Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Федеральной службы
по надзору в сфере здравоохранения
и социального развития
от 5 октября 2009 г. N 01И-651/09
Справка
о полноте и качестве осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
(по итогам проведенных Росздравнадзором контрольно-надзорных мероприятий по состоянию на 01.10.2009 г.)
По состоянию на 01.10.2009 г. Росздравнадзором проведено 249 мероприятий по контролю и надзору за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан. Проверки проведены в 69 субъектах Российской Федерации.
Результаты контрольно-надзорных мероприятий свидетельствуют о низком качестве осуществления большинством органов государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации: в 70% указанных органов Росздравнадзором выявлены нарушения.
Анализ результатов мероприятий по контролю выявил тенденцию к уменьшению объемов мероприятий по контролю за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения, проводимых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, по итогам 2008 года среднее число контрольных мероприятий по данному направлению в месяц в расчете на одного специалиста органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия по контролю за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения, (далее - нагрузка на одного специалиста) составило 0,56 проверок, в то время как за 9 месяцев 2009 года - 0,19, что ниже уровня 2008 года на 66%.
Распространенными нарушениями действующего законодательства Российской Федерации и подзаконных нормативных правовых актов в регулируемой сфере являются:
1. отсутствие необходимых нормативных правовых актов и распорядительных документов, регламентирующих порядок организации и осуществления процедур по контролю качества медицинской помощи: Кабардино-Балкарская Республика, Ивановская, Рязанская Сахалинская, Свердловская области, Чукотский автономный округ и др. (пункты 3 и 4 части 9 статьи 5.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан);
2. отсутствие мероприятий по контролю, недостаточный объем плановых проверок или их проведение с нарушениями: республики Башкортостан, Бурятия, Калмыкия, Мордовия, Кабардино-Балкарская Республика, Алтайский, Пермский, Ставропольский и Хабаровский края, Белгородская, Иркутская, Ленинградская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Томская области и др. (статья 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля");
3. нарушение требований к организации и оформлению результатов мероприятий по контролю за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения: республики Бурятия, Саха (Якутия) и Хакасия, Кабардино-Балкарская Республика, Алтайский и Пермский края, Амурская, Иркутская, Магаданская, Ростовская, Сахалинская, Ульяновская области и др. (приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля");
4. недостаточный контроль за порядком организации деятельности врачебных комиссий медицинских организаций: все проверенные субъекты Российской Федерации (приказ Минздравсоцразвития России от 24.09.2008 N 513н "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации);
5. нарушения в работе с обращениями физических и юридических лиц по вопросам качества медицинской помощи, в том числе неразрешение их по существу, нарушение сроков рассмотрения и непринятие соответствующих мер: Алтайский и Пермский края, Ивановская, Ульяновская, Челябинская области и др. (статьи 10 и 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Вышеуказанные факты свидетельствуют о недостаточной полноте и ненадлежащем качестве осуществления большинством органов государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации, что приводит к отсутствию непосредственно в медицинских организациях должного контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) и большому количеству обращений граждан Российской Федерации в Росздравнадзор, иные федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации и качества медицинской помощи.
Так, число обращений граждан в Росздравнадзор по указанным вопросам в 2008 году и I полугодии 2009 года составило 3 364 или 72% всех обращений, связанных с оказанием медицинской помощи. Данный факт свидетельствует о несоблюдении лицензиатами лицензионного требования, изложенного в подпункте "з" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30), и приказа Минздравсоцразвития России от 24.09.2008 N 513н "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации".
В целях совершенствования организации работ по рассмотрению поступающих обращений (жалоб) граждан по вопросам качества медицинской помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан необходимо организовать рассмотрение обращений граждан непосредственно в медицинских организациях с учетом разъяснений, изложенных в письме Росздравнадзора от 11.06.2009 N 01И-331/09. Оптимизация указанного направления деятельности позволит не только сократить количество обращений в федеральные органы законодательной и исполнительной власти за пределы субъекта Российской Федерации и в органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но и ускорить рассмотрение обращений граждан.
Отсутствие должного контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам и мониторинга положения дел в данной сфере также подтверждается несоблюдением большинством органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации требований пункта 3.3 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи (приказ Минздравсоцразвития России от 31.12.2006 N 905) в части представления в Росздравнадзор сведений о показателях качества медицинской помощи, оказываемой в организациях государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения. Работа по данному направлению должна быть продолжена. Обращаем внимание на то, что в настоящее время указанный Административный регламент пересматривается.
