г. Москва |
|
9 августа 2017 г. |
Дело N А40-184018/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дзюбы Д.И.,
судей Латыповой Р.Р., Котельникова Д.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - ООО "СВР": не явка
от ответчика (заинтересованного лица) - ФАС России: Трубинова Е.И. по дов. N ИА/44566/17 от 30.06.2017
от третьего лица - РЭК Красноярского края: не явка
от третьего лица - Деминой Т.К.: не явка,
рассмотрев 02 августа 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "СВР"
на решение от 16.01.2017
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление от 11.04.2017
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мухиным С.М., Румянцевым П.В., Яковлевой Л.Г.,
в деле по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (ООО "СВР")
к Федеральной антимонопольной службе (ФАС России),
третьи лица: Региональная энергетическая комиссия Красноярского края, Демина Татьяна Константиновна,
о признании незаконным и отмене приказа,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (далее - ООО "СВР", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене приказа от 2.08.2016 N 1090/16 "Об отмене приказов Региональной энергетической комиссии (далее - РЭК) Красноярского края от 15.12.2015 N 702-в "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей ООО "СВР", от 18.12.2015 N 801-з "Об установлении тарифов на подвоз воды для потребителей ООО "Центр реализации коммунальных услуг", от 15.12.2015 N 704-в "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей ООО "Центр инженернотехнического обеспечения"" в части отмены приказа РЭК Красноярского края от 15.12.2015 N 702-в "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей ООО "СВР" с 01.09.2016; признания экономически необоснованными включенные в состав необходимой валовой выручки расходы ООО "СВР": на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в размере 21 134,08 тыс. рублей; на арендную плату в размере 6 549,18 тыс. рублей; на арендную плату, не связанную с арендой централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем в размере 4 692,01 тысяч рублей; возложения на РЭК Красноярского края обязанности в установленном законом порядке принять и ввести в действие с 01.09.2016 решение - об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей ООО "СВР", принятые в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и (или) водоотведения и оспариваемым приказом, без изменения иных, ранее учтенных и не указанных в оспариваемом приказе параметров расчета необходимой валовой выручки и тарифов для ООО "СВР", с учетом исключения из состава необходимой валовой выручки организаций расходов, предусмотренных пунктом 3 оспариваемого приказа.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены РЭК Красноярского края, Демина Татьяна Константиновна.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.01.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "СВР" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы. Общество считает, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. ООО "СВР" также заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Представленный ФАС России отзыв на кассационную жалобу судебной коллегией приобщен к материалам дела, как поданный с соблюдением требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ФАС России возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить без изменения обжалуемые судебные акты, как законные и обоснованные.
В судебное заседание суда кассационной инстанции третьи лица не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, информация о процессе своевременно размещена в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав представителя антимонопольного органа, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что ФАС России принят приказ от 02.08.2016 N 1090/16, которым частично удовлетворены требования Деминой Т.К., а именно отменены приказы РЭК Красноярского края от 15.12.2015 N 702-в "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей ООО "СВР" с 01.09.2016, признаны экономически необоснованными включенные в состав необходимой валовой выручки расходы ООО "СВР": на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в размере 21 134,08 тыс. рублей; на арендную плату в размере 6 549,18 тыс. рублей; на арендную плату, не связанную с арендой централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем в размере 4 692,01 тысяч рублей, РЭК Красноярского края в установленном законом порядке указано принять и ввести в действие с 01.09.2016 решения - об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей ООО "СВР", принятые в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и (или) водоотведения и настоящим приказом, без изменения иных, ранее учтенных и не указанных в настоящем приказе параметров расчета необходимой валовой выручки и тарифов для ООО "СВР", с учетом исключения из состава необходимой валовой выручки организаций расходов.
Полагая указанный приказ не соответствующим закону и принятым без достаточных на то оснований, ООО "СВР" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Судами установлено, что приказ ФАС России N 1090/16 принят в соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила).
В соответствии с Правилами, ФАС России рассматривает заявление заинтересованного лица исходя из документов, представленных им, либо запрашивает документы у одной из сторон: заинтересованного лица и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
ФАС России был сделан запрос в РЭК Красноярского края N СП/26325/16, в котором указано, что орган регулирования должен предоставить все материалы, обосновывающие законность приказа РЭК Красноярского края N 702-в.
РЭК Красноярского края письмом 26.02.2016 N 02-1246 сообщила о включении в тариф только экономически обоснованных расходов без приложения обосновывающих указанную позицию документов. Документы, обосновывающие затраты регулируемых организаций, были направлены регулятором позже.
Документы, на которые ссылается ООО "СВР", не были представлены в ФАС России РЭК Красноярского края - компетентным органом государственной власти, который осуществляет тарифное регулирование.
Судами правомерно указано, что отменяя приказы РЭК Красноярского края, ФАС России не указала, на каком уровне необходимо установить тарифы или какие расходы необходимо принять в расчет для их установления. Приказ ФАС России N 1090/2016 указывает на допущенные органом исполнительной власти субъекта нарушения, которые ему необходимо устранить при установлении тарифов. При этом тарифы РЭК Красноярского края устанавливает самостоятельно исходя из имеющихся у него обосновывающих затраты документов.
Вопреки доводам общества приказом ФАС России N 1090/16 не были утверждены основные показатели для расчета тарифов или объем необходимой валовой выручки ООО "СВР", он не содержит положений, возлагающих на общество какие-либо обязательства, и не затрагивает его права.
Таким образом, все необходимые для установления тарифов показатели рассчитываются РЭК Красноярского края, которая с учетом этих показателей устанавливает тарифы. Если ООО "СВР" полагает, что при установлении тарифов органом исполнительной власти субъекта допущены нарушения, оно не лишено обжаловать его или в судебном порядке или обратиться в ФАС России о рассмотрении разногласий при представлении в ФАС России всех обосновывающих документов.
Довод общества о том, что расходы ООО "СВР" на арендную плату экономически обоснованы, правомерно были отклонены судами, поскольку расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) и утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования).
Регулирование деятельности ООО "СВР" осуществляется методом экономически обоснованных расходов (затрат). При этом в силу положений статьи 32 Закона о водоснабжении, пункта 24 Основ ценообразования такие расходы должны быть экономически обоснованными.
С учетом этого, РЭК Красноярского края допустила нарушение Основ ценообразования, приняв расходы на капитальный ремонт в размере больше заявленного регулируемой организацией без необходимого обоснования.
В нарушение требований статьи 32 Закона о водоснабжении, пункта 24 Основ ценообразования принятые РЭК Красноярского края для ООО "СВР" расходы по указанным статьям затрат не имеют экономического обоснования исходя из представленных РЭК Красноярского края в ФАС России документов.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что ФАС России, руководствуясь пунктом 10 Правил, правомерно приняла решение об отмене приказа РЭК Красноярского края N 702-в, в связи с чем отсутствуют основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном их толковании заявителем.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию заявителя жалобы с выводами судов и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.01.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 по делу N А40-184018/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.И. Дзюба |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.