В целях реализации Комплекса мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 годы (поручение Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N ДМ-П44-3035) Департамент государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации направляет методические рекомендации по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста для выбора оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования, разработанные Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования в рамках реализации в 2008 году проекта "Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации" Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.
Департамент также сообщает, что данные материалы размещены на сайте Минобрнауки России http://www.mon.gov.ru.
Предложения по представленным материалам просим направлять в адрес Департамента (контактный телефон: 8 (495) 629-69-79 - Скоролупова Оксана Алексеевна, электронный адрес: Skorolupova@mon.gov.ru).
Заместитель директора |
Е.Л. Низиенко |
Методические рекомендации
по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста для выбора оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования
(приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 27 января 2009 г. N 03-132)
I. Общие подходы к определению процедуры и содержания психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста
1.1. Процедура и содержание психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста строятся исходя из следующих подходов:
- культурно-исторического (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.);
- деятельностного (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- личностного (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский и др.).
1.2. Указанные подходы являются проявлением качественного подхода к проблеме развития ребенка, в основе которого лежит положение о том, что психика ребенка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека.
1.3. Отличие качественного подхода от количественного заключается в том, что последний не предполагает наличия принципиальных, качественных отличий между психикой взрослого человека и ребенка, просто ребенок меньше знает и умеет, чем взрослый. Именно поэтому количественный подход к развитию ребенка часто сопряжен с его интенсификацией. Использование количественного подхода в качестве теоретико-методологической основы дошкольного образования приводит в массовой практике к тому, что образовательный процесс сводится к выработке у дошкольников знаний, умений и навыков по школьному типу.
1.4. Задача психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста - получить возможно более полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации для воспитателей, психологов, родителей для подготовки детей к школьному обучению и выбора оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования.
1.5. Объект обследования - это физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка старшего дошкольного возраста.
1.6. Формы обследования - мониторинг, схемы наблюдения за ребенком, критериально-ориентированное тестирование, критериально-ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты и др. Обязательным требованием к построению системы психолого-педагогического обследования является сочетание в программе комплексного обследования как высоко формализованных методов (тестов, проб, аппаратурных методов и др.), так и низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.), обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
1.7. Периодичность психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста - сентябрь, май текущего года и сентябрь, март года, предшествующего поступлению ребенка в школу. Цель указанной периодичности - своевременное внесение корректив в процесс peaлизации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выстраивание индивидуальных траекторий развития детей, которые по каким-либо причинам (длительное отсутствие в детском саду, наличие трудностей и др.) не могут успешно осваивать основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья сохраняется собственный обоснованный график обследования, обусловленный направленностью компенсирующих программ и построенный в соответствии с планами и графиками работы специалистов (медицинских работников, учителей-логопедов, педагогов-психологов, дефектологов и др.).
1.8. Длительность обследования не может превышать двух недель в отношении высоко формализованных методов (таких как критериально-ориентированное тестирование, критериально-ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты). Низко формализованные методы (такие как наблюдение за различными видами деятельности детей, фиксация достижений детей в организованных формах обучения) могут использоваться в течение года по мере необходимости с целью фиксации динамики освоения индивидуальных траекторий развития детей.
1.9. Обязательным требованием является конфиденциальность получаемых результатов обследования, достигаемая за счет строгой регламентации доступа к полученной информации о ребенке. Педагогам и родителям результаты представляются в виде психолого-педагогической характеристики ребенка и рекомендаций, разработанных на основе данных обследования.
II. Требования к процедуре обследования детей старшего дошкольного возраста
2.1. Процедура психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста должна давать сведения об уровне сформированности качеств ребенка и содержать общий вывод об уровне его познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического, физического развития.
2.2. Обследование может проводиться в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, специальных диагностических центрах, психолого-медико-педагогических комиссиях, консультационных центрах, научно-исследовательских учреждениях, в штат которых включены педагоги, имеющие знания дошкольной педагогики и психологии и владеющие специальными диагностическими методиками.
