город Москва |
|
16 июня 2017 г. |
Дело N А40-109331/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Котельникова Д.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Черепанова Е.А., не допущена в связи с непредставлением подлинника доверенности;
от заинтересованного лица: Зайцева Э.А., доверенность от 07.04.2016;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 08 июня 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Московского областного УФАС России
на решение от 31 октября 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Ласкиной С.О.,
на постановление от 27 марта 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Поташовой Ж.В.,
по делу N А40-109331/16
по заявлению ГКУ МО "Мособлрезерв"
о признании незаконными и отмене решения и предписания
к Московскому областному УФАС России,
третьи лица: Комитет по конкурентной политике Московской области, ООО "Ле Голюа",
УСТАНОВИЛ:
ГКУ МО "Мособлрезерв" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московскому областному УФАС России (далее - антимонопольный орган) о признании незаконными и отмене решения и предписания по делу от 18.04.2016 N 07-24-4398/16.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по конкурентной политике Московской области, ООО "Ле Голюа".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 октября 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Московское областное УФАС России обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в Московское областное УФАС России поступила жалоба участника аукциона ООО "Ле Голюа" на действия ГКУ МО "Мособлрезерв", Комитета по конкурентной политике Московской области при проведении аукциона на закупку противогазов фильтрующих и дополнительных патронов к ним.
Согласно доводу жалобы документация об аукционе содержит требование о наличии формуляра военного представителя Минобороны России, что ограничивает круг участников закупки.
В технической части документации об аукционе заказчиком установлено, что товар должен быть принят к эксплуатации военным представительством Министерства обороны Российской Федерации (далее - ВП МО РФ). При поставке каждая партия товара сопровождается формуляром (или его копией) в двух экземплярах, в котором указывается комплект поставки, основные характеристики товара, заключение ВП МО РФ о соответствии товара требованиям технических условий и годности его для использования по назначению, гарантийные обязательства производителя. Копия формуляра заверяется печатью производителя. Один экземпляр формуляра передается грузополучателю во время поставки товара, второй экземпляр вкладывается в ящик с поставляемым товаром.
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Ле Голюа" на действия ГКУ МО "Мособлрезерв", Комитета по конкурентной политике Московской области, приняла решение от 18.04.2016 по делу N 07-24-4398/16 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссией установлено, что требование заказчика о наличии формуляра ВП МО РФ является избыточным, не предусмотрено частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и, следовательно, действия заказчика, установившего в аукционе указанное требование, нарушают требования части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно данному решению:
1. Признана жалоба ООО "Ле Голюа" частично обоснованной.
2. Признано в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.
4. Передать материалы дела от 18.04.2016 N 07-24-4398/16 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
На основании решения от 18.04.2016 по делу N 07-24-4398/16 выдано предписание, согласно которому:
1. Оператору электронной площадки в срок 3 рабочих дня с момента получения настоящего предписания (в том числе посредством электронной почты):
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, в том числе заявителя, о прекращении действия заявок, поданных на участие в аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
2. Заказчику, аукционной комиссии в срок 5 рабочих дней с момента получения настоящего предписания (в том числе посредством электронной почты):
- отменить все протоколы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе с учетом решений от 18.04.2016 по делу N 07-24-4398/16 и разместить соответствующую документацию на официальном сайте;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона, а также разместить на официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения на официальном сайте соответствующей документации об аукционе.
3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 2 настоящего предписания:
- назначить время проведения аукциона и разместить информацию о времени проведения аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, в том числе заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дате и времени проведения аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в аукционе.
4. Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решений от 18.04.2016 по делу N 07-24-4398/16.
5. Заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки в срок до 04.05.2016 представить в управление подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по электронной почте to50@fas.gov.ru.
Полагая решение и предписание Московского областного УФАС России от 18.04.2016 незаконными, ГКУ МО "Мособлрезерв" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сочли соблюденным.
Наличие у антимонопольного органа полномочий на принятие оспариваемых решения и предписания следует из норм статьи 99 Закона о контрактной системе, пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы", Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Разработка, производство, реализация и утилизация противогазов гражданских осуществляется в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами, государственными военными стандартами и специальными техническими условиями, а именно: в соответствии с пунктом 27 "ГОСТ Р 42.0.02-2001. Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий" (принят постановлением Госстандарта Российской Федерации от 07.08.2001 N 320-ст), использование средств индивидуальной защиты является одним из основных способов защиты населения от воздействия средств нападения противника.
