город Москва |
|
18 сентября 2017 г. |
Дело N А40-215545/16-92-1877 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Мистраль алко": Маликовой А.В. (дов. N 25 от 19.01.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФТС России: Шамиловой Е.Н. (дов. N 15-49/113-16д от 02.12.2016 г.);
от третьего лица Центральной акцизной таможни: Ермолиной А.В. (дов. N 05-23/05790 от 04.04.2017 г.);
рассмотрев 12 сентября 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной таможенной службы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2017 г.,
принятое судьей Аксеновой Е.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2017 г.,
принятое судьями Каменецким Д.В., Поташовой Ж.В., Цымбаренко И.Б.,
по делу N А40-215545/16-92-1877
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мистраль алко" (ОГРН 1107746314686; 107061, г. Москва, ул. Преображенский вал, д. 1, стр. 1)
к Федеральной таможенной службе (121087; г. Москва, ул. Новозаводская, д. 11/5)
о признании недействительным решения,
третье лицо: Центральная акцизная таможня,
УСТАНОВИЛ: 14 апреля 2014 г. обществом с ограниченной ответственностью "Мистраль алко" (далее - ООО "Мистраль алко", общество, заявитель) на таможенный пост Алабинский Центральной акцизной таможни была подана декларация на товары N 10009020/140414/0005855, по которой задекларирован товар N 1 "вино виноградное натуральное ординарное тихое сортовое столовое красное сухое "Брояница Вранац", крепостью 11 %, в количестве 2 400 картонных коробок по 6 стеклянных бутылок, емк. 0,75 л., всего бутылок 14 400 шт., изготовитель "A.D. VINO ZUPA". Страной происхождения заявлена Республика Сербия.
В подтверждение происхождения товара заявителем вместе с декларацией на товары представлен сертификат о происхождении товаров формы СТ-2 от 01 апреля 2014 г. номер бланка N 1071178.
Выпуск товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой был произведен без предоставления режима свободной торговли.
13 февраля 2015 г. на основании представленного заявителем сертификата о происхождении товаров формы СТ-2 от 01 апреля 2014 г. Центральной акцизной таможней (далее - ЦАТ, таможенный орган, третье лицо) принято решение N 10009000/15-22/4 о восстановлении тарифных преференций в отношении товара N 1, задекларированного по ДТ N10009020/140414/0005855.
16 февраля 2015 г. в связи с восстановлением преференциального режима Центральной акцизной таможней вынесено решение N 11 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, в соответствии с которым заявителю надлежало представить корректировку декларации на товары.
Корректировка была представлена в ЦАТ 26 февраля 2015 г.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 148 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенным органом был произведен возврат заявителю излишне уплаченной таможенной пошлины в размере 157 076 руб. 05 коп. и НДС в размере 28 273 руб. 69 коп.
16 августа 2016 г. Федеральной таможенной службой России (далее - ФТС России, ответчик) в порядке ведомственного контроля принято решение N 10000000/160816/07 об отмене решения ЦАТ о предоставлении тарифных преференций, в обоснование которого указано, что графа 12 сертификата о происхождении товаров по форме СТ-2, представленного заявителем, заполнена с нарушением требований к ее заполнению, поскольку не содержит сведения о наименовании и адресе компетентного органа Республики Сербия, уполномоченного выдавать сертификаты о происхождении товаров.
13 сентября 2016 г. ЦАТ были приняты решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций N 10009000/15-22/158 и решение N 76 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, подтверждающие отмену тарифных преференций в отношении товара, задекларированного по декларации на товары N 10009020/140414/0005855.
На основании указанных решений ЦАТ выставлено требование N 10009000/446 от 03 октября 2016 г. об уплате таможенных платежей в размере 235 690 руб. 73 коп., в том числе, таможенной пошлины в размере 157 076 руб. 05 коп., НДС в размере 28 273 руб. 69 коп., а также пени в размере 50 340 руб. 99 коп. за период с 15 апреля 2014 г. по 03 октябрь 2016 г.
05 октября 2016 г. заявитель произвел оплату в размере 235 690 руб. 73 коп.
Считая свои права нарушенными, ООО "Мистраль алко" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной таможенной службе России о признании недействительным решения от 16 августа 2016 г. и обязании ФТС России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата обществу излишне уплаченных таможенных платежей в размере 235 690 руб. 73 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Центральная акцизная таможня.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2017 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ФТС России просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Мистраль алко" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от Центральной акцизной таможни не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ФТС России поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Мистраль алко" возражал против ее удовлетворения кассационной жалобы. Представитель Центральной акцизной таможни согласился с доводами кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) к льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции.
Во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, производится определение страны происхождения товаров (часть 2 стать 58 ТК ТС).
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза.
