Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Рекомендации по самооценке*
А.1 Введение
Самооценка - это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества. Самооценку обычно проводит высшее руководство организации. Цель самооценки заключается в предоставлении организации основанных на фактах рекомендаций, касающихся областей применения ресурсов для улучшения ее деятельности.
Самооценка может быть полезной при измерении достижений в сравнении с целями в области качества, а также для получения повторной оценки постоянного соответствия этим целям.
В настоящее время существует много моделей самооценки организаций по критериям системы менеджмента качества. Наиболее широко признанными и применяемыми моделями являются модели присуждения национальных и региональных премий по качеству, считающиеся также моделями превосходного качества организаций.
Метод самооценки обеспечивает простой и легкий способ установления уровня развития системы менеджмента качества организации и определения основных областей для улучшения.
Особенности метода самооценки по [1] позволяют:
- применять самооценку ко всей системе менеджмента качества или ее части, или к любому процессу;
- применять самооценку к организации в целом или ее части;
- быстро осуществлять самооценку за счет внутренних ресурсов;
- осуществлять самооценку многопрофильной группой или одним сотрудником организации при поддержке высшего руководства;
- формировать входные данные для всестороннего процесса самооценки системы менеджмента качества;
- определять и облегчать расстановку приоритетов возможностей для улучшения;
- способствовать развитию системы менеджмента качества в направлении уровня мирового класса.
Метод самооценки, изложенный в [1], предназначен для оценивания уровней развития системы менеджмента качества по каждому основному разделу [1] в соответствии со шкалой от 1 (отсутствует формализованная система) до 5 баллов (лучшие показатели в классе деятельности).
В настоящем приложении приведены рекомендации в виде типичных вопросов, которые может поставить организация для оценивания своей деятельности по каждому основному разделу [1].
Другое преимущество настоящего метода состоит в том, что результаты, контролируемые в течение длительного времени, могут быть использованы для получения оценки развития организации.
Такой подход к самооценке не заменяет внутренних аудитов системы менеджмента качества или использования существующих моделей присуждения премий по качеству.
А.2 Показатели уровней развития (зрелости)
Уровни развития деятельности организации, характерные для настоящего метода самооценки, приведены в таблице А.1.
Таблица А.1 - Уровни развития деятельности
Уровень развития |
Характеристика уровня |
Пояснение |
1 |
Нет формализованного подхода |
Систематический подход к проблемам отсутствует, нет результатов, результаты слабые или непредсказуемые |
2 |
Подход, основанный на реакции на проблемы |
Систематический подход, основанный на возникшей проблеме или коррекции; наличие минимальных данных о результатах улучшения |
3 |
Устоявшийся формализованный системный подход |
Систематический процессный подход, систематические улучшения на ранней стадии; наличие данных о соответствии целям и существовании тенденций улучшения |
4 |
Акцент на постоянное улучшение |
Применение процесса улучшения; хорошие результаты и устойчивые тенденции улучшения |
5 |
Лучшие показатели в классе деятельности |
Значительно интегрированный процесс улучшения; лучшие в классе деятельности результаты в сравнении с продемонстрированными достижениями |
______________________________
* Остальная часть настоящего приложения, представленная в [1]), удалена из настоящего стандарта преднамеренно (см. [1]), так как контрольный перечень вопросов по самооценке рекомендуется разрабатывать отдельно для каждого конкретного учреждения здравоохранения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.