрано 145 167 проб на санитарно-химические, микробиологические и паразитологические показатели (в 2007 г. - 161 693 пробы).
Качество и безопасность водоснабжения ЛОУ напрямую связаны с водоснабжением региона в целом.
В 2008 году увеличился процент проб воду# из источников нецентрализованного водоснабжения, неудовлетворительных по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, а также проб, не соответствующих нормам по санитарно-химическим показателям, из разводящей сети.
Общее количество проб воды из источников централизованного водоснабжения в 2008 году составило 16 174, из них 7 161 проб на санитарно-химические показатели и 9 013 проб на микробиологические показатели.
Количество ЛОУ, использующих источники нецентрализованного водоснабжения, составляет 4 620 (7,9% от числа учреждений), что на 435 учреждений меньше, чем в 2007 г. Всего в период подготовки и проведения летней оздоровительной кампании 2008 было отобрано 9 516 проб (в 2007 г. - 10 139) воды из источников нецентрализованного водоснабжения, в том числе 3 173 пробы на санитарно-химические показатели, 5 899 проб на микробиологические показатели и 444 проб на паразитологические показатели.
Не проводили исследования воды из источников нецентрализованного водоснабжения при наличии ЛОУ, использующих их, в Вологодской области, городе Санкт-Петербурге, Карачаево-Черкесской Республике, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Марий-Эл, Ямало-Ненецком АО.
Правильно организованное питание, соответствующее потребностям детского организма, является неотъемлемой составляющей оздоровления в летний период.
7 - 10 дневные меню в обязательном порядке согласовывались с Роспотребнадзором.
Питание детей в оздоровительных учреждениях летом 2008 года было организовано исходя из местных расценок на продукты питания. В целом по стационарным загородным лагерям на сумму 120 - 150 рублей в день при 4 - 5 разовом питании (в 2007 г. - 113 - 140 руб.).
В учреждениях с дневным пребыванием дети питались 2 - 3 раза в день на сумму 50 - 90 рублей (в 2007 г. - 60 - 73 руб.).
Для учреждений санаторного типа в среднем дотации составляли 140 - 200 рублей при 6 разовом питании (в 2007 г. - 129 - 148 руб.).
В 2008 году объем лабораторного контроля продовольственного сырья и готовой продукции по сравнению с 2007 г. уменьшился на 10 518 исследований.
Наибольший удельный вес неудовлетворительных проб продовольственного сырья по санитарно-химическим показателям отмечен в Дальневосточном федеральном округе (Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Камчатский край, Сахалинская область).
В летнюю оздоровительную кампанию 2008 г. было установлено невыполнение норм питания по таким продуктам как мясо, рыба, овощи, фрукты, молоко и кисломолочные продукты в большинстве регионов. Отмечались случаи восполнения калорийности за счет превышения содержания в рационах питания круп, макаронных и кондитерских изделий.
Такие нарушения были отмечены в Ивановской, Архангельской, Саратовской областях и др.
В период подготовки учреждений к летней оздоровительной кампании в целях улучшения материально технической базы и санитарно-эпидемического состояния пищеблоков летних оздоровительных учреждений были проведены ремонтно-восстановительные работы в помещениях, на инженерных коммуникациях, заменено и отремонтировано технологическое и холодильное оборудование, инвентарь, посуда, моющие, чистящие и дезинфекционные средства, проведены дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия, укомплектование квалифицированными кадрами, прошедшими гигиеническое обучение.
Сохраняется тенденция снижения уровня заболеваемости детей в летних оздоровительных учреждениях. В 2008 году зарегистрированы 70 256 случаев заболеваний в целом по ЛОУ России (11,6 случаев на 1 000 отдохнувших детей).
Уменьшение количества случаев заболеваний отмечено во всех типах ЛОУ, кроме дошкольных оздоровительных учреждений, где по сравнению с 2007 г. число заболевших увеличилось на 34 и составило 956 детей (в 2007 г. - 922).
