г. Москва |
|
04 декабря 2017 г. |
Дело N А40-24227/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.
Дунаевой Н.Ю., Красновой СВ.
при участии в заседании:
от Администрации г. Хабаровска - не явился, уведомлен от Минобороны России - Ходова М.А., дов. от 23.03.2017 N 212/2/501
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Хабаровска на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 июня 2017 года, принятое судьей Михайловой Е.В., и постановление от 22 сентября 2017 года, Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Поташовой Ж.В., Бекетовой И.В., Каменецким Д.В.,
по заявлению Городского округа "Город Хабаровск" в лице Администрации г. Хабаровска
к Минобороны России
о признании недействительным Приказа,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Хабаровска (далее - Администрация, Заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Минобороны России о признании недействительным Приказа заместителя Министра обороны РФ N 852 от 09.09.2015 "О передаче объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность городского округа "Город Хабаровск" (далее - Приказ).
Заявление мотивировано тем, что оспариваемый правовой акт не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2017, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель -Администрация г. Хабаровска обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам. Заявитель указывает на то, что в нарушение требований законодательства, при принятии оспариваемого приказа не была достигнута соответствующая договоренность, не была учтена необходимость согласованных действий между органом местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти РФ; передаваемые автомобильные дороги не являются дорогами общего пользования и не предназначены для общего использования.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы заявителя - Администрации г. Хабаровска опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика возражал против доводов кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, которые на основании ст. 279 АПК РФ приобщены к материалам дела, просил решение и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Заявитель, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя, явившегося в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из представленных доказательств, приказом предписано обеспечить прекращение права оперативного управления федерального казенного учреждения Минобороны России "Дорожный эксплуатационный участок N 16" (ИНН 2804010789, ОГРН 104280011869, в настоящее время правопреемник: ФКУ "Восточное управление дорожного хозяйства" Минобороны России, далее - Учреждение) на объекты недвижимого имущества и передать из федеральной собственности в муниципальную собственность городского округа "Город Хабаровск" имущество, указанное в приложении к настоящему приказу (далее - Имущество): - автомобильную дорогу к в/ч 74060, протяженностью 490 м с кадастровым номером 27:23:0000000:28094, расположенную по адресу: г. Хабаровск, автомобильная дорога в/ч 74060 нос. Красная речка; - автомобильную дорогу к в/ч 55472, протяженностью 800 м. с кадастровым номером 27:23:0000000:28090, расположенную по адресу: г. Хабаровск, автомобильная дорога в/ч 55472 нос. Красная речка; - автомобильную дорогу к в/ч 30593, протяженностью 200 м с кадастровым номером 27:23:0000000:28095, расположенную по адресу: г. Хабаровск, автомобильная дорога в/ч 30593; - автомобильную дорогу, протяженностью 229 м с кадастровым номером 27:23:0000000:28101, расположенную по адресу: г. Хабаровск, вдоль по ул. Ухтомского до КПП в/ч 59313 - 12; - автомобильную дорогу, протяженностью 500 м с кадастровым номером 27:23:0000000:28091, расположенную по адресу: г. Хабаровск, от Восточного ш. до КПП в/ч 22669.
Администрация считает, что приказ противоречит действующему законодательству и указывает на то, что не выражала свое согласие на прием в муниципальную собственность автомобильных дорог; при принятии Приказа не достигнута соответствующая договоренность, не учтена необходимость согласованных действий между органом местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации; в нарушение п. 4 статьи 3 Федерального закона N 423-ФЗ от 08.12.2011 г. "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 423-ФЗ) решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества должно содержать, в том числе сведения о земельных участках, на которых расположены передаваемые объекты; до принятия решения о передаче имущества Минобороны России должно обеспечить образование земельного участка или земельных участков, занятых объектами, проведение кадастровых работ в отношении такого земельного участка или таких земельных участков, а также представление в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документов, необходимых для постановки такого земельного участка или таких земельных участков на государственный кадастровый учет. Заявитель указывает, что передаваемые автомобильные дороги не являются дорогами общего пользования.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из следующего.
При передаче высвобождаемого имущества согласно положению части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, а также порядку, определенному статьей 8 ФЗ N 423-ФЗ и статьями 1-3 настоящего Федерального закона, на передающую сторону не возложена обязанность привести передаваемое имущество в определенное техническое состояние или в дальнейшем финансировать его текущий и капитальный ремонт. Передача недвижимого имущества осуществляется по фактическому состоянию. Автомобильные дороги используются как автомобильные дороги общего пользования неограниченным кругом лиц в интересах города Хабаровска, находятся в границах города Хабаровска.
Военное имущество передается в муниципальную собственность безвозмездно независимо от его технического состояния, кадастровые и иные идентифицирующие признаки объекта недвижимости указываются в решении (приказе) только в тех случаях, когда осуществлена государственная регистрация прав передающей стороны, в остальных случаях объекты недвижимости описываются так же, как и состояли на учете в органе федеральной власти.
Согласно Федеральному закону от 08.12.2011 N 423-ФЗ, объекты недвижимого имущества передаются при наличии той документации, которая имеется на момент принятия решения о передаче.
Учитывая изложенное, техническое состояние передаваемого имущества не является основанием отказа, фактически дороги используются для проезда неограниченным кругом лиц, что следует из материалов дела, подтверждено представителем ответчика в суде апелляционной инстанции.
Все земельные участки, по которым проходит дорога, прошли кадастровый учет.