При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (часть 1 статьи 58 ТК ТС).
В силу пункта 2 статьи 59 ТК ТС документами, подтверждающими страну происхождения товаров, является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (часть 1 статьи 61 ТК ТС).
Пунктом 2 статьи 74 ТК ТС предусмотрено, что тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации.
Между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославия 28 августа 2000 г. подписано Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией, к которому 22 июля 2011 г. подписан Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли (далее - протокол).
На основании указанных международных актов ФТС России издан приказ от 31 октября 2011 г. N 2223 "О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии", пунктом 1 которого предписано не применять с 22 июля 2011 г. ввозную пошлину в отношении товаров, происходящих из Республики Сербия и ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках соглашения.
Пунктом 5 приказа ФТС России от 31 октября 2011 г. N 2223 предусмотрено, что для контроля правильности определения страны происхождения товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения, используются Правила определения страны происхождения товаров, содержащиеся в Приложении N 3 к протоколу (далее - Правила).
Условия предоставления режима свободной торговли определены статьей 8 Правил. В соответствии с данной нормой товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также если: 1) товар вывозится (ввозится) на основании договора (контракта) между резидентом государства одной Стороны и резидентом государства другой Стороны; 2) в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2, являющийся неотъемлемой частью Правил, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), приведенными в статье 12 Правил; 3) соблюдается условие прямой поставки товаров, подтвержденное документами; 4) государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Правил.
Таким образом, предоставление в таможенный орган страны ввоза надлежаще оформленного сертификата происхождения товаров (документа, свидетельствующего о стране происхождения товара и выданного органом (организацией), уполномоченным государством одной из Сторон в соответствии с его законодательством) является обязательным условием предоставления тарифных преференций.
Согласно пункту 1 статьи 11 Правил уполномоченные органы Сторон обмениваются образцами бланков сертификатов, оттисков печатей органов, уполномоченных в соответствии с законодательством государств Сторон удостоверять и (или) выдавать сертификаты происхождения товаров, информацией о наименованиях и адресах таких уполномоченных органов, а также органов, уполномоченных верифицировать сертификаты и декларации о происхождении товаров (в случае, если такие органы предусмотрены).
Образцы оттисков печатей должны быть оригинальными и четкими, чтобы позволить провести их однозначную идентификацию на предмет подлинности.
Уполномоченные органы Сторон незамедлительно информируют друг друга в случае любых изменений указанной информации.
Без представления указанной в пункте 1 настоящей статьи информации и (или) в случае представления информации, не соответствующей требованиям, изложенным в пункте 1 настоящей статьи, режим свободной торговли в отношении ввозимых товаров не предоставляется (пункт 2 настоящей статьи).
Статьей 61 ТК ТС предусмотрено, что сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций (часть 4 статьи 61 ТК ТС).
В соответствии со статьей 62 ТК ТС в случае, если стране происхождения товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза предоставляется документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В силу части 1 статьи 63 ТК ТС при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи.
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (часть 5 статьи 61 ТК ТС).
Из положений вышеуказанных правовых норм следует, что целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций.
Статьей 11 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных протоколом от 22 июля 2011 г., регламентирован порядок административного сотрудничества уполномоченных органов Российской Федерации и Правительство Республики Сербии.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 11 в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности представленных декларантом документов, последний вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений.
При этом статьей 13 Правил предписано, что в случае, если в течение 6 месяцев с даты направления указанного запроса не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара, таможенный орган отказывает декларанту в предоставлении режима свободной торговли.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует положениям таможенного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку представленный таможенному органу сертификат от 01 апреля 2014 г. N 45047/С1/3761/2014 содержит всю необходимую информацию для подтверждения факта происхождения товара из конкретной страны.
Судами также принято во внимание, что таможенным подразделением Крушевац офисом Крушевац осуществлено подтверждение по запросу экспортера о том, что таможенным документом N 45047/ИЗ1/3761/2014 от 01 апреля 2014 г. выполнено экспортное таможенное оформление отправления экспортера для получателя товара Компании "Мистраль алко", город Москва.
Принимая во внимание ответ уполномоченного органа Республики Сербия от 04 октября 2016 г., суды пришли к выводу о том, что в данном случае сертификат не может быть признан недействительным лишь по тем основаниям, что в нем не указан адрес и наименование уполномоченного органа, при отсутствии иных нарушений в оформлении и заполнении представленного обществом сертификата.
Страна происхождения ввезенных товаров по существу таможенным органом не оспаривается.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что графа 12 сертификата о происхождении товара содержит штамп, печать, подпись, дату, из которых усматривается наименование государства и государственного органа.
Выводы судов соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на положениях действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2017 г. по делу N А40-215545/16-92-1877 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной таможенной службы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.