2.3. Проводить обследование должен педагог (педагог-психолог, воспитатель, воспитатель или инструктор по физической культуре и другие педагогические работники и др.), владеющий:
- технологиями проведения диагностического обследования;
- процедурами первичной обработки и индивидуального анализа данных;
- процедурами и методиками качественной экспертной оценки данных;
- процедурами и методиками количественной оценки результатов обследования;
- процедурами и методиками выделения дезадаптационных рисков;
- методами интерпретации данных обследования;
- методами составления заключения по результатам обследования;
- методами разработки индивидуальных программ коррекции и развития ребенка старшего дошкольного возраста, формулировки рекомендаций родителям и педагогам по развитию ребенка.
2.4. Обследование должно проводиться с согласия родителей. Родители могут присутствовать при обследовании.
2.5. В том случае, когда обследование проводится в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, силами его специалистов (воспитателей, психологов и др.), диагностическая работа не должна препятствовать выполнению работником образовательного учреждения его профессиональных обязанностей.
2.6. Проведение обследования не должно нарушать нормативные правовые акты, правовые и этические нормы.
2.7. Обследование должно проводиться в спокойной, благожелательной обстановке.
2.8. Обследование может проводиться индивидуально или в группе (если это позволяет методика). Размер группы - не более 6 человек. Желательно, чтобы при проведении группового обследования у педагога был подготовленный помощник.
2.9. Проведение обследования должно быть согласовано с режимом дня старших дошкольников. Желательно его проводить в первой половине дня.
2.10. При проведении обследования необходимо максимально использовать педагогическое наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в детском саду.
2.11. Перед началом обследования необходимо установить устойчивый положительный контакт с ребенком.
2.12. Во время обследования следует поддерживать интерес ребенка к выполняемым заданиям.
2.13. Различные виды помощи ребенку необходимо строго дозировать и обязательно фиксировать в протоколе обследования.
2.14. Каждый вид задания необходимо начинать с легкого (тренировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заключается задание, и ощутил удовлетворение от его успешного выполнения.
2.15. Следует предлагать ребенку полифункциональные задания, обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям познавательного развития.
2.16. Непрерывная продолжительность тестирования не должна превышать 20 минут, при первых признаках утомления нужно перейти на другой вид работы.
2.17. Следует индивидуализировать последовательность предъявляемых заданий (легкие - трудные, вербальные - невербальные, учебные - игровые), чередовать задания с учетом ведущего анализатора (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический).
2.18. Все, что необходимо для проведения обследования, должно быть подготовлено и разложено в определенной последовательности заранее. Все необходимые принадлежности, пособия, игры не должны лежать на столе, за которым будет работать ребенок; лучше в определенном порядке разложить их на отдельном столе.
2.19. Важен не только конечный результат выполнения задания, но и ход работы. Поэтому при выполнении каждого задания необходимо отмечать в протоколах обследования особенности деятельности, эмоциональное и психофизическое состояние ребенка, его затруднения и оказанную ему помощь.
2.20. В ходе обследования не рекомендуется:
- торопить ребенка, спешить с подсказкой;
- показывать свое неудовольствие, неудовлетворение;
- подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.
2.21. При оценке выполнения ребенком заданий необходимо учитывать, что возможно снижение результатов из-за:
- трудностей контактов с незнакомыми взрослыми;
- боязни плохих результатов;
- неспособности ребенка в оценочной ситуации обследования сосредоточиться, сконцентрировать внимание;
- медлительности ребенка;
- усталости ребенка;
- плохого самочувствия ребенка.
