г. Москва |
|
15 января 2018 г. |
Дело N А40-91169/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2018.
Полный текст постановления изготовлен 15.01.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей: Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Евромакс" - Белого К.М. (представителя по доверенности от 02.06.2017);
от Федеральной службы по труду и занятости - Ходаковской Ю.В. (представителя по доверенности от 30.12.2017);
рассмотрев в судебном заседании 10.01.2018 кассационную жалобу Федеральной службы по труду и занятости
на решение от 07.08.2017
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление от 13.10.2017
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марковой Т.Т., Лепихиным Д.Е., Румянцевым П.В.,
по делу N А40-91169/17
по заявлению ООО "Евромакс"
к Федеральной службе по труду и занятости
о признании незаконным действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Евромакс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральной службе по труду и занятости (далее также - контрольный орган), в котором просило:
- признать незаконным действия контрольного органа, выразившиеся в отказе в выдаче подтверждения целевого назначения товаров, ввозимых обществом на территорию РФ по контракту от 