г. Москва |
|
15 августа 2017 г. |
Дело N А41-1566/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дзюбы Д.И.,
судей Латыповой Р. Р., Ананьиной Е.А.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - АО "АВТОПолимер": Юдкин Д.М. по дов. от 20.12.2016
от ответчика (от заинтересованного лица) - Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области: Данилов К.В. по дов. N 1738-1/02-21 от 30.12.2016
от третьего лица - Учреждения "Комитет по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского муниципального района": не явка
от третьего лица - Министерства имущественных отношений Московской области: не явка,
рассмотрев 08 августа 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
на решение от 13.02.2017
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление от 26.04.2017
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марченковой Н.В., Шевченко Е.Е., Иевлевым П.А.,
в деле по заявлению АО "АВТОПолимер"
к Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области,
третьи лица: Учреждение "Комитет по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского муниципального района"; Министерство имущественных отношений Московской области,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ: акционерное общество "АВТОПолимер" (далее - АО "АВТОПолимер", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ Администрации в предоставлении в аренду обществу сроком на 10 (десять) лет земельного участка площадью 35 617 кв. м с кадастровым номером 50:24:0050502:63, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, сельское поселение Верейское, поселок Верея, с категорией земель - земли населенных пунктов и видом разрешенного использования - склады, оформленный письмом от 02.08.2016 N М503-7140112038-2348966;
- обязать Администрацию в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении обществу в аренду сроком на 10 (десять) лет вышеуказанного спорного земельного участка;
- обязать Администрацию в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора аренды сроком на 10 (десять) лет вышеуказанного спорного земельного участка и направить его в адрес общества с предложением о его заключении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Учреждение "Комитет по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского муниципального района"; Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.02.2017, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017, заявленные требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с решением и постановлением судов, Администрация обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Администрация считает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Представленный Учреждением "Комитет по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского муниципального района" отзыв на кассационную жалобу судебной коллегией приобщен к материалам дела, как поданный с соблюдением требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Администрации поддержал доводы и требования кассационной жалобы; представитель АО "АВТОПолимер" возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить без изменения обжалуемые судебные акты, как законные и обоснованные.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представители третьих лиц не явились, о времени и месте судебного разбирательства указанные лица извещены надлежащим образом, информация о процессе своевременно размещена в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
При рассмотрении спора судами установлено, что АО "АВТОПолимер" в марте 2014 года обратилось в Администрацию Орехово-Зуевского муниципального района Московской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 35 617 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, сельское поселение Верейское, поселок Верея, для строительства производственных и складских помещений.
В газете "Орехово-Зуевская правда" N 51 (21212) 26.04.2014 опубликовано сообщение о предстоящем выделении земельного участка площадью 35 617 кв. м под строительство производственных цехов и складских помещений в пос. Верея Орехово-Зуевского района Московской области. Позднее - 06.05.2014 в этой же газете N 54 (21215) повторно опубликовано сообщение о предстоящем выделении земельного участка площадью 35 617 кв. м под строительство производственных цехов и складских помещений в пос. Верея Орехово-Зуевского района Московской области.
Главой Орехово-Зуевского муниципального района Московской области принято постановление 28.10.2014 N 2181 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории и предварительном согласовании места размещения производственных и складских площадей на земельном участке площадью 35 617 кв. м, местоположение: Московская область, Орехово-Зуевский район, сельское поселение Верейское, пос. Верея".
Сведения о земельном участке площадью 35 617 кв. м внесены 26.03.2015 в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) с присвоением ему кадастрового номера 50:24:0050502:63.
Главой Орехово-Зуевского муниципального района Московской области принято Постановление от 18.05.2015 N 800 "Об отнесении земельного участка, площадью 35 617 кв. м с кадастровым номером 50:24:0050502:63, местоположение: Московская область, Орехово-Зуевский район, сельское поселение Верейское, п. Верея к категории земель "земли населенных пунктов".
Главой Орехово-Зуевского муниципального района Московской области принято Постановление от 16.10.2015 N 2238 "Об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:24:0050502:63 площадью 35617 кв. м, находящегося по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, сельское поселение Верейское, п. Верея".
АО "АВТОПолимер" 23.06.2016 обратилось в Администрацию Орехово-Зуевского муниципального района Московской области с заявлением о представлении земельного участка с кадастровым номером 50:24:0050502:63 площадью 35 617 кв. м в аренду, без проведения торгов, сроком на 10 лет.
Письмом от 02.08.2016 Администрация Орехово-Зуевского муниципального района Московской области отказала обществу в представлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что по результатам рассмотрения на межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (протокол N 29 от 28.07.2016) принято решение об отказе в согласовании проекта договора аренды земельного участка.
Посчитав отказ Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 02.08.2016 незаконным, нарушающим права и законные интересы АО "АВТОПолимер", последнее обратилось в суд с настоящими требованиями.
Из содержания п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (действующего в редакции до 01.03.2015 года) следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
После поступления данного заявления соответствующий орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно пункту 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
По смыслу положений пунктов 3, 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Акт о выборе земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта могут быть оформлены конкретному лицу только после публичного информирования населения о возможном предоставлении земельного участка для целей строительства.
Из содержания пунктов 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, после чего принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе (пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, действовавшим до 01.03.2015 законодательством, была предусмотрена обязательная процедура, необходимая для принятия решения о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Судами установлено, что АО "АВТОПолимер" соблюдена данная процедура для принятия решения о предоставлении спорного земельного участка, в том числе в части информирования населения (постановление Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области N 2181 о предварительном согласовании места размещения объекта было принято 28.10.2014, а публикация в средствах массовой информации была размещена 06.05.2014).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием таких земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды таких земельных участков.
Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
Судами правомерно указано, что поскольку решение заинтересованного лица о предварительном согласовании места размещения объекта принято 28.10.2014, то АО "АВТОПолимер" имеет право на получение земельного участка в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшими до 01.03.2015.
Следовательно, Администрация в силу п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации должна была проверить наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 того же Кодекса для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Администрация в обоснование наличия основания для отказа в удовлетворении заявления в части обязании принять решение о предоставлении в аренду спорного земельного участка и заключения соответствующего договора аренды ссылалась на то, что по результатам рассмотрения на межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области принято решение об отказе в согласовании проекта договора аренды земельного участка.
Однако, судами правильно указано, что данное обстоятельство не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотренных в ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Каких-либо возражений относительно площади испрашиваемого земельного участка, либо доказательств его несоразмерности относительно площади расположенного на участке объекта недвижимости, от Администрации не поступало.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном их толковании заявителем.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию заявителя жалобы с выводами судов и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.02.2017 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017 по делу N А41-1566/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.И. Дзюба |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.