Наиболее высокие показатели заболеваемости регистрируются в загородных стационарных лагерях, в загородных дошкольных учреждениях.
В течение летней оздоровительной кампании 2008 года зарегистрировано 2 случая смерти детей (в 2007 г. - 3 случая). В Читинской области в палаточном лагере "Альтаир" смертельная травма головы при игре в волейбол. В Пермском крае - несчастный случай в бассейне.
В период проведения летней оздоровительной кампании 2008 года среди отдыхающих детей и персонала ЛОУ было зарегистрировано 14 вспышек инфекционных заболеваний, пострадал 561 человек, в том числе 531 ребенок до 17-ти лет.
В 78,6% случаев инфекции передавались пищевым путем. Причинами явились нарушения законодательства в области организации питания детей: несоблюдение правил доставки, приема и хранения пищевых продуктов, режима содержания пищеблоков, технологии приготовления готовых блюд, обработки посуды, кухонного инвентаря и оборудования, личной гигиены.
Этиологическая структура очагов была представлена:
- 4 вспышки пищевой токсикоинфекции (3 - стафилококковой природы (Сахалинская, Тульская области, Красноярский край), 1 - энтеробактериальной (Амурская область, РЖД);
- 2 вспышки псевдотуберкулеза (вовлечение детских оздоровительных учреждений в единый очаг, Красноярский край);
- 2 вспышки аденовирусной инфекции (Волгоградская, Липецкая области);
- 2 вспышки норовирусной инфекции (Красноярский край, Ярославская область);
- 1 очаг стрептококковой инфекции (Читинская область);
- 1 очаг энтеровирусной инфекции (Красноярский край);
- 1 очаг микроспории (Свердловская область).
Оздоровление детей в летний период предполагает создание условий и проведение комплекса мероприятий, направленных на охрану и укрепление их здоровья, а также расширение адаптационных возможностей.
В летних оздоровительных учреждениях проводятся комплексы оздоровительных мероприятий, включающие ежедневные утренние зарядки, закаливание, подвижные игры на свежем воздухе, спортивные состязания, а также при необходимости медицинские консультации.
Оценка эффективности оздоровления проводилась на основании данных о заболеваемости в ЛОУ, о физическом развитии детей, физической подготовленности, антропометрических показателей, функциональных проб (ортостатической, пробы Генча, ЖЕЛ) в начале и в конце смены:
В среднем по Российской Федерации выраженный оздоровительный эффект от летнего отдыха отмечен у 79,1% детей.
Самый высокий процент детей с отсутствием оздоровительного эффекта или ухудшением состояния здоровья отмечен в Архангельской области (13,0%), Ярославской области (12,4%), Сахалинской области (11,8%).
В ходе летней оздоровительной кампании 2008 года специалистами органов Роспотребнадзора было наложено 15370 штрафов на сумму более 21,9 млн. рублей, из них взыскано 77,3% на сумму более 15,3 млн. рублей.
В 2008 году было передано судьям 54 дела о приостановлении деятельности (в 2007 г. - 43), эксплуатация 39 объектов была приостановлена (в 2007 г. - 36).
Вынесено 10 постановлений о направлении материалов в правоохранительные органы, из них по 3 постановлениям приняты решения о привлечении к уголовной ответственности.
По предложению органов Роспотребнадзора в период летней оздоровительной кампании было отстранено от работы 1907 сотрудника оздоровительных учреждений (в 2007 г. - 2734), в том числе 727 человек по загородным стационарным лагерям (в 2007 г. - 998) и 612 человек по лагерям с дневным пребыванием детей и подростков (в 2007 г. - 1389).
Основными причинами применения мер административного воздействия являлись неудовлетворительные результаты лабораторных исследований готовых блюд по микробиологическим показателям и по калорийности, несоблюдение технологии приготовления блюд, несоблюдение санитарно-противоэпидемического режима при эксплуатации жилых корпусов и на пищеблоке, нарушение санитарного законодательства при эксплуатации мест купания, нарушения требований при допуске персонала к работе.