Анализ результатов контрольно-надзорных мероприятий позволил выявить системные ошибки, связанные с несоблюдением действующего законодательства Российской Федерации и подзаконных нормативных актов в регулируемой сфере в части лицензирования отдельных видов деятельности, входящих в компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданных# полномочия в области охраны здоровья граждан:
1. требование от соискателей лицензий предоставления документов, не предусмотренных действующим законодательством: республики Марий Эл, Саха (Якутия) и Татарстан, Приморский край, Воронежская, Кировская, Курская, Ленинградская, Магаданская, Саратовская и Сахалинская области, г. Санкт-Петербург (статья 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности");
2. выдача муниципальным учреждениям лицензий на оборот наркотических средств ("распределение"): республики Марий Эл и Мордовия, Пермский и Приморский края, Амурская, Волгоградская, Новосибирская, Сахалинская и Тверская области (статья 5 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-Ф3 "О наркотических средствах и психотропных веществах");
3. превышение сроков рассмотрения пакетов документов и принятия решений (свыше 45 дней и свыше 10 дней): республики Карелия и Татарстан, Пермский край, Владимирская, Саратовская, Сахалинская и Ульяновская области (статьи 9 и 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности");
4. необоснованное принятие решения о предоставлении лицензии (статьи 9 и 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"):
- отсутствие в пакете документов материалов, подтверждающих наличие законных оснований на использование помещений для осуществления лицензируемой деятельности: республики Адыгея, Башкортостан, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Пермский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская, Иркутская и Тульская области;
- непроведение проверки возможности выполнения лицензионных требований и условий: Республика Башкортостан, Камчатский край, Оренбургская область, Псковская и Саратовская области;
- отсутствие документов, подтверждающих наличие специалистов по заявляемому профилю у соискателей лицензий на осуществление медицинской деятельности: республики Алтай, Башкортостан, Калмыкия, Марий Эл, Северная Осетия - Алания, Хакасия, Забайкальский край, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Иркутская, Кемеровская, Курская, Пензенская, Ростовская, Саратовская и Тверская области;
- отсутствие документов, подтверждающих наличие специального образования у специалистов соискателей лицензий на оборот наркотических средств и психотропных веществ: Ставропольский край, Астраханская область;
5. несоблюдение правил оформления лицензионных документов: Республика Башкортостан, Чувашская Республика, Брянская, Владимирская, Воронежская, Калининградская, Магаданская и Пензенская области (статья 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности");
6. неисполнение приказа Минздравсоцразвития России от 09.11.2007 N 689 "О порядке ведения единого реестра лицензий, в том числе предоставленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданными полномочиями": Республика Мордовия, Пермский край, Вологодская и Пензенская области, г. Москва;
7. непринятие надлежащих мер реагирования при выявлении нарушений лицензионных требований и условий: все лицензирующие органы (статьи 14.1 и 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Учитывая изложенные системные ошибки, Росздравнадзором принято решение об усилении контроля за полнотой и качеством исполнения переданных полномочий Российской Федерации в сфере здравоохранения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Сведения об осуществлении в 2009 году органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере здравоохранения*
(в части контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам)
Таблица 1
Наименование субъекта Российской Федерации |
Показатели полноты осуществления переданных полномочий Российской Федерации |
|||
Число плановых проверок |
Число внеплановых проверок |
Итого |
||
по утвержденному плану |
фактически выполненных |
|||
|
|
|
|
|
Таблица 1а
Наименование субъекта Российской Федерации |
Показатели полноты осуществления переданных полномочий Российской Федерации (продолжение) |
|||||||||||
Число медицинских организаций | ||||||||||||
Государственной системы здравоохранения |
Муниципальной системы здравоохранения |
Частной системы здравоохранения |
Итого |
|||||||||
всего на территории субъекта РФ, из них: |
проверенных, в том числе: |
в которых выявлены нарушения |
всего на территории субъекта РФ, из них: |
проверенных, в том числе: |
в которых выявлены нарушения |
всего на территории субъекта РФ, из них: |
проверенных, в том числе: |
в которых выявлены нарушения |
всего на территории субъекта РФ, из них: |
проверенных, в том числе: |
в которых выявлены нарушения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2
Наименование субъекта Российской Федерации |
Результаты проверок |
|||||||||||
Выявленные нарушения | ||||||||||||
Несоответствие качества оказываемой медицинской помощи установленным стандартам (по профилям): | ||||||||||||
кардиология и ревматология |
педиатрия |
терапия |
эндокринология |
неврология |
инфекционные болезни |
хирургия |
урология |
стоматология |
акушерство и гинекология |
иные |
итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2а
Наименование субъекта Российской Федерации |
Результаты проверок (продолжение) |
||||||||
Число выявленных нарушений* |
Результативность проверок |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Число выданных предписаний руководству ЛПУ |
Число случаев исполнения выданных предписаний |
Иные результаты проведенных проверок** |
||
частичного |
полного |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
______________________________
* - условные обозначения:
1 - несоблюдение подпункта "з" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30;
2 - несоблюдение Положения об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 24.09.2008 N 513н;
3 - нарушения в работе с обращениями физических и юридических лиц по вопросам качества медицинской помощи (неразрешение их по существу, нарушение сроков рассмотрения и непринятие соответствующих мер), в том числе со стороны врачебной комиссии медицинской организации;
4 - нарушение порядка организации медицинской помощи;
5 - иные (указать перечень и число нарушений в сопроводительном письме).
** - указать перечень и число результатов проведенных проверок в сопроводительном письме.
______________________________
* Таблицы заполняются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере здравоохранения, использованием программы Excel, на отдельных листах книги.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 5 октября 2009 г. N 01И-651/09 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.