город Москва |
|
28 марта 2017 г. |
Дело N А40-184310/16-144-1696 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Дзюбы Д.И., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Федеральной службы по аккредитации: Приставкина А.А. (дов. N 60 от 28.09.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) АНО по сертификации "Электросерт": Борунова О.Е. (дов. от 13.03.2017 г.), Далбинша И.И. (дов. от 13.03.2017 г.), Шириняна Ю.Х. (дов. от 13.03.2017 г.), Вишневой М.М. (дов. от 13.03.2017 г.);
рассмотрев 21 марта 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу АНО по сертификации "Электросерт"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 сентября 2016 г.,
принятое судьей Папелишвили Г.Н.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2016 г.,
принятое судьями Румянцевым П.В., Кочешковой М.В., Яковлевой Л.Г.,
по делу N А40-184310/16-144-1696
по заявлению Федеральной службы по аккредитации (ОГРН 5117746026756; 117312, город Москва, улица Вавилова, дом 7)
к автономной некоммерческой организации по сертификации "Электросерт" (ОГРН 1037739013355; 129226, г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 12А)
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.47 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ: на основании приказа Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация) от 23 мая 2016 г. N 221-П-ВД "О проведении внеплановой документарной проверки" проведена внеплановая документарная проверка в отношении автономной некоммерческой организации по сертификации "Электросерт" (далее - АНО по сертификации "Электросерт", организация), аккредитованного в качестве органа по сертификации бытовой электротехники, аттестат аккредитации N РА.RU.10AЮ64.
В ходе проверки был рассмотрен сертификат соответствия от 24 сентября 2015 г. N ТС RU C-DEФЮ64.В.01482.
При проведении сертификации пылесосов влажной и сухой уборки модели NT 20/1 и/или их сочетание, обозначающее дополнительные аксессуары, фильтры в комплектации, цвет и исполнение корпуса, комплектующие к пылесосам по схеме 1с организацией не проведен анализ состояния производства, что является нарушением подпункта 5.3.4 пункта 5 статьи 7 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования", принятого решением комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 N 768 (далее - ТР ТС 004/2011); подпункта 5.3.4 пункта 7 Технического регламента Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств", принятого решением комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. N 879; пунктов 22.1.1, 22.1.5 Положения о порядке применения типовых схем оценки соответствия, а также приложения В к Положению о порядке применения типовых схем оценки соответствия, пункта 5.1 ГОСТ Р 54293-2010 "Анализ состояния производства при подтверждении соответствия", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2010 г. N 1134-ст (далее - ГОСТ Р 54293-2010).
По результатам проверки был составлен акт проверки N 335-АВП от 22 июня 2016 г., в котором отражены выявленные в ходе проведения проверки нарушения.
На основании полученных данных 19 августа 2016 г. в отношении АНО по сертификации "Электросерт" был составлен протокол об административном правонарушении N 303/2016.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Росаккредитации в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении АНО по сертификации "Электросерт" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 сентября 2016 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2016 г., заявленные требования удовлетворены, АНО по сертификации "Электросерт" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.47 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
В кассационной жалобе АНО по сертификации "Электросерт" просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.47 КоАП РФ.
К кассационной жалобе приложены дополнительные доказательства по делу, а именно: служебная записка по принятию решения по заявке N 1534/ТРТС от 26 августа 2015 г., письмо от 20 сентября 2016 г. N НГ-58888/10, письмо от 25 августа 2015 г., письмо электронной почты, которые подлежат возврату, поскольку статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность суда кассационной инстанции собирать и исследовать доказательства.
Так как вышеуказанные документы поступили в суд кассационной инстанции посредством электронной связи, фактическому возврату они не подлежат.
В отзыве на кассационную жалобу Росаккредитация просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель АНО по сертификации "Электросерт" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Росаккредитации против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 7 ТР ТС 004/2011 подтверждение соответствия низковольтного оборудования осуществляется по схемам в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза, утвержденным решением комиссии Таможенного союза от 07 апреля 2011 N 621 "О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза".
Подпунктом 5.3.4 пункта 5 статьи 7 ТР ТС 004/2011 установлено, что при проведении сертификации низковольтного оборудования (схемы 1с, 3с, 4с) орган по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия): проводит анализ состояния производства (схема 1с).