Анализ ситуации в летних оздоровительных учреждениях в течение нескольких лет позволил выявить основные проблемы, возникающие при проведении летних оздоровительных кампаний. Особенно актуальными остаются вопросы, связанные с качеством и безопасностью воды питьевой, организацией рационального сбалансированного питания, обеспечением педагогическим персоналом и сотрудниками пищеблоков, медицинскими работниками, проведением медицинских осмотров и иммунизации детей, приезжающих из неблагополучных по инфекционным заболеваниям регионов.
По данным формы государственного статистического наблюдения N 21 "Санитарно-эпидемиологическое состояние детских и подростковых летних оздоровительных учреждений" в 2008 году отмечается снижение количества ЛОУ по сравнению с 2007 г. По-прежнему остается большим количество ЛОУ, начавших работу без санитарно-эпидемиологического заключения.
На протяжении нескольких лет остается нерешенным ряд проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей в период проведения оздоровительных кампаний:
- Некоторое ухудшение качества воды из источников свидетельствует о необходимости проведения дополнительных мероприятий по обеспечению ЛОУ доброкачественной питьевой водой.
- Возросло количество массовых инфекционных заболеваний с большим числом пострадавших детей, основными причинами которых послужили нарушения санитарного законодательства при работе пищеблоков, что свидетельствует о недобросовестном отношении администраций оздоровительных учреждений к соблюдению санитарно-эпидемиологических норм и правил.
- В большинстве субъектов Российской Федерации продолжают регистрироваться нарушения санитарного законодательства, создающие угрозу возникновения массовых инфекционных заболеваний и пищевых отравлений.
- Возникновение аварийных ситуаций природного или антропогенного характера, связанных с нарушениями электроснабжения и водоснабжения в летних оздоровительных учреждениях и создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию отдыхающих детей, требует учета технического состояния коммуникаций при составлении перечня мероприятий планов-заданий проверки.
Для подготовки детских оздоровительных учреждений к работе в летнюю оздоровительную кампанию 2009 года необходимо решить следующие задачи:
1. Предложить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации заслушать по итогам летней оздоровительной кампании 2008 года вопрос о санитарно-эпидемиологическом состоянии детских оздоровительных учреждений, обратив особое внимание на необходимость их подготовки к летней оздоровительной кампании 2009 года и принятие первоочередных мер, направленных на соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и норм.
2. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с управлениями образований подготовить предложения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разработке и реализации региональных программ, направленных на улучшение материально-технической базы детских оздоровительных учреждений и строительство новых.
3. Администрациям организаций, на балансе которых находятся детские оздоровительные учреждения, а также руководителям этих учреждений:
- Обеспечить в каждом оздоровительном учреждении соблюдение требований санитарного законодательства.
Разработать по каждому оздоровительному учреждению перспективные планы и обеспечить 100% выполнение всех запланированных мероприятий по развитию материально-технической базы, предусмотрев при этом изменение необходимых объемно-планировочных решений помещений, обеспечение качества воды хозяйственно-питьевого назначения, обеспечение оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
- Обеспечить в каждом оздоровительном учреждении 100% выполнение меню в период функционирования учреждений.
- Максимально ужесточить требования к поставщикам пищевой продукции и усилить контроль за принимаемыми ДОУ продуктами питания.
- Обеспечить проведение мероприятий по дератизации в 100% оздоровительных учреждений перед их открытием и в ходе эксплуатации с установленной периодичностью в соответствии с требованиями законодательства.
- Обеспечить проведение мероприятий по дезинсекции (акарицидной обработке) в 100% оздоровительных учреждений от общего количества учреждений, в которых требуется проведение таких мероприятий перед их открытием.
