г. Москва |
|
26 декабря 2017 г. |
Дело N А40-83647/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Шевченко Е. Е., Кузнецова В. В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Розоренова И.М. по доверен. от 20.12.2016,
рассмотрев 21 декабря 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 16.06.2017
Арбитражный суд города Москвы,
принятое судьей Аксеновой Е. А.,
на постановление от 19.09.2017
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Поповым В. И., Мухиным С. М., Яковлевой Л. Г.,
по заявлению ГУП МО "Мособлгаз"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным отказа от 24.01.2017 N ДГИ-1-112374/16-1, обязании устранить допущенные нарушения
УСТАНОВИЛ: ГУП МО "Мособлгаз" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы (далее Департамент, заинтересованное лицо) от 24.01.2017 N ДГИ-1-112374/16-1 в предварительном согласовании предоставления 14 земельных участков на территории новой Москвы для строительства объектов газового хозяйства по заявлению ГУП МО "Мособлгаз" от 26.12.2016 N 7233 и представленным к нему документам.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.06.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017, заявленные требования удовлетворены.
Полагая заявление подлежащим удовлетворению, суд исходил из того, что оспариваемый заявителем отказ Департамента в предварительном согласовании предоставления земельного участка не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 39.14, 39.15) и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Департаментом подана кассационная жалоба, согласно которой заинтересованное лицо просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает, что судом не применены, подлежащие применению статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указывает, что во исполнение пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации издано постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов". Газопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, включены в пункт 6 данного перечня.
Департамент в обоснование доводов жалобы ссылается на пункт 31 Порядка размещения и установления на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП, согласно которому размещение объектов, указанных в пункте 5(1) настоящего порядка, осуществляется без оформления договора на размещение, разрешения (разрешения на использование земель или земельного участка). Пунктом 5 (1) Порядка установлено, что наряду с объектами благоустройства (элементами благоустройства территории), указанными в пункте 5 настоящего порядка, на территории города Москвы за счет внебюджетных источников могут размещаться, в том числе газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Заявитель жалобы указывает, что пунктом 1.4. постановления Правительства Москвы от 22.03.2016 N 108-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" установлено, что получение разрешения на строительство не требуется, в том числе, в случае: строительства и реконструкция сетей газопотребления, газораспределения в случаях, когда каждая из этих сетей предназначена для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 Мпа включительно.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, считается извещенным в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в его отсутствие.
Заявитель возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными. Письменный отзыв на жалобу не представлен.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что на основании Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314, ГУП МО "Мособлгаз" заключены публичные договоры о подключении: от 19.07.2016 N00/528-2308-16; от 22.09.2016 N00/756-К012-16; от 30.05.2016 N06/3073-1190-15; от 24.08.2015 N06/4556-2102-15; от 25.08.2015 N 06/4328-3024-15; от 19.10.2015 N06/5012-4105-15; от 28.09.2015 N06/5138-4266-15; от 07.10.2015 N06/5217-4352-15; от 12.10.2015 N06/5773-5169-15; от 14.10.2015 N06/5929-5419-15; от 21.03.2016 N06/701-582-16; от 27.10.2015 N06/6068-6042-15; от 18.01.2016 N06/88-7358-16; от 07.10.2015 N06/5405-4730-15.
В соответствии с указанными договорами ГУП МО "Мособлгаз" обязалось подключить объекты, указанные в договорах к сети газораспределения.
Для осуществления подключений жилых строений к сети газораспределения в рамках вышеуказанных договоров ГУП МО "Мособлгаз" обязалось построить газопроводы от сети газораспределения ГУП МО "Мособлгаз" до точек подключения (технологического присоединения) на границах земельных участков заявителей.
ГУП МО "Мособлгаз" обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления 14 земельных участков под строительство сетей газораспределения с целью дальнейшего заключения договоров аренды земельных участков на период строительства газопроводов.
Департамент письмом от 24.01.2017 N ДГИ-1-112374/16-1 отказал ГУП МО "Мособлгаз" в предварительном согласовании предоставления земельных участков, указав на то, что формирование и последующее предоставление земельных участков на территории г. Москвы для устройства сетей газопотребления и газораспределения давлением до 0,6 Мпа не требуется, а также, что размещение подземных линейных сооружений для размещения которых не требуется разрешение на строительство, производится на основании разрешения (ордера), выданного уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы - ОАТИ г. Москвы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N284-ПП "Об утверждении порядка оформления ордеров (разрешений) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в г. Москве".
Полагая, что отказ Департамента является незаконным и нарушает его права, ГУП МО "Мособлгаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 указанного Кодекса предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4.2.9 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, к полномочиям Департамента городского имущества города Москвы относится предварительное согласование предоставления земельного участка, а в пункте 4.2.2 Положения закреплено полномочие по заключению договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, территорий общего пользования), для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
Статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельных участков для строительства объектов трубопроводного транспорта.
Согласно пункту 8 статьи 90 указанного Кодекса земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов, предназначенных для обеспечения газоснабжения, предусмотрен статьями 39.6, 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации
предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Пунктом 3 статьи 39.36 указанного Кодекса предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Суды, принимая обжалуемые судебные акты, исходили из того, что правовым основанием оформления земельных участков на период строительства сетей газораспределения являлись нормы Земельного кодекса Российской Федерации о предварительном согласовании предоставления земельных участков (статьи 39.14, 39.15). При этом Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает исключений для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка в зависимости от давления газопровода.
Поскольку нормативных правовых актов, предусмотренных в пункте 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующих данные отношения принято не было, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Ссылка заявителя жалобы на пункт 31 Порядка размещения и установления на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП, в обоснование довода о том, что земельно-правовые отношения не подлежат оформлению для размещения газопроводов является несостоятельной, поскольку указанное постановление Правительства Москвы распространяется на объекты не капитального строительства, тогда как газопроводы, газораспределительные сети являются линейными объектами капитального строительства.
Суд, установив незаконность отказа Департамента в предварительном согласовании предоставления земельных участков, обоснованно и правомерно обязал Департамент устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ГУП МО "Мособлгаз", осуществив предварительное согласование предоставления 14 земельных участков на территории новой Москвы для строительства объектов газового хозяйства по заявлению ГУП МО "Мособлгаз" от 26.12.2016 N 7233, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.06.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 по делу N А40-83647/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
Е. Е. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.