Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития доводит до сведения информацию о соблюдении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 года N 27) на территории Российской Федерации в 2009 году.
Во исполнение решения Коллегии Росздравнадзора от 22 апреля 2009 года "Итоги работы Росздравнадзора в 2008 году по контролю за предоставлением платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями. Задачи на 2009 год" в рамках мероприятий по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности в 2009 году работа по контролю за соблюдением Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (далее - Правила) была продолжена.
В 2009 году Управлениями Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации осуществлено 1397 проверок государственных учреждений здравоохранения, а также организаций муниципальной системы здравоохранения, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь. Указанные проверки проведены в 80 субъектах Российской Федерации.
В рамках контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению лицензирования медицинской деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи) Росздравнадзором осуществлено 148 мероприятий в 33 субъектах Российской Федерации.
Кроме того, в течение II полугодия 2009 года в рамках внеплановых мероприятий по контролю проведено 94 проверки выполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, выданных органам исполнительной власти, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере здравоохранения, и учреждениям здравоохранения, предоставляющим платные медицинские услуги населению.
В сравнении с 2008 годом уменьшилось число субъектов Российской Федерации, в учреждениях которых выявлены типичные нарушения, связанные с соблюдением Правил предоставления платных медицинских услуг. Росздравнадзор отмечает улучшение ситуации в Республике Дагестан, Ленинградской, Новосибирской, Тюменской областях, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, г. Санкт-Петербург и ряде других субъектов Российской Федерации.
Так, проведенные в 2009 году проверки выявили сокращение количества случаев:
1. Предоставления за счет личных средств граждан услуг, входящих в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (пункт 1 Правил) - в 2,5 раза (в 2008 году - 31, в 2009 году - 12 субъектов Российской Федерации): в 19 субъектах Российской Федераций указанное нарушение устранено (Ставропольский и Приморский края, республики Алтай, Башкортостан, Воронежская, Кемеровская, Липецкая, Челябинская области и др.).
2. Осуществления медицинской деятельности без лицензии (пункт 3 Правил) - в 1,6 раза (в 2008 году - 45, в 2009 году - 29 субъектов Российской Федерации): в 16 субъектах Российской Федерации указанное нарушение устранено (Ставропольский край, республики Башкортостан, Коми, Тыва, Волгоградская, Ленинградская, Липецкая области, г. Санкт-Петербург и др.).
3. Отсутствия специального разрешения соответствующего органа управления здравоохранением на предоставление платных медицинских услуг (пункт 4 Правил) - на 11% (в 2008 году - 29, в 2009 году - 20 субъектов Российской Федерации): в 9 субъектах Российской Федерации указанное нарушение устранено (Алтайский, Красноярский и Приморский края, Амурская, Магаданская, Курганская области, Еврейская автономная область и др.).
4. Отсутствия статистического и бухгалтерского учета результатов предоставления платных услуг (пункт 6 Правил) - в 1,9 раз (в 2008 году - 15, в 2009 году - 8 субъектов Российской Федерации): в 7 субъектах Российской Федерации указанное нарушение устранено (Краснодарский и Красноярский края, республики Калмыкия, Коми, Нижегородская, Ростовская, Свердловская области и др.).
5. Недостаточного контроля в сфере предоставления платных медицинских услуг со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 8 Правил) - в 3 раза (в 2008 году - 33, в 2009 году - 12 субъектов Российской Федерации) в 21 субъекте Российской Федерации указанное нарушение устранено (Алтайский и Приморский края, республики Адыгея, Марий Эл, Удмуртская, Чувашская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Тюменская области и др.).
6. Недостаточного информирования населения об условиях предоставления и получения платных услуг (пункт 10 Правил) - на 7% (в 2008 году - 56, в 2009 - 50 субъектов Российской Федерации): в 6 субъектах Российской Федерации указанное нарушение устранено (Краснодарский и Красноярский края, Курганская, Свердловская области и др.).
7. Несоблюдения порядка оплаты за медицинские услуги (пункт 12 Правил) - в 3,4 раза (в 2008 году - 22, в 2009 году - 7 субъектов Российской Федерации): в 15 субъектах Российской Федерации указанное нарушение устранено (республики Алтай и Мордовия, Иркутская, Свердловская области и др.).
