г. Москва |
|
03 июля 2017 г. |
Дело N А40-9078/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Денисовой Н.Д., Нечаева С.В.,
при участии в заседании:
от акционерного общества "Атомэнергопроект" - Семов А.П. по дов. от 12.09.2016 N 7-3676,
от акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" - Соболев В.Г. по дов. от 20.07.2016, Панкова О.А. по дов. от 26.10.2016,
рассмотрев 28 июня 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Атомэнергопроект"
на определение от 21 апреля 2017 года
Арбитражного суда города Москвы,
вынесенное судьей Галиевой Р.Е.,
по заявлению акционерного общества "Атомэнергопроект",
заинтересованное лицо: акционерное общество "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях"
о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения Третейского суда
и по заявлению акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях"
об отмене решения Третейского суда
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Атомэнергопроект" (далее - заявитель, АО "Атомэнергопроект") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к акционерному обществу "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (далее - заинтересованное лицо, АО "Концерн Росэнергоатом") о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения Третейского суда при частном учреждении "Центр третейского регулирования и правовой экспертизы" от 13.12.2016 по делу N ТС-77/2016.
Акционерное общество "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" предъявило встречное заявление об отмене решения Третейского суда при частном учреждении "Центр третейского регулирования и правовой экспертизы" от 13.12.2016 по делу N ТС-77/2016.
Определение Арбитражного суда города Москвы от 21 апреля 2017 года отменено решение Третейского суда при частном учреждении "Центр третейского регулирования и правовой экспертизы" от 13.12.2016 по делу N ТС- 77/2016, в удовлетворении заявления о выдаче исполнительного листа отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Атомэнергопроект" обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит указанный судебный акт отменить как незаконный и необоснованный.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неверное толкование судом норм материального права, указавшего, что рассматриваемый спор не мог быть предметом третейского разбирательства. АО "Атомэнергопроект" также полагает, что позиция суда о неарбитрабельности споров, возникающих из Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а также в связи с расходованием бюджетных средств, противоречит сложившейся судебной практике и имеющимся в деле доказательствам. Также заявитель указал, что оспаривание заинтересованным лицом решения третейского суда свидетельствует о недобросовестности и злоупотреблении правом.
В ходе судебного рассмотрения кассационной жалобы представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе; представитель заинтересованного лица настаивал на законности приятного судебного акта. Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, указанный третейский суд принял решение по делу N ТС-77/2016 о взыскании с АО "Концерн Росэнергоатом" в пользу АО "Атомэнергопроект" задолженности в размере 470 087 668,40 руб., неустойки в размере 55 346 965,45 руб., расходов по оплате третейского сбора в размере 200 000 руб.
Основанием заявителя для обращения в третейский суд явилось наличие третейской оговорки в пункте 11.1.1 договора от 03.02.2014 N 13110/254/02/7850-Д, заключенного между заявителем и заинтересованным лицом; цена договора составляет 3 787 880 000 руб. (с НДС). Генеральным заказчиком договора является ОАО "Концерн Росэнергоатом". Предметом названного договора является выполнение проектных работ "Оказание услуг эксплуатирующей организации по разработке и передаче Документации, необходимой и достаточной для получения разрешительных документов на размещение и сооружение энергоблоков N 1 и N 2 Смоленской АЭС".
Основанием для проведения закупки и заключения с АО "Атомэнергопроект" договора послужили: "Энергетическая стратегия России на период до 2030 года", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11. 2009 N 1715-р; "Схема территориального планирования Российской Федерации в области энергетики", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11. 2013 N2048-р; приказ Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 28.12.2012 N1/1296-П "Об организации работ по сооружению Смоленской АЭС-2 по проекту ВВЭР-ТОИ".
Названным приказом ГК "Росатом" N 1/1296-П застройщиком - техническим заказчиком Смоленской АЭС-2 в составе двух энергоблоков с ВВЭР-ТОИ назначен АО "Концерн Росэнергоатом". Генеральным проектировщиком Смоленской АЭС-2 назначен АО "Атомэнергопроект". Со стороны ГК "Росатом" финансирование предпроектных и проектных работ для получения совмещенной лицензии Ростехнадзора на размещение и сооружение энергоблоков N 1-2 Смоленской АЭС-2 предусмотрено в инвестиционных программах АО "Концерн Росэнергоатом" (согласно пункту 3 приказа N 1/1296-П).
