город Москва |
|
06 июня 2017 г. |
Дело N А40-66776/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кольцовой Н.Н.,
судей Крекотнева С.Н., Шишовой О.А.,
при участии в заседании:
от истца - ООО "Межотраслевой производственно-коммерческий центр "Тонкомолотые вяжущие материалы": Ржанов И.В. по доверенности от 21.05.2017
от ответчика - Департамента городского имущества города Москвы: Соболь Л.Я. по доверенности от 09.01.2017
рассмотрев 31.05.2017 в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 30.11.2016
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Буниной О.П.,
на постановление от 09.03.2017
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Савенковым О.В., Векличем Б.С., Александровой Г.С.,
по иску ООО "Межотраслевой производственно-коммерческий центр "Тонкомолотые вяжущие материалы" (ОГРН 1047734025404, ИНН 7734262718)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; ИНН 7705031674)
о признании права на применение льготной ставки арендной платы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Межотраслевой производственно-коммерческий центр "Тонкомолотые вяжущие материалы" (далее - истец, ООО МПКЦ "ТВМ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) с иском, с учетом принятых судом уточнений заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании права на применение льготной ставки арендной платы по договору от 31.05.2002 N 09-00296/02 в размере 3 500 руб. за 1 кв.м. в год с 01.09.2015 на часть нежилого помещения общей площадью 280,1 кв.м., признании недействительным уведомления от 27.11.2015 исх. N 33-А-201581/15-(0)-0 "О ставке арендной платы на 2016 г." и обязании произвести перерасчет задолженности по арендной плате по договору от 31.05.2002 N 09-00296/02 с 01.09.2015.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2017 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на нарушение и неправильное применение судами норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В обоснование приведенных в кассационной жалобе доводов ответчик указывает, что уведомление об изменении ставки арендной платы направлено в адрес истца на основании отчета об оценке рыночной стоимости объекта в соответствии с нормами действующего законодательства; договор на проведение оценки от имени заказчика проведен лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами государственной собственности. Предусмотренная договором процедура одностороннего изменения ставки арендной платы согласована сторонами, в указанной части изменения в договор не вносились.
В представленных возражениях (отзыве) на кассационную жалобу ООО МПКЦ "ТВМ", возражая против доводов жалобы, указало, что выполнение ответчиком определения рыночной стоимости объектов города Москвы не имеет никакого отношения в арендной плате малого предпринимательства. Постановление Правительства Москвы от 11.10.20101 N 477-ПП об экономическом развитии и инвестиционной привлекательности города Москвы на 2012-2018 годы (пункт 9) должно выполняться Департаментом и не может быть подвергнуто ревизии. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" истцу не требуется обращение в Межведомственную комиссию по вопросу предоставления имущественной поддержки, поскольку истец отвечает критериям пункта 1.1 Постановления N 800-ПП и к нему не предъявляются дополнительные требования, установленные пунктом 2.1 указанного Постановления.
Явившийся в судебное заседание суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель истца против доводов жалобы возражал, указывая на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления ввиду следующего.
Как установлено судами при рассмотрении спора по существу, между Департаментом (арендодатель), ЗАО "ГЕРНИКА" (балансодержатель) и ЗАО МПКЦ "ТВМ" (арендатор) заключен договор от 31.05.2002 N 09-296/2002 на аренду нежилого фонда, на основании договора аренды от 14.03.2001 N 9-070/2001, в соответствии с которым арендатору предоставлено в аренду нежилое помещение общей площадью 299,4 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 3 под административно-хозяйственные цели сроком с 15.01.2002 по 31.12.2006.
Согласно особым условиям к договору от 31.05.2002 N 9-296/02, размер арендной платы подлежит пересмотру в связи с централизованным изменением арендной ставки (пункт 1).
Дополнительным соглашением к договору аренды N 09-00296/02 стороны согласовали внести изменения в договор относительно сроков действия договора до 30.06.2015, а также указали, что арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду имущество (нежилое помещение): помещ. II (комн. N 2 - 5) - подвал, помещ. I (комн. N 24 - 41) - 1-ый этаж, общей площадью 299,4 кв.м., по ул. Маршала Соколовского, д. 3.
Уведомлением от 14.01.2014 N 33-А-62643/14-(0)-0 Департамент сообщил ООО МПКЦ "ТВМ" о том, что в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП и от 25.12.2012 N 800-ПП за арендуемые им помещения общей площадью 299,40 кв.м. с 01.01.2014 по 30.06.2014 действует ставка в соответствии с расчетом: рыночная ставка аренды с учетом коэффициента дефлятора 9,992; площадь 280,10 кв.м. - установлена минимальная ставка арендной платы 3 500 руб. за 1 кв.м., субаренда 19,30 кв.м. - установлена рыночная ставка арендной платы 9,992 руб., средняя АП за 1 кв.м. в год - 3 918,49 руб.; с 01.07.2014 установлена рыночная ставка арендной платы за помещение площадью 280,10 кв.м. 9,992 руб., за помещения, находящиеся в субаренде 19,30 кв.м. - 9 992 руб., средняя АП за 1 кв.м. в год - 9 992 руб.
