город Москва |
|
22 мая 2017 г. |
Дело N А40-211631/15-153-1525 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "ОКБМ Африкантов": Курицыной А.С. (дов. N 041/231/2016-Дов от 30.12.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Жлукты А.Е. (дов. N ИА/62650/16 от 12.09.2016 г.);
от третьего лица АО "Атомкомплект": Альцевой В.В. (дов. N 304/4/2017-Дов от 09.01.2016 г.);
от третьего лица ООО "Крафт": Канунцевой М.В. (дов. от 12.09.2016 г.);
рассмотрев 16 мая 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "ОКБМ Африкантов"
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2017 г.,
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Кочешковой М.В., Румянцевым П.В.,
по делу N А40-211631/15-153-1525
по заявлению акционерного общества "Опытное конструкторское бюро машиностроения имени И.И. Африкантов" (ОГРН 1085259006117; 603074, г. Нижний Новгород, пр. Бурнаковский, д.15)
к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН 1047796269663; 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11)
о признании недействительным решения от 21 октября 2015 г. N 223-ФЗ-306/15 и предписания от 21 октября 2015 г. N 223-ФЗ-306/15,
третьи лица: акционерное общество "Атомкомплект" (ОГРН 1107746480490; 119180, г. Москва, ул. Б. Полянка, д. 25, корп. 1); общество с ограниченной ответственностью "Крафт" (ОГРН 1083123014809; 308017, г. Белгород, ул. Макаренко, д. 27),
УСТАНОВИЛ: 09 июня 2015 г. организатором закупки - акционерным обществом "Атомкомплект" (далее - АО "Атомкомплект") для заказчика - акционерного общества "Опытное конструкторское бюро машиностроения имени И.И. Африкантова" (далее - АО "ОКБМ Африкантов", заявитель, общество) на электронной торговой площадке в сети "Интернет" по адресу: http://www.fabrikant.ru/ было размещено извещение N 304/2634 о проведении открытого аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку титановых труб (торговая процедура N 2192966).
Согласно извещению (с учетом внесенных изменений извещениями от 26 июня 2015 г. N 304/2949, от 13 июля 2015 г. N 304/3255, от 22 июля 2015 г. N 304/3452) дата и время окончания заявок были установлены 07 августа 2015 г. в 12:00; дата рассмотрения первых частей заявок - 17 августа 2015 г.
На момент окончания срока подачи заявок на участие в аукционе было подано 4 заявки (протокол от 07 августа 2015 г. N 1/654000001).
По результатам рассмотрения первых частей заявок к участию в аукционе были допущены все участники (протоколы от 11 августа 2015 г. N 2/654000001, от 17 августа 2015 г. N 3/654000001).
21 августа 2015 г. после рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе были проведены торги, в ходе которых допущенными участниками аукциона были сделаны предложения по цене.
По итогам проведения аукциона был размещен протокол от 08 сентября 2015 г. N 4/654000001 о ходе аукциона.
В соответствии с условиями аукционной документации рассмотрение вторых частей заявок должно было быть осуществлено в срок до 18 сентября 2015 г.
С учетом обстоятельств, выявленных при рассмотрении вторых частей заявок, комиссией АО "ОКБМ Африкантов" было принято решение провести проверку указанных в заявках сведений путем проведения оценочного аудита производства с привлечением уполномоченной организации и о продлении в этой связи срока рассмотрения вторых частей заявок до 28 сентября 2015 г. (протокол от 08 сентября 2011 г.), о чем было опубликовано извещение от 18 сентября 2015 г. N 304/4586.
В целях завершения проверочных мероприятий и на основании решения руководителя заказчика (письмо от 28 сентября 2015 г. N 041-98.5/17283) срок рассмотрения вторых частей заявок был продлен до 06 октября 2015 г., о чем было опубликовано извещение от 28 сентября 2015 г. N 304/4776.
02 октября 2015 г. заказчиком было принято решение об отказе от проведения аукциона (письмо от 02 октября 2015 г. N 041-98.5/17388), о чем было опубликовано извещение от 02 октября 2015 г. N 31502449065.
На указанные действия при проведении аукциона обществом с ограниченной ответственностью "Крафт" (далее - ООО "Крафт") была подана жалоба от 09 октября 2015 г. N 0910/15-1 в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России, ответчик).