Право оперативного управления Учреждения на имущество прекращено 24.04.2017 г. (уведомления N 28/101/004/2017-166, N 28/101/004/2017-165, 28/101/004/2017-164, N 28/101/004/2017-163, N 28/101/004/2017-167).
Администрация в документах переписки с Учреждением с 04.07.2014 по 11.08.2014 не указывала на то, что спорные автомобильные дороги не являются автомобильными дорогами общего пользования.
Спорные автомобильные дороги пролегают вдоль территорий жилых многоэтажных и одноэтажных домов, окружены гаражами, не являющимися имуществом Вооруженных Сил, дорогами пользуется неограниченный круг лиц.
Ограничения проезда отсутствуют, что подтверждается фотографиями.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П указано, что при осуществлении правового регулирования разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления должен быть соблюден принцип соразмерности финансово-экономических ресурсов местного самоуправления предоставленным ему полномочиям. Это определяется тем, что местный бюджет не существует изолированно, - он является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Передаваемые автомобильные дороги предназначены для решения вопросов местного значения города Хабаровска, так как передаваемые объекты недвижимого имущества (автомобильные дороги общего пользования местного значения) используемые в интересах неограниченного круга лиц.
В силу положений ч. 4, 9 ст. 5, ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" как автомобильные дороги, которые исключаются из утвержденных соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (Министерством обороны Российской Федерации) Перечней автомобильных дорог необщего пользования Минобороны России, передаются в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации, что еще раз подтверждается необходимостью передачи автомобильных дорог в муниципальную собственность города Хабаровска, поскольку данные автомобильные дороги относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, расположены в границах города и используются неограниченным кругом лиц.
Факт использования автомобильных дорог неограниченным кругом лиц подтверждается также результатами проведенных совместно со специалистами отраслевых отделов Администрации осмотров.
В материалы дела представлены Акты обследования автомобильных дорог в 2014 году, фото с места их расположения и позиция Администрации, выраженная по результатам обследования, о готовности приема спорных автомобильных дорог в муниципальную собственность города Хабаровска (исх. письма от Администрации от 04.07.2014 г. N 1.1.35-3748, от 11.08.2014 г. исх. N 1.1.35-3748), схемы расположения дорог по данным кадастровых паспортов.
В соответствии с частью 5 статьи 16 и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество (которым являются передаваемые дороги), предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, к которым относится дорожная деятельность.
Согласно положениям части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ при принятии Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность городского округа "Город Хабаровск" (Приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 09.09.2015 г. N 852 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городского округа "Город Хабаровск") учтено волеизъявление органа местного самоуправления (исх. N 1.1.35-3748 от 11.08.2014 г.) на передачу имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, поскольку решение (позиция) о принятии дорог Администрацией принято после обследования спорных автомобильных дорог (исх. N 1.1.35-3748 от 11.08.2014 г.).
Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ по разграничению полномочий между федеральными органами власти и органами местного самоуправления предусмотрено, что автомобильные дороги, исключенные из перечня автомобильных дорог необщего пользования, утвержденного Министерством обороны Российской Федерации, как утратившие значение для безопасности страны и обороны и используемые неограниченным кругом лиц и находящиеся на территории города Хабаровска, передаются безвозмездно в муниципальную собственность городского округа "Город Хабаровск". Таковыми автомобильными дорогами являются выше названные объекты недвижимого имущества.
Организация работ по оптимизации сети автомобильных дорог проводилась Департаментом имущественных отношений Минобороны России во взаимодействии с Правительством Хабаровского края, что подтверждается обращением Департамента имущественных отношений МО РФ к Правительству Хабаровского края от 22.05.2014 года N 141/М1729 и письмом Администрации города Хабаровска к ФКУ "ДЭУ N 16" от 04.07.2014 года N 1.1.35-3748 (копии прилагаются).
После принятия (вынесения) определений КС РФ от 07.12.2006 N 542-0 и от 04.12.2007 N 828-О-П в ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ были внесены изменения.
В силу ст. 6 Закона N 423-ФЗ часть 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ была дополнена абзацем, согласно которому порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, земельных участков, находящихся в границах военных городков устанавливается федеральным законом.
Судами установлено изъятие правоотношений, возникших в ходе передачи из федеральной в муниципальную собственность военного недвижимого имущества, из сферы действия и применения Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2011 г. N 423-ФЗ, если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 г. N 423-ФЗ установлено, что решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Оспариваемый приказ вынесен в соответствии с Законом, который является специальной нормой, применимой к спорным правоотношениям. Законом предусмотрен упрощенный порядок передачи недвижимого имущества, согласие органа местного самоуправления в данном случае не является обязательным условием.
При наличии изложенных обстоятельств суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемый акт является обоснованным, не нарушает нормы действующего законодательства, а также права и законные интересы заявителя.
Вместе с тем, в настоящее время со стороны муниципального образования города Хабаровска не обеспечено принятие дорог к бюджетному учету имущества казны муниципального образования, которое осуществляется в соответствии с приказом Министерства Финансов РФ от 01.12.2010 N 157-Н "Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению", приказом Министерства Финансов РФ от 06.12.2010 N 162-Н "Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению", согласно которым прием имущества осуществляется путем отражения в составе бухгалтерского баланса соответствующей администрации муниципального образования.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, суды пришли к обоснованному выводу, что оспариваемый Приказ заместителя Министра обороны России N 852 от 09.09.2015 "О передаче объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность городского округа "Город Хабаровск" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 июня 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2017 года по делу N А40-24227/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Нечаев |
Судьи: |
Н.Ю. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.