Согласно "ГОСТ 31278-2004. Межгосударственный стандарт. Сотрудничество государств - участников Содружества Независимых Государств военно-экономическое. Термины и определения" (введен в действие приказом Ростехрегулирования от 09.10.2006 N 224-ст), коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения ОМП относятся к продукции военного назначения. Указанный государственный стандарт действует в рамках Межгосударственной системы стандартизации, что указывает на его значимость и главенство по сравнению с ГОСТами, действующими только в пределах Российской Федерации.
В соответствии с Российским Военным стандартом ГОСТ РВ N 51540-2005, под военной продукцией понимается вооружение, военная техника, военно-техническое и иное имущество, научно-техническая и иная продукция, а также работы, выполняемые в интересах обороны. К оборонной продукции также относятся продукция двойного назначения, т.е. продукция, производимая для нужд обороны и гражданских нужд в едином исполнении.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне), постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения, запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", приказов Минэкономразвития России от 27.04.2012, МЧС России от 23.03.2012 N 43-2047-14 утверждены Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. В приложении N 2 "Рекомендуемая номенклатура запасов средств защиты населения..." указаны противогазы гражданские фильтрующие.
В соответствии с Законом о гражданской обороне, постановлением Правительства Московской области от 22.11.2012 N 1481/42 "О создании и содержании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны", утверждена Номенклатура и объемы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны.
Согласно данной Номенклатуре в состав запасов включаются средства индивидуальной защиты органов дыхания - противогазы фильтрующие типа ГП-7 (В).
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 N 804 "О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации", противогазы гражданские проходят приемку военным Представительством Минобороны России (ВП МО РФ) и сопровождаются формуляром с заключением ВП МО РФ о соответствии противогазов техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам и требованиям технической документации. Заключение ВП МО РФ в формуляре подтверждает пригодность противогазов для использования по назначению (эксплуатации).
Наименование продукции, подлежащей контролю ВП МО РФ, указано в Номенклатуре военной продукции, подлежащей контролю качества и приемке, утвержденной начальником управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации 27.12.2012. В эту номенклатуру включены гражданские противогазы ГП-7 и ГП-7В.
В силу приведенных требований, заявитель при размещении заказа на поставку противогазов гражданских, устанавливая перечень своих требований к качеству, техническим характеристикам, безопасности, функциональным характеристикам, размерам, упаковке, отгрузке, иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемого объекта закупки, руководствовался требованиями, установленными в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также утвержденной Номенклатурой имущества гражданской обороны.
Пунктом 1.1.4.1 Указа Президента Российской Федерации от 17.12.2011 N 1661 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль" установлено, что противогазы, фильтрующие коробки противогазов и оборудование для их обеззараживания включены в список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" и постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.1992 N 959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена", оборот гражданских противогазов, защищающих от боевых отравляющих веществ, не может осуществляться в свободной форме и подлежит обязательному контролю со стороны государства в лице Военного представительства Министерства обороны Российской Федерации, так как являются средствами защиты от боевых отравляющих веществ и могут быть применены в целях гражданской обороны для защиты населения от отравляющих веществ.
Для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 N 804 "О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации" созданы военные представительства и утверждено Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации.
Противогазы гражданские проходят приемку Военным представительством Минобороны России (ВП МО РФ) и сопровождаются формуляром ВП МО РФ.
Таким образом, так как проведение испытаний невозможно без контроля представителя ВП МО РФ, следовательно, подтверждение прохождения испытаний на соответствие ТУ противогаза утверждается непосредственно представителем ВП МО РФ. Печать приемки ОТК ВП МО РФ является единственным подтверждением качества противогаза и его соответствия требованиям безопасности использования. Иные подтверждения качества поставляемой продукции законом не предусмотрены.
Следовательно, установление в документации об аукционе требования к противогазам фильтрующим о необходимости наличия заключения ВП МО РФ о соответствии товара требованиям технических условий и его годности для использования по назначению является законным и обоснованным.
В указанной связи суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о не соответствии оспариваемого решения и принятого на его основании предписания антимонопольного органа требованиям законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Незаконные решение и предписание нарушают права и законные интересы заявителя.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 октября 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2017 года по делу N А40-109331/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Московского областного УФАС России - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" и постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.1992 N 959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена", оборот гражданских противогазов, защищающих от боевых отравляющих веществ, не может осуществляться в свободной форме и подлежит обязательному контролю со стороны государства в лице Военного представительства Министерства обороны Российской Федерации, так как являются средствами защиты от боевых отравляющих веществ и могут быть применены в целях гражданской обороны для защиты населения от отравляющих веществ.
Для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 N 804 "О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации" созданы военные представительства и утверждено Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2017 г. N Ф05-6979/17 по делу N А40-109331/2016