По результатам рассмотрения жалобы Комиссией ФАС России принято решение N 223-ФЗ-306/15 от 21 октября 2015 г., которым жалоба ООО "Крафт" признана обоснованной, АО "ОКБМ АфрикантовN, АО "Атомкомплект" признаны нарушившими часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
21 октября 2015 г. АО "ОКБМ Африкантов", АО "Атомкомплект" выдано предписание N 223-ФЗ-306/15 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.
Считая свои права нарушенными, АО "ОКБМ Африкантов" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании недействительными решения от 21 октября 2015 г. N 223-ФЗ-306/15 и выданное на его основании предписание от 21 октября 2015 г. N 223-ФЗ-306/15.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "Атомкомплект" и ООО "Крафт".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 января 2016 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2016 г., заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 09 сентября 2016 г. указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции указал, что судами не установлено, к какому случаю, приведенному в пункте 14.5.6 Положения о закупках, относится такое основание отказа от проведения аукциона. Кроме того, судами не приведено каких-либо выводов по доводам антимонопольного органа о том, что Положением о закупках, документацией об аукционе не предусмотрена возможность проведения выездного оценочного аудита предприятий участников закупки, а также не предусмотрен порядок проведения указанного аудита, в связи с чем принятие решения заказчиком и организатором торгов о проведении оценочного аудита производства заявителя с обеспечением доступа представителей заказчика, организатора торгов, ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей" на территорию заявителя, противоречит пункту 15.12.1 Положения и закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
При новом рассмотрении суду предложено установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать оценку доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, после чего принять решение в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
Решением Арбитражного города Москвы от 21 ноября 2016 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2017 г. решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "ОКБМ Африкантов" просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Крафт" просит оставить судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
Отзывы от ФАС России и АО "Атомкомплект" не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "ОКБМ Африкантов" поддержал доводы кассационных жалоб. Представители ФАС России и ООО "Крафт" возражали против ее удовлетворения. Представитель АО "Атомкомплект" согласился с доводами кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность заказчика, организатора торгов регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07 февраля 2012 г. N 37 (далее - Положение о закупках).
В соответствии с пунктом 15.5.3 Положения о закупках отказ от проведения аукциона осуществляется в случаях, указанных в пункте 14.5.6, в сроки согласно пункту 14.5.5, в порядке, указанном в пункте 14.5.5.1.
Согласно пункту 14.5.5 Положения о закупках организатор конкурса по решению заказчика в случаях, указанных в пункте 14.5.6, отказывается от его проведения в срок, указанный в извещении о проведении конкурса, при этом такой срок не может быть установлен позднее 5 дней до дня окончания подачи заявок. Если такой срок в извещении о проведении конкурса не указан - не позднее 30 дней (20 дней - для заказчиков 1 группы) до дня окончания срока подачи заявок.
В силу части 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что принятие решения заказчиком и организатором торгов об отмене проведения аукциона по указанным в нем основаниям не предусмотрено извещением, Законом о закупках, Положением о закупках и документацией об аукционе.
При этом судом установлено, что документацией определены дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе 07 августа 2015 г. в 12:00 час.
02 октября 2015 г. заказчиком, организатором торгов на официальном сайте размещено извещение об отмене проведения аукциона, в связи с вступлением 01 сентября 2015 г. в законную силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (в редакции от 13 июля 2015 г.), и в связи с несоответствием проекта договора, представленного в составе аукционной документации (часть 3) новым требованиям, указанного нормативного акта, в целях обеспечения надлежащего исполнения требований федерального законодательства.
Между тем, такое основание для отмены проведения аукциона не предусмотрено извещением, Законом о закупках, Положением о закупках и документацией об аукционе.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции правомерно согласился с выводом антимонопольного органа о нарушении заказчиком и организатором закупки части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Судом апелляционной инстанции также принято во внимание то обстоятельство, что на момент рассмотрения настоящего дела имелись вступившие в законную силу судебные акты по делу N А40-247283/2015, которыми в действиях заявителя установлены нарушения положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при проведении открытого аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку титановых труб (торговая процедура N 2192966).
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены все существенные для дела обстоятельства, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2016 г. по делу N А40-211631/15-153-1525 оставить без изменения, а кассационную жалобу АО "ОКБМ Африкантов" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.