г. Москва |
|
14 августа 2017 г. |
Дело N А40-234292/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дзюбы Д.И.,
судей Латыповой Р. Р., Егоровой Т.А.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Лохина Е.И. по дов. б/н от 21.12.2016
от ответчика (от заинтересованного лица): не явка,
рассмотрев 07 августа 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу АО "ДОК-3"
на решение от 15.02.2017
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Поздняковым В.Д.,
на постановление от 04.05.2017
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Захаровым С.Л., Свиридовым В.А., Москвиной Л.А.,
в деле по заявлению АО "ДОК-3"
к Управлению Росреестра по Москве
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество "ДОК-3" (далее - ОАО "ДОК-3", общество, впоследствии АО "ДОК-3") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, заинтересованное лицо) об оспаривании предписания от 23.08.2016 N 690 об устранении нарушений земельного законодательства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением и постановлением судов, АО "ДОК-3" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Общество считает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда кассационной инстанции представитель АО "ДОК-3" поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель Управления Росреестра по Москве в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства указанное лицо извещено надлежащим образом, информация о процессе своевременно размещена в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
При рассмотрении спора судами установлено, что на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель от 07.07.2016 N 374/ГЗН проведена плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства Российской Федерации ОАО "ДОК-3" на земельном участке, расположенном по адресу: г. Москва, ул. 1-я Карачаровская, вл. 8.
В ходе проведения проверки установлено, что по вышеуказанному адресу расположен земельный участок с кадастровым номером 77:04:0002001:2 общей площадью 134 061 кв. м, предоставленный ранее в пользование ОАО "ДОК-3" в соответствии с распоряжениями префекта ЮВАО г. Москвы от 21.01.2002 N 136, от 26.02.2002 N 506, оформленный ранее договором аренды земельного участка от 29.03.2002 N М-04-505317.
На основании соглашения от 23.08.2006 действие договора аренды земельного участка от 29.03.2002 N М-04-505317 прекращено.
На проверяемом земельном участке с кадастровым номером 77:04:0002001:2 расположен комплекс зданий (сооружений), находящихся в собственности ОАО "ДОК-3".
Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости (в период проведения проверки) земельному участку с кадастровым номером 77:04:0002001:2 установлен вид разрешенного использования - для эксплуатации существующих зданий и строений деревообрабатывающего комбината и прилегающей территории.
На момент проведения проверки часть занимаемого ОАО "ДОК-3" земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002001:2 использовалась не в соответствии с его установленным разрешенным использованием, а именно: под размещение и эксплуатацию магазина "Канцтовары", столовой, офисов (расположенных в помещениях зданий по адресу: г. Москва, ул. 1-я Карачаровская, д. 8, стр. 1; 2; 5; 18; 26, находящихся на данном земельном участке).
На основании проверки заинтересованным лицом составлен акт N 1149 от 23.08.2016, согласно которому фактическое использование обществом земельного участка под размещение офисов, магазина "Канцтовары", столовой не соответствует целевому назначению земельного участка.
Заявителю выдано предписание N 690 от 23.08.2016 об устранении нарушения земельного законодательства, согласно которому ОАО "ДОК-3" обязано устранить допущенное нарушение, а именно: привести использование земельного участка в соответствии с фактически установленным назначением в срок до 24.02.2017. Кроме того, Управлением Росреестра по Москве дополнительно выдано предписание N 689 от 23.08.2016 об устранении нарушения земельного законодательства, в соответствии с которым заявитель обязан оформить земельно-правовые отношения на земельный участок в срок до 24.02.2017.
Полагая предписание N 690 от 23.08.2016 незаконным и нарушающим права и законные интересы ОАО "ДОК-3" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Основным принципом земельного законодательства, установленным п. 8 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Правовой режим земель согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон N 48) все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", ст. 3 Закона N 48 к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве относится установление видов разрешенного использования земельных участков до введения в действие правил землепользования и застройки в городе Москве.
В целях обеспечения градостроительной деятельности и оформления земельных отношений до принятия правил землепользования и застройки в городе Москве в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП утвержден Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве.
Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования.
Во исполнение ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
На основании п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Судами установлено, что согласно сведениям, предоставленным компетентным органом, принимающим решения об установлении, изменении вида разрешенного использования земельных участков до утверждения правил землепользования и застройки города Москвы - Департаментом городского имущества города Москвы (письмо исх. от 17.11.2016 N ДГИ-1-96240/16-1) фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002001:2 для размещения и эксплуатации магазина, столовой, офисов не соответствует его установленному виду разрешенного использования.
Также Департаментом городского имущества города Москвы данным письмом предоставлена информация, что фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002001:2, не соответствует установленному виду разрешенного использования данного земельного участка, согласно действующего в настоящее время классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, а также Приказу Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, а именно: деятельность, связанная с эксплуатацией существующих зданий и строений деревообрабатывающего комбината и прилегающей территории относится к 6.0 виду разрешенного использования - производственная деятельность (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9).
Вместе с тем, деятельность, связанная с размещением и эксплуатацией офисов относится к 4.1 виду разрешенного использования - деловое управление (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7), деятельность, связанная с размещением и эксплуатацией магазина относится к 4.4 виду разрешенного использования - магазины (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5); деятельность, связанная с размещением и эксплуатацией столовой относится к 4.6 виду разрешенного использования - общественное питание (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5).
Пунктом 5 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Таким образом, осуществление на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. 1-я Карачаровская, вл. 8, с кадастровым номером 77:04:0002001:2 деятельности, связанной с размещением и эксплуатацией магазина, столовой, офисов не соответствует установленному виду разрешенного использования данного земельного участка и связана с необходимостью принятия мер - обращения АО "ДОК-3" в уполномоченный функциональный орган исполнительной власти города Москвы, принимающий (изменяющий, отменяющий) правовые акты, решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до утверждения правил землепользования и застройки города Москвы, в установленном законом порядке и внесению необходимых изменений в установленный вид разрешенного использования земельного участка, независимо от размера площадей, занимаемых с целью осуществления данных видов деятельности.
Порядок внесения изменений в установленный вид разрешенного использования земельного участка регламентирован постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
Факт отсутствия каких-либо действий АО "ДОК-3", связанных с изменением разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002001:2, подтверждается также сведениями, предоставленными Департаментом городского имущества города Москвы (письмо исх. от 17.11.2016 N ДГИ-1-96240/16-1).
Как собственник зданий, фактически использующий земельный участок по адресу: г. Москва, ул. 1-я Карачаровская, вл. 8, с кадастровым номером 77:04:0002001:2 заявитель, в установленном законом порядке, обязан привести использование земельного участка в соответствии с фактически установленным назначением и оформить земельно-правовые отношения на земельный участок.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном их толковании заявителем.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию заявителя жалобы с выводами судов и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017 по делу N А40-234292/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.И. Дзюба |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.