ООО МПКЦ "ТВМ" 22.05.2015 обратилось в Департамент с просьбой продлить срок аренды по договору до 30.06.2020 на тех же условиях.
Письмом от 03.09.2015 Департамент направил обществу для согласования проект дополнительного соглашения.
Общество письмом от 11.09.2015 N ВТД-01-1-09 указало на то, что является субъектом малого предприятия с 05.03.1999, в связи с чем, ставка арендной платы должна быть установлена 3 500 кв. м за 1 кв.м. в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.02.2015 N 71-ПП.
Департамент письмом от 18.09.2015 N 33-5-15531/15-(5)-0 направил в адрес истца дополнительное соглашение о продлении договора аренды до 30.06.2020; в отношении минимальной ставки арендной платы ответчик указал, что переоформление договоров аренды государственного (муниципального) имущества на новый срок осуществляется в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно проекту дополнительного соглашения с 31.08.2015, ставка арендной платы устанавливалась по результатам оценки рыночной стоимости права пользования равной 9 159 руб. 1 кв.м. без учета НДС.
Истец 11.09.2015 направил ответчику подписанное со своей стороны дополнительное соглашение, которое 22.10.2015 прошло государственную регистрацию и вступило в силу.
Письмом от 23.10.2015 исх. N ВТ-01-1/2 истец обратился к ответчику с просьбой установить ставку арендной платы в размере 3 500 руб., а 06.11.2015 обратился в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
Уведомлением от 27.11.2015 N 33-А-201581/15-(0)-0 установлена рыночная ставка арендной платы с учетом коэффициента дефлятора в 2016 году за площадь помещения 299,40 кв.м. равной 10 074,90 руб. за 1 кв.м.
Полагая, что указанная в уведомлении новая ставка арендной платы не подлежит применению с 01.09.2015, поскольку истец является субъектом малого предпринимательства и имеет право на установление льготной ставки арендной платы на помещения площадью 280,1 кв.м., без учета площади сданной в субаренду части помещения площадью 19,3 кв.м., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" и постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" являются нормативными актами, на основании которых устанавливаются права и обязанности сторон.
В соответствии с пунктом 4 Приложения к постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП ставка арендной платы субъектам малого предпринимательства устанавливается Правительством Москвы.
Субъектам малого предпринимательства с 1 января 2014 года предусмотрена имущественная поддержка в виде установления минимальной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м. на объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП).
Решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью свыше 300 кв.м., принимает Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (постановление Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП).
В соответствии с пунктом 5 Постановления от 25.12.2012 N 800-ПП пункты 1 и 2 настоящего Постановления действуют до 01.07.2016.
В соответствии с постановлением Правительствами Москвы от 24.02.2015 N 71-ПП всем субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью менее 300 кв.м. по договорам, заключенным без проведения торгов, минимальная ставка арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м. в год устанавливается на срок до 30.06.2016 без рассмотрения на Межведомственной комиссии.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, условия договора аренды, установив, что истец соответствует критериям, установленным постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП для получения имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы, является субъектом малого предпринимательства, арендуемые им помещения менее 300 кв.м., договор аренды заключен без проведения торгов, истцом соблюден установленный порядок обращения за применением льготной арендной ставки (обращался в Департамент с заявлением о передаче на рассмотрение Межведомственной комиссии заявления об установлении льготной ставки арендной платы), при этом срок действия имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы установлен Правительством Москвы с 01.01.2014 до 01.07.2016, пришли к выводу, что в данном случае в отношении истца может применяться ставка арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв.м., в связи с чем, удовлетворили иск, признав за истцом право на применение в период с 01.09.2015 льготной ставки арендной платы 3 500 руб. за 1 кв.м. по договору от 31.05.2002 N 09-00296/02 и возложив на ответчика обязанность произвести перерасчет арендной платы по договору аренды, начиная с 01.09.2015, исходя из льготной ставки арендной платы.
Установив наличие у истца права на применение льготной ставки арендной платы в период с 01.09.2015, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика оснований для издания и направления истцу уведомления от 27.11.2015 N 33-А-201581/15-(0)-0 0 в части установления новой ставки арендной платы по договору аренды в размере 10 074,90 руб. за 1 кв.м., признав данное уведомление недействительным в силу положений статей 153, 154, 166-168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку данное уведомление не предусматривает централизованное изменение ставки арендной платы, которое на основании пункта 1 особых условий договора влечет изменение арендной ставки в одностороннем порядке, а также возможность такого одностороннего изменения при установленном судом праве истца на применении льготной ставки к арендуемой площади за минусом площади сданной в субаренду.
Суд кассационной инстанции считает, что судами установлены все существенные обстоятельства дела, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют доводы апелляционной жалобы, которые уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Заявленные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а фактически сводятся к несогласию с выводами судов и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной коллегией не установлено.
Таким образом, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2016, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 по делу N А40-66776/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.