Вместе с тем, в структуре нарушений отдельных положений Правил наибольший удельный вес по-прежнему имеет недостаточность информирования пациентов об условиях медицинского обслуживания как при предоставлении платных медицинских услуг, так и при оказании бесплатной медицинской помощи.
Практически на прежнем ненадлежащем уровне, как и в 2008 году, осталось исполнение медицинскими учреждениями пункта 11 Правил об обязательности оформления договоров при предоставлении платных медицинских услуг (в 2008 году нарушения выявлены в 32 субъектах Российской Федерации, в 2009 году - в 35), а также пункта 13 Правил, устанавливающего право пациента на медицинскую помощь надлежащего качества (в 2008 году - 13, в 2009 году - 13 субъектов Российской Федерации).
Одновременно Росздравнадзор отмечает ухудшение исполнения медицинскими учреждениями, предоставляющими платные медицинские услуги населению, обязательных требований Правил. В частности, увеличилось количество нарушений по:
- обеспечению соответствия предоставляемых платных медицинских услуг населению требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации (пункт 5 Правил) - в 4 раза: в 2008 году - 4, в 2009 году - 16 субъектов Российской Федерации (Владимирская, Вологодская, Новгородская, Орловская области и др.);
- ведению раздельного статистического и бухгалтерского учета и отчетности по основной деятельности и платным медицинским услугам (пункт 7 Правил) - в 6 раз: в 2008 году - 2, в 2009 году - 12 субъектов Российской Федерации (республики Кабардино-Балкарская, Карелия, Астраханская, Вологодская области и др.);
- установлению цен на медицинские услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 9 Правил) - в 2 раза (в 2008 году - 8, в 2009 году - 16 субъектов Российской Федерации (Кабардино-Балкарская Республика, Архангельская, Костромская, Курская области и др.).
В 2009 году негативные тенденции в сфере предоставления платных медицинских услуг населению отмечены в Пермском крае, Кабардино-Балкарской Республике, Архангельской, Вологодской, Костромской, Курской и Сахалинской областях и других субъектах Российской Федерации.
Росздравнадзор обращает внимание на то, что несоблюдение учреждениями здравоохранения одного из пунктов Правил является нарушением лицензионного требования, изложенного в подпункте "и" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года N 30), и основанием для оформления органами государственного контроля (надзора) протокола об административном правонарушении.
С учетом изложенного, в 2010 году работа по контролю за соблюдением Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, как в части соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий, так и в части соответствия качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам, должна быть обеспечена по следующим направлениям:
1. Доведение до граждан доступной и достоверной информации, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.
2. Детальное рассмотрение жалоб граждан по вопросам взимания денежных средств за оказанную медицинскую помощь и принятие мер по результатам их рассмотрения.
3. Изучение обоснованности выдачи соответствующим органом управления здравоохранения специальных разрешений медицинским учреждениям на предоставление ими платных медицинских услуг населению.
4. Усиление контроля за соблюдением Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями.
5. Соблюдение положений статьи 43 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Росздравнадзор обращает особое внимание:
отсутствие информации о порядке организации оказания различных видов медицинской помощи на всех ее уровнях на информационных стендах, сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций, недостаток знаний руководства медицинского и персонала учреждений здравоохранения по вопросу обеспечения преемственности на всех этапах лечебно-диагностического процесса приводит к ограничению конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь.
Врио руководителя |
Е.А. Тельнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проанализирована информация о соблюдении правил предоставления платных медицинских услуг населению в 2009 г.
В этом году региональные управления Роспотребнадзора провели более 1 300 проверок учреждений здравоохранения, в том числе оказывающих высокотехнологичную медпомощь.
Уменьшилось число регионов, в учреждениях которых выявлены типичные ошибки. Улучшилась ситуация в Республике Дагестан, Ленинградской, Новосибирской, Тюменской областях, в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах и в других субъектах.
Однако до сих пор пациенты недостаточно информированы об условиях медобслуживания, в том числе платного. Ухудшилась ситуация по обеспечению соответствия предоставляемых услуг установленным требованиям.
В связи с этим решено усилить контроль за предоставлением платных медицинских услуг, довести до граждан доступную информацию о порядке их оказания.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 5 апреля 2010 г. N 04И-306/10 "О соблюдении Правил предоставления платных медицинских услуг в Российской Федерации в 2009 году"
Текст письма официально опубликован не был