г. Москва |
|
23 мая 2017 г. |
Дело N А40-190628/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Латыповой Р. Р., Кузнецова В. В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Зинина О.Ю., председатель правления, выписка из ЕГРЮЛ от 16.03.2017, Копнова М.Б. по доверен. от 15.05.2017,
от заинтересованного лица - Борисова А.В. по доверен. от 19.12.2016 N 2137-И,
рассмотрев 16 мая 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
ЖСК "Ельня"
на постановление от 01.02.2017
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Чеботаревой И.А., Захаровым С.Л., Свиридовым В.А.,
по заявлению ЖСК "Ельня"
к Государственной жилищной инспекции города Москвы
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ: Жилищно-строительный кооператив "Ельня" (далее ЖСК "Ельня", заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и об отмене предписания Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее Мосжилинспекция, заинтересованное лицо) от 15.06.2016 N О-3-1465/1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.11.2016 заявленные требования удовлетворены.
Полагая заявление подлежащим удовлетворению, суд исходил из того, что в оспариваемом предписании не конкретизирован состав правонарушения, не указано в чем выразилось нарушение, конкретная статья постановления Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 "Расчет размера платы за коммунальные услуги", которая нарушена.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017 указанное решение отменено; в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЖСК "Ельня" подана кассационная жалоба, согласно которой заявитель просит постановление суда апелляционной инстанций отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Заявитель жалобы указывает, что Верховный Суд Российской Федерации определением коллегии по экономическим спорам Верховного Суда N 305-КГ - 1770 от 10.09.2015 постановил, что если в доме действует ЖСК, то именно этот факт определяет, что в доме выбран именно этот способ управления, дополнительного подтверждения выбранного способа управления в виде решения общего собрания собственников не требуется.
Вышеуказанным определением от 10.09.2015 Верховный Суд Российской Федерации постановил, что решения, принятые на общем собрании членов ЖСК имеют приоритет в отношении мнения Жилинспекции, поскольку эти решения собраний никем не были оспорены.
Кассатор считает, что практика направления сумм корректировки платы за отопление (с точки зрения собственников помещений - экономии) на цели, связанные с содержанием общего имущества (в резервные фонды ТСЖ, на текущий ремонт общего имущества и пр.) получила широкое распространение. Если такое решение принимается общим собранием собственников помещений, и не будучи оспоренным, оно является обязательным для исполнения.
Представитель ЖСК "Ельня" в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Государственная жилищная инспекция города Москвы возражала против удовлетворения кассационной жалобы, считая постановление Девятого арбитражного апелляционного суда законным и обоснованным. Письменный отзыв на жалобу не представлен.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, ул. Крылатская, д. 31, корп. 2 создан Жилищно-строительный кооператив "Ельня".
На основании распоряжения от 20.05.2016 Мосжилинспекцией проведена внеплановая, документарная проверка обращения собственника помещений многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Крылатская, д. 31 корп. 2 относительно правильности установления размера платы за отопление, определения и внесения платы за коммунальные услуги.
В результате проверки установлено, что ЖСК "Ельня" в нарушение п. 16 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 21, 27 Правил порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, установил иной порядок расчета платы за коммунальные услуги, направив резерв средств по оплате отопления на погашение перерасхода средств за потребленную жильцами воду.
Мосжилинспекцией вынесено предписание N О-3-1465/1 от 15.06.2016, которым ЖСК "Ельня" предписано в срок до 15.09.2016 произвести перерасчет (корректировку) по коммунальной услуге "отопление" за период 2012-2015 года собственникам многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Крылатская, д. 31 корп. 2 (пункт 1); представить в срок до 15.09.2016 документы, подтверждающие выполнение пункта 1 предписания.
Полагая указанное предписание незаконным, ЖСК "Ельня" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, в проверяемый период (до 01.07.2016) действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 21 Правил N 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется:
а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам;
б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления и рассчитанная в соответствии с подпунктом "г" пункта 20, подпунктом "б" пункта 21, пунктами 23 и 25 настоящих Правил, учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета (п. 27 Правил N 307).
В соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Пунктом 3(2) Приложения N 2 к Правилам N 354 определено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2).
По результатам проведенных Мосжилинспекцией проверочных мероприятий установлено, что в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, ул. Крылатская, д. 31, корп. 2, ОАО "МОЭК" объем тепловой энергии для нужд отопления за 2012-2015 гг. определен по "ПУ на доме" (коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии). Среднемесячные объемы, принятые к расчету платы за отопление жителям МКД в 2012-2015 г., превышают фактические средние объемы тепловой энергии за 2012-2015 гг., рассчитанные согласно счетам ресурсоснабжающей организации.
Судами установлено, что решением общего собрания собственников ЖСК "Ельня" (протокол N 1 от 02.06.2016) принято решение о направлении денежных средств, образовавшихся после проведения корректировки по услуге "отопление" на погашение задолженности по услуге "водоснабжение".
Исходя из положений статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений по вопросам установления порядка начисления, корректировки, перерасчета платы за коммунальные услуги к компетенции общего собрания собственников не отнесены.
Установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений (п. 16 ст. 12 Жилищного кодекса российской Федерации).
Апелляционный суд, установив, что в данном доме размер платы за коммунальные услуги устанавливается в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг, установленными Правительством Российской Федерации, а общее собрание собственников не полномочно менять структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядок расчета и внесения такой платы, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание является законным, обоснованным и соответствует действующему законодательству.
Апелляционный суд правильно указал, что неуказание в предписании пункта Правил N 307, который нарушен ЖСК, не может быть основанием для признания предписания незаконным, так как предписание подлежит оценке в совокупности со всеми материалами проверки, в том числе, актом проверки от 15.06.2016, в приложении N 1 к которому указано как существо нарушения, так и конкретные нормы, которые были нарушены ЖСК.
Апелляционный суд обоснованно счел, что вывод суда первой инстанции о том, что в доме выбран способ управления - непосредственное управление, документально не подтвержден.
При таких обстоятельствах апелляционный суд обоснованно признал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Ссылка заявителя жалобы на определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.09.2015 N N 305-КГ - 1770 несостоятельна, поскольку данный судебный акт принят на основании иных обстоятельств, не относящихся к настоящему делу, и содержит выводы, сделанные по результатам правовой оценки конкретных обстоятельств дела и доводов лиц, участвующих в названном деле.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017 по делу N А40-190628/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
Р. Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.