В силу пункта 1 статьи 7 ТР ТС 020/2011 подтверждение соответствия технического средства осуществляется по схемам, установленным в техническом регламенте Таможенного союза, в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, утвержденным решением комиссии Таможенного союза от 07 апреля 2011 N 621 "О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза".
В соответствии с подпунктом 5.3.4 пункта 5 статьи 7 ТР ТС 020/2011 при проведении сертификации технического средства (схемы 1с, 3с, 4с) орган по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) проводит анализ состояния производства (схема 1с).
Пунктом 22.1.1 положения установлено, что сертификация по схеме 1с включает следующие процедуры: подачу заявителем в орган по сертификации продукции заявки на проведение сертификации с прилагаемой технической документацией; рассмотрение заявки и принятие по ней решения органом по сертификации продукции; отбор органом по сертификации продукции образцов для проведения испытаний; проведение испытаний образцов продукции - аккредитованной испытательной лабораторией; проведение органом по сертификации продукции анализа состояния производства; обобщение органом по сертификации продукции результатов испытаний и анализа состояния производства и выдачу заявителю сертификата соответствия; нанесение единого знака обращения; инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.
Порядок, основания проведения анализа состояния производства регламентируются положениями ГОСТ Р 54293-2010 "Анализ состояния производства при подтверждении соответствия", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.12.2010 N 1134-ст.
Из пункта 5.1 ГОСТ Р 54293-2010 следует, что основанием для проведения анализа состояния производства является решение органа по сертификации по заявке, содержащей указание о схеме сертификации, установленной техническим регламентом, и включающей анализ состояния производства.
Пунктом 22.1.5 Положения, а также Приложением В к Положению, установлено, что анализ состояния производства у заявителя проводится органом по сертификации. Результаты анализа оформляются актом.
Действия, связанные нарушением правил выполнения работ по сертификации либо выдачей сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.47 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя требования заявителя о привлечении АНО по сертификации "Электросерт" к административной ответственности, суды пришли к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.47 КоАП РФ.
При этом судами установлено, что АНО по сертификации "Электросерт" выдал сертификат соответствия с нарушением требований ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011, ГОСТ Р 54293-2010, поскольку указанная в заявке на сертификацию и в сертификате соответствия продукция на дату составления акта анализа состояния производства не была произведена.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной считает обоснованным вывод судов о наличии в действиях организации состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.47 КоАП РФ.
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что организацией были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении дела не было представлено. Судами таких обстоятельств не установлено.
Протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.47 КоАП РФ, в отношении АНО по сертификации "Электросерт" составлен полномочным на то лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 14.47 КоАП РФ и определен с учетом обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Доводов со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П не было приведено ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции.
Довод кассационной жалобы со ссылкой на пункт 4.6 ГОСТ Р 54293-2010 был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Отклоняя приведенный довод, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из тех обстоятельств, что АНО по сертификации "Электросерт" не представлено соответствующее решение эксперта, содержащее мотивированные и обоснованные выводы о том, что сертифицируемая продукция имеет незначительные отличия в конструкции и технологии производства, либо сертификат соответствия на производство или систему менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001.
При этом судом апелляционной инстанции принято во внимание, что решение по заявке, в котором указано на необходимость проведения анализа состояния производства, принято 26 августа 2015 г. В акте анализа состояния производства от 13 ноября 2014 г. N 1272/тртс/1 в качестве основания указана заявка от 16 сентября 2014 г. N 1272/тртс, которая не имеет отношения к сертификации заявленной продукции. Указанная в заявке на сертификацию и в сертификате соответствия продукция на дату составления акта анализа состояния производства не была произведена. В акте отбора образцов от 27 августа 2015 г. N 1534/тртс временем изготовления является 2015 год, следовательно, анализ состояния производства по состоянию на 2014 год не имеет отношения к продукции, произведенной через год и сертифицированной в 2015 году.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Уплаченная по платежному поручению N 42 от 20 января 2017 г. госпошлина в сумме 3 000 руб. за подачу кассационной жалобы подлежит возврату АНО по сертификации "Электросерт" из федерального бюджета, поскольку дела о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачиваются.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 сентября 2016 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2016 г. по делу N А40-184310/16-144-1696 оставить без изменения, кассационную жалобу АНО по сертификации "Электросерт" - без удовлетворения.
Возвратить автономной некоммерческой организации по сертификации "Электросерт" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб., уплаченную по платежному поручению N 42 от 20 января 2017 г.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Д.И.Дзюба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.