2.22. При обследовании детей с ограниченными возможностями здоровья могут использоваться специализированные методики в соответствии с проблемами в физическом и (или) психическом развитии детей. Дополнительно к изложенным выше требованиям необходимо соблюдать следующие требования:
- применяемые методики должны включать в свою структуру определенные, фиксированные меры внешней помощи, используемые при затруднениях, возникающих у ребенка в процессе работы;
- для изучения готовности детей к освоению приемов организации собственной деятельности должны быть предусмотрены определенные ступени стимулирующей и организующей помощи, которая предлагается ребенку последовательно, с постепенно нарастающим объемом внешней регуляции его действий. Объем помощи, который оказывается достаточным для успешного выполнения задания, служит показателем "зоны ближайшего развития", т.е. потенциальных возможностей ребенка, актуализирующихся в совместной работе со взрослым.
III. Требования к содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста
3.1. Содержание психолого-педагогического обследования ребенка старшего дошкольного возраста должно обеспечивать оценку физического и психического развития ребенка через понятие "качества" как адекватной характеристики развития ребенка в дошкольном возрасте. При этом под качествами понимаются системные образования, формирующиеся у воспитанников в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющиеся показателями его развития в личностном, интеллектуальном и физическом плане и способствующие самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.
3.2. Для проведения обследования подбирается комплект диагностических методик, позволяющих оценить физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.
Физические качества - качества, характеризующие состояние здоровья, физическое и сенсомоторное развитие ребенка.
Личностные качества - качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивация, воля, эмоции, самооценка), в том числе его морально-нравственное развитие.
Интеллектуальные качества - качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта).
3.3. Состояние здоровья ребенка оценивается медицинским персоналом дошкольного образовательного учреждения.
Обследование физического и сенсомоторного развития может проводиться медицинскими работниками дошкольного образовательного учреждения совместно с воспитателем (инструктором) по физической культуре, воспитателем группы.
3.4. Проводить обследование развития личностной и интеллектуальной сферы ребенка могут воспитатели дошкольной группы, которую посещает ребенок, педагог-психолог, социальный педагог, другие специально подготовленные специалисты.
3.5. При построении диагностических заданий должны учитываться возрастные особенности и зона ближайшего развития ребенка старшего дошкольного возраста.
3.6. Обязательным требованием к построению системы психолого-педагогического обследования является его экономичность, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования.
3.7. Содержание обследования должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3.8. Обязательным требованием к содержанию обследования является обеспечение единства диагностики и развития (коррекции). Для достижения ребенком старшего дошкольного возраста оптимального уровня развития, позволяющего ему быть успешным на этапе обучения в начальной школе, необходимо рассматривать психолого-педагогическое обследование как начальное звено в целостной системе диагностико-коррекционного, диагностико-воспитательного (или развивающего) направления работы.
3.9. Особое внимание при определении готовности к школьному обучению уделяется факторам риска школьной дезадаптации, важнейшими из которых являются:
- педагогическая запущенность;
- отставание в психическом развитии;
- наличие легких органических поражений мозга (так называемая "минимальная мозговая дисфункция");
- признаки гипер- и гипоактивности;
- нарушения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность, и др.);
- астенизация, сниженная работоспособность.
3.10. Определение готовности детей к школьному обучению требует также учета детско-родительских отношений, нарушение которых является одним из важнейших факторов риска школьной дезадаптации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлены рекомендации по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста для выбора оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования.
Процедура строится исходя из культурно-исторического, деятельностного и личностного подходов.
Обследование должно давать сведения об уровне сформированности качеств ребенка, в том числе о его познавательно-речевом, социально-личностном, художественно-эстетическом и физическом развитии.
Процедура проводится путем различных тестов, наблюдений. Этим должны заниматься педагоги со специальными знаниями и навыками.
Необходимо согласие родителей на проведение обследования.
Определены требования к процедуре обследования.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 27 января 2009 г. N 03-132 "О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста" (поручение Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N ДМ-П44-3035)"
Текст методических рекомендаций опубликован в Межрегиональном информационном бюллетене "Образование в документах", июнь 2009 г., N 12, в журнале "Администратор образования", июль 2009 г., N 13