Обеспечить комплектование штатного расписания каждого оздоровительного учреждения квалифицированными кадрами, в том числе работниками пищеблоков и медицинскими работниками. Т.е. привлекать к работе на пищеблоках ДОУ специалистов, имеющих опыт работы по организации детского питания, имеющих специальное образование и практику работы в детских учреждениях, привлекать квалифицированных специалистов педиатров, имеющих профессиональную подготовку по вопросам этиологии, диагностики, клиники, лечения, профилактики инфекционной патологии.
- Обеспечить прием на работу сотрудников, включая врачей-педиатров, только при наличии результатов пройденного предварительного медицинского осмотра в установленном порядке, а также профессиональной гигиенической подготовки.
- Обеспечить должный контроль со стороны собственников оздоровительных учреждений и администрации города в пределах компетенции за выполнением должностных обязанностей руководителями оздоровительных учреждений и их подразделений.
Обращаю Ваше внимание на крайне низкий уровень подготовки пояснительных записок Управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту, представляемых вместе с отчетными формами по летней оздоровительной кампании, что не позволяет объективно оценить итоги организации и проведения летней оздоровительной кампании. Несмотря на предложенную схему написания с конкретными пунктами, представляемая информация имеет общий характер, дублирует данные таблиц отчетных форм.
Кроме того, не представили отчет по форме государственного статистического наблюдения N 21 "Сведения о санитарно-эпидемиологическом состоянии детских и подростковых летних оздоровительных учреждений за 2008 год" в ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора на бумажном носителе, заверенном подписью руководителя и печатью учреждения следующие субъекты Российской Федерации: Кабардино-Балкарская Республика, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Саха (Якутия), Белгородская, Курская, Вологодская, Новгородская, Псковская, Тюменская, Амурская, Сахалинская области.
Обращаю Ваше внимание на недопустимость впредь формального подхода к подготовке и представлению информации по формам государственного и ведомственного статистического наблюдения и персональную ответственность за качество и сроки представления информации.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Руководитель |
Г.Г. Онищенко |
Типы и количество летних оздоровительных учреждений, число детей, отдохнувших в них, в Российской Федерации (2004 - 2008 гг.)
Типы ЛОУ |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|||||
кол-во ЛОУ |
число детей |
кол-во ЛОУ |
число детей |
кол-во ЛОУ |
число детей |
кол-во ЛОУ |
число детей |
кол-во ЛОУ |
число детей |
|
Загородные дошкольные учреждения |
122 |
17492 |
109 |
18576 |
108 |
19902 |
103 |
20998 |
96 |
20039 |
Загородные стационарные лагеря |
3434 |
1935383 |
3269 |
1927572 |
2928 |
1635595 |
2948 |
1708192 |
2723 |
1638757 |
Лагеря с дневным пребыванием |
45254 |
3274980 |
46779 |
4088484 |
45522 |
3223402 |
46313 |
3280208 |
44665 |
3117627 |
Профильные лагеря |
10856 |
867783 |
9415 |
788226 |
7458 |
622865 |
9228 |
685298 |
9682 |
617865 |
Санаторные оздоровительные лагеря |
851 |
313896 |
689 |
307149 |
675 |
296673 |
612 |
335386 |
572 |
308409 |
Санаторная смена в оздоровительном лагере |
130 |
22469 |
154 |
22564 |
185 |
26143 |
173 |
24327 |
126 |
16118 |
Детские санатории |
435 |
2095072 |
421 |
185275 |
334 |
165108 |
364 |
185643 |
373 |
199143 |
Отдых родителей с детьми |
667 |
189977 |
646 |
170154 |
549 |
115219 |
615 |
181724 |
634 |
153883 |
Всего |
61619 |
6809018 |
61328 |
7485436 |
59847 |
6349164 |
60183 |
6397449 |
58745 |
6055723 |
Гигиеническая характеристика воды в летних оздоровительных учреждениях Российской Федерации в 2004 - 2008 гг.
