город Москва |
|
19 декабря 2017 г. |
Дело N А40-35075/17-149-341 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Траст-Инвест": Тер-Степаняна А.А. (дов. N 058/09-06-2017 от 09.06.2017 г.), Маркина В.М. (дов. N 04/08-юр от 04.08.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента культурного наследия города Москвы: Величко В.В. (дов. N ДКН-16-37-63/7 от 28.08.2017 г.);
от третьего лица Правительства Москвы: Величко В.В. (дов. N 4-47-1582/7 от 12.10.2017 г.);
от третьего лица Департамента городского имущества города Москвы: не явились, извещены;
рассмотрев 12 декабря 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Траст-Инвест"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29 мая 2017 г.,
принятое судьей Кузиным М.М.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2017 г.,
принятое судьями Бекетовой И.В., Поташовой Ж.В., Москвиной Л.А.,
по делу N А40-35075/17-149-341
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Траст-Инвест" (ОГРН 1027739640510; 105066, г. Москва, ул. Ольховская, д. 23)
к Департаменту культурного наследия города Москвы (115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 19)
о признании недействительным акта, предписания,
третьи лица: Правительство Москвы; Департамент городского имущества города Москвы,
УСТАНОВИЛ: 18 ноября 2016 г. первым заместителем руководителя - главным инспектором в области государственной охраны объектов культурного наследия С.М. Мирзояном издано распоряжение N 543 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью "Траст-Инвест" (далее - ООО "Траст-Инвест", заявитель, общество), пунктом 4 которого установлено, что настоящая проверка проводится в целях: оценки соответствия деятельности ООО "Траст-Инвест" требованиям, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия), другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города Москвы в области охраны объектов культурного наследия; оценки полноты и своевременности проведения мероприятий (принятия мер) по обеспечению сохранности объекта культурного наследия регионального значения "Клуб фабрики "Свобода", 1927 - 29 гг., арх. К.С. Мельников по адресу: 127015, г. Москва, ул. Вятская, д. 41А (далее - объект) на основании служебной записки Управления выдачи разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия Департамента от 18 ноября 2016 г., содержащей информацию о невыполнении условий разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N ДКН-09789-2014, а также возникновения угрозы причинения и (или) причинения вреда объекту, в целях предупреждения и устранения нарушений законодательства Российской Федерации и города Москвы в области охраны объектов культурного наследия.
По итогам проведенной проверки Департаментом культурного наследия города Москвы (далее - Мосгорнаследие, ответчик) 25 ноября 2016 г. составлен акт N В291/2016-543/16А и выдано предписание N В291/2016-543/16П.
В ходе проведения документарной проверки Мосгорнаследием были выявлены факты нарушений обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия со стороны ООО "Траст-Инвест", в том числе отсутствие проектной документации на проведение работ по сохранению объекта, разработанной в соответствии с действующим законодательством, согласованной в установленном порядке, что является нарушением пункта 1 статьи 45 Закона об объектах культурного наследия.
Данным предписанием обществу предписано устранить выявленные нарушения обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия в срок до 3 февраля 2017 г.
Считая свои права нарушенными, ООО "Траст-Инвест" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту культурного наследия города Москвы о признании незаконными акта N В291/2016-543/16А и предписания N В291/2016-543/16П от 25 ноября 2016 г. в части выводов о том, что согласованная проектная документация отсутствует.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 мая 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2017 г., производство по делу в части требования о признании незаконным акта N В291/2016-543/16А от 25 ноября 2016 г. прекращено. В удовлетворении требования о признании незаконным предписания N В291/2016-543/16П от 25 ноября 2016 г. отказано.
В кассационной жалобе ООО "Траст-Инвест" просит об отмене принятых по делу судебных актов в части требования о признании незаконным предписания в части выводов, содержащихся в абзаце 1 на стр. 2 о том, что согласованная проектная документация отсутствует и требование по согласованию с Мосгорнаследием проектной документации на проведение работ по реставрации и приспособлению объекта к современному использованию и его представлению в Мосгорнаследие, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на наличие согласованной проектной документации.
Отзывы на кассационную жалобу от ответчика и третьих лиц не поступили.
В судебном заседании представитель ООО "Траст-Инвест" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Департамента культурного наследия города Москвы и Правительства Москвы возражал против ее удовлетворения.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 4 статьи 11 Закона об объектах культурного наследия к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия в части организации и проведения проверок юридических лиц применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Порядок проведения проверок определен Административным регламентом исполнения Департаментом культурного наследия города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2015 г. N 958-ПП (далее - Регламент).
Статьей 17 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
- выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
- принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений,
- их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Аналогичная обязанность предусмотрена пунктом 1.7.2 Регламента.
Из пункта 1 статьи 45 Закона об объектах культурного наследия следует, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 данной статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 Регламента действие разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия приостанавливается в случае выявления при исполнении государственной функции нарушений, указанных в пункте 11 Порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации N 2625 от 21 октября 2015 г. (далее - Порядок).
Отказывая в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным предписания Департамента культурного наследия города Москвы N В291/2016-543/16П от 25 ноября 2016 г., суды исходили из тех обстоятельств, что предписание в оспариваемой части соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта правопредшественника Департамента - Главного управления охраны памятников города Москвы от 14 апреля 2005 г. N 16-03/59 Департаментом было отозвано письмом от 6 ноября 2014 г. N ДКН-16-37-535/4, которое не оспорено заявителем.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Ссылки в кассационной жалобе на судебные акты, принятые по спорам между ООО "Траст-Инвест" и Департаментом культурного наследия города Москвы, подлежат отклонению, поскольку они приняты при иных фактических обстоятельствах.
Довод кассационной жалобы о том, что ООО "Траст-Инвест" не получало от Мосгорнаследия письмо от 06 ноября 2014 г. N ДКН-16-37-535/4 об отзыве согласования, не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку указанное письмо не является предметом спора по настоящему делу. При этом вывод суда о том, что указанное письмо не было обжаловано сделан исходя из фактических данных.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 мая 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2017 г. по делу N А40-35075/17-149-341 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Траст-Инвест" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.