г. Москва |
|
01 декабря 2017 г. |
Дело N А40-15466/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Завирюха Л.В., Хвостовой Н.О.,
при участии в заседании:
от акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" Луценко Е.В., доверенность от 30.07.2017,
от Министерства финансов Российской Федерации Белицкая В.Е., доверенность от 21.06.2017 N 01-10-08/38,
от Федерального агентства железнодорожного транспорта Никанорова А.В., доверенность от 27.12.2016 N 86/16/УУП,
рассмотрев 27 ноября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
на решение от 15 мая 2017 года Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Исканиным Д.В.,
на постановление от 14 августа 2017 года Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Юрковой Н.В., Елоевым А.М., Сазоновой Е.А.,
по иску акционерного общества "Федерального пассажирская компания"
к Министерству финансов Российской Федерации и Федеральному агентству железнодорожного транспорта
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - истец, АО "ФПК") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации и Федеральному агентству железнодорожного транспорта о взыскании убытков в размере 1 103 215 976 руб. 90 коп.
Решением от 15 мая 2017 года Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением от 14 августа 2017 года Девятого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем просит отменить решение от 15 мая 2017 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 14 августа 2017 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Представитель истца в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представители ответчиков возражали против удовлетворения кассационной жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что названные судебные акты должны быть оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "ФПК", являясь публичным перевозчиком, осуществляет перевозку пассажиров по регулируемым государством тарифам в плацкартных и общих вагонах.
Тарифы на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах железнодорожным транспортом общего пользования регулируются государством и установлены ниже экономически обоснованного уровня.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" N 17-ФЗ от 10 января 2003 года потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения потерь в доходах определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2007 года N 207 установлено, что компенсация потерь в доходах перевозчика осуществляется путем предоставления субсидий. Данным постановлением Правительство РФ определило потери в доходах перевозчика как разницу между экономически обоснованным уровнем тарифа и доходами, полученными в результате применения тарифов, установленных государством.
Полномочия по определению экономически обоснованного уровня тарифов были переданы Федеральной службе по тарифам. Общие требования к определению экономически обоснованного уровня тарифов на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах определены пунктом 2 Положения о порядке предоставления субсидий - экономически обоснованный тариф определяется на основе себестоимости перевозок и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность перевозок.
Порядок определения экономически обоснованного уровня тарифов определен Методическими указаниями по вопросу государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования - Приложение к Приказу Федеральной службы по тарифам от 26 июля 2011 года N 171-т/3.
На основании данных нормативных актов Приказом ФСТ от 23 апреля 2013 N 82-т/1 был определен экономически обоснованный уровень тарифов на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах. Экономически обоснованный тариф определяется путем установления корректирующих коэффициентов к действующим тарифам. В 2013 году размер таких коэффициентов составил 1,260 при перевозке пассажиров в плацкартных вагонах, 1,877 при перевозке пассажиров в общих вагонах.
Постановлением Правительства N 207 от 7 апреля 2007 года определено, что компенсация потерь в доходах перевозчика от государственного регулирования тарифов осуществляется путем предоставления субсидий. Вместе с тем, данное Постановление предполагает, что субсидии могут быть предоставлены лишь в объеме денежных средств предусмотренных на данные цели федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год.
Общий объем потерь в доходах АО "ФПК" от перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах в 2013 году составил 24 342 111 576 руб. 09 коп. Расчет составлен на основании сведений АСУ "Экспресс" о количестве реализованных проездных документов в плацкартных и общих вагонах АО "ФПК".
В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ N 207 от 07 апреля 2007 года Федеральным агентством железнодорожного транспорта и АО "ФПК" заключен Договор N ФПК-13-70/81д. Всего в 2013 году АО "ФПК" были предоставлены субсидии на компенсацию потерь в доходах от государственного регулирования тарифов на сумму 23 238 895 600 руб. Невозмещенными остались потери в доходах на сумму 1 103 215 976 руб. 90 коп.
Исковые требования ОАО "ФПК" мотивированны неисполнением обязательств по компенсации в полном объеме потерь перевозчика от государственного регулирования тарифов и в соответствии с пунктом 6.2 договора на предоставление субсидий.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суда первой и апелляционной инстанций руководствуясь положениями статей 15, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", исходили из того, что заключенный между АО "ФПК" и Федеральным агентством железнодорожного транспорта заключен договор N ФПК-13-70/81д исполнен надлежащим образом, предоставление субсидии в размере, полученном истцом, было предусмотрено в федеральном бюджете на 2013 год, при этом, поскольку федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, заявленные АО "ФПК" в рамках настоящего дела исковые требования по своему содержанию направлены на изменение неустановленным способом федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку при рассмотрении дела, суды исследовали и оценили все представленные доказательства, установили все обстоятельства, установление которых необходимо для правильного разрешения спора, правильно применили нормы материального и процессуального права и приняли законные и обоснованные судебные акты.
Доводы жалобы по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судом, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Другая оценка заявителем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной судами при рассмотрении дела судебной ошибки.
Таким образом, кассационную жалобу надлежит оставить без удовлетворения, а вынесенные по делу судебные акты - без изменения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 мая 2017 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2017 года по делу N А40-15466/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
Л.В. Завирюха |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.