Показатели |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
||||||
|
Число исследований |
% неуд |
Число исследований |
% неуд |
Число исследований |
% неуд |
Число исследований |
% неуд |
Число исследований |
% неуд |
|
Вода в источниках централизованного водоснабжения |
санитарно-химические |
8060 |
15,2 |
7400 |
14,4 |
8055 |
13,0 |
8905 |
13,4 |
7161 |
12,8 |
микробиологические |
11322 |
5,0 |
10297 |
4,3 |
11478 |
3,9 |
11663 |
3,6 |
9013 |
3,3 |
|
вода в источниках нецентрализованного водоснабжения |
санитарно-химические |
2684 |
15,2 |
2836 |
15,9 |
2719 |
16,0 |
3093 |
13,1 |
3173 |
14,6 |
микробиологические |
5289 |
15,9 |
5827 |
15,8 |
6112 |
13,6 |
6526 |
10,6 |
5899 |
12,0 |
|
вода питьевая в разводящей сети |
санитарно-химические |
33580 |
10,6 |
34050 |
9,5 |
39574 |
9,8 |
46112 |
9,6 |
41230 |
10,3 |
микробиологические |
77032 |
6,3 |
73452 |
6,4 |
79627 |
5,4 |
84874 |
4,7 |
78247 |
4,5 |
|
Всего исследований |
137967 |
133862 |
147802 |
161693 |
145167 |
||||||
Всего учреждений |
61619 |
61328 |
59847 |
60183 |
58745 |
Гигиеническая характеристика продовольственного сырья и готовых блюд в летних оздоровительных учреждениях в 2004 - 2008 гг.
Показатели |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
||||||
Число исследований |
% неуд |
Число исследований |
% неуд |
Число исследований |
% неуд |
Число исследований |
% неуд |
Число исследований |
% неуд |
||
Продовольственное сырье |
санитарно-химические |
29057 |
1,3 |
30126 |
1,3 |
33177 |
1,5 |
37928 |
1,4 |
33718 |
1,3 |
микробиологические |
116762 |
2,7 |
13954 |
2,8 |
12979 |
1,8 |
15557 |
1,8 |
14534 |
2,7 |
|
Готовые блюда |
санитарно-химические |
17033 |
1,4 |
16840 |
1,8 |
20890 |
1,7 |
20103 |
1,7 |
20359 |
1.1 |
микробиологические |
94777 |
3,5 |
82055 |
3,5 |
80947 |
3,4 |
82614 |
2,9 |
76827 |
3,0 |
|
калорийность и полнота вложения продуктов |
46237 |
9,2 |
47173 |
юл |
50238 |
9,6 |
52155 |
9 |
52348 |
8,1 |
|
вложение витамина "С" |
7763 |
4,8 |
6914 |
6,8 |
8927 |
5,4 |
9430 |
5,9 |
6463 |
6,3 |
|
Всего исследований |
211629 |
197062 |
207158 |
217787 |
207269 |
||||||
Всего учреждений |
61619 |
61328 |
59847 |
60183 |
58745 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проанализированы итоги летней оздоровительной кампании 2008 года.
В период подготовки к кампании 2008 года были отремонтированы здания детских оздоровительных учреждений, проверены системы водоснабжения и канализации, заменено отдельное оборудование.
Однако не обошлось без аварий. Аварии систем электроснабжения были зарегистрированы в Самарской, Свердловской, Тульской областях, Хабаровском крае. Среди факторов, негативно сказавшихся на итоги оздоровительной кампании, можно также выделить: недостаточную организацию питания, низкое качество питьевой воды, что приводило к увеличению числу заболеваемости инфекционными заболеваниями.
Перечисленные факторы должны учитываться органами Роспотребнадзора при подготовке к летней оздоровительной кампании 2009 года. При этом нужно усилить контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием детских оздоровительных учреждений; максимально ужесточить требования к поставщикам пищевой продукции и т.д.
О проведенных подготовительных мероприятиях нужно отчитаться перед Роспотребнадзором.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 декабря 2008 г. N 01/15277-8-32 "Об итогах летней оздоровительной кампании 2008 года"
Текст письма официально опубликован не был