Как указал суд, финансирование выполнения работ в размере 3 787 880 000 руб. по предмету договора обеспечивается за счет инвестиционной программы АО "Концерн Росэнергоатом" утвержденной в рассматриваемый период 2014-2015 годах. Контроль за инвестиционной деятельностью АО "Концерн Росэнергоатом" осуществляется Минэнерго России.
Рассматриваемый договор от 03.02.2014 N 13110/254/02/7850-Д заключен по результатам проведения закупочных процедур у единственного поставщика, проводившегося в соответствии с положениями Закона о закупках.
При рассмотрении дела по существу в суде первой инстанции заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявления о выдаче исполнительного листа, обратилось с заявлением об отмене решения третейского суда, ссылаясь на то, что спор не подлежал рассмотрению Третейским судом ввиду недействительности третейской оговорки, поскольку споры из договоров, заключенных на основе требований Закона о закупках и утвержденных руководителем заказчика, не могут рассматриваться третейскими судами в силу специфики их субъективного состава и характера правоотношений, а также ввиду несовместимости законодательных принципов третейского разбирательства и законодательных принципов размещения заказов.
Согласно части 4 статьи 238 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, предусмотренных статьей 239 настоящего Кодекса, путем исследования представленных в суд доказательств обоснования заявленных требований и возражений.
В соответствии со статьей 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отказать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда только в случаях, предусмотренных настоящей статьей. В указанной норме права установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
К ним относятся: не извещение стороны о третейском разбирательстве, рассмотрение третейским судом спора, не подпадающего под условия третейского соглашения, или спора, который не может быть предметом разбирательства в соответствии с федеральным законом, несоответствие состава третейского суда или процедуры третейского разбирательства соглашению сторон или федеральному закону, нарушение решением третейского суда основополагающих принципов российского права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий их гражданских правоотношений.
Согласно пунктам 2 - 3 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Положение о закупке утверждается руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие.
Споры из договоров, заключенных на основе требований Закона о закупках и утвержденных руководителем заказчика, не могут рассматриваться третейскими судами в силу специфики их субъектного состава и характера правоотношений, а также ввиду несовместимости законодательных принципов третейского разбирательства и законодательных принципов размещения заказов.
Оформляемые по процедуре Закона о закупках договоры имеют публичную основу, преследуют публичный интерес и направлены на достижение результата, необходимого в публичных целях для удовлетворения публичных нужд, достигаемого за счет траты бюджетных средств.
Предусмотренная Закона о закупках процедура размещения заказов, реализуемая и завершаемая посредством заключения контрактов, носит обязательный характер и исключает возможность отнесения споров из указанных контрактов на рассмотрение третейских судов.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска и если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, лицо, подписывающее договор с третейской оговоркой, лишено возможности выразить собственное волеизъявление в отношении третейского разбирательства и вынуждено принять это условие путем присоединения к договору в целом, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 11535/13 от 28.01.2014. Третейское соглашение, включенное в 11.1.1 договора от 03.02.2014 N 13110/254/02/7850-Д, противоречит действующему законодательству.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26.05.2011 N 10-П, Конституция Российской Федерации не исключает возможность разрешения гражданско-правовых споров между частными лицами в процедуре третейского разбирательства посредством третейских судов.
Отношения, возникающие при размещении заказов, отличает совокупность следующих особенностей: контракт заключается в публичных интересах, специальным публичным субъектом (государственным или муниципальным образованием, казенным учреждением), целью его заключения выступает удовлетворение государственных или муниципальных потребностей, финансирование этих потребностей осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Наличие в едином правоотношении такой концентрации общественно-значимых публичных элементов не позволяет признать споры, возникающие по контрактам, спорами исключительно частного характера между частными лицами, которые могут рассматриваться в частном порядке - третейскими судами.
В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), недействительно, если такое соглашение заключено до возникновения оснований для предъявления иска.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у третейского суда полномочий на рассмотрение настоящего спора.
Нарушений норм материального права и процессуального права, являющихся основанием для отмены определения арбитражного суда первой инстанции в порядке, предусмотренном статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 21 апреля 2017 года по делу N А40-9078/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
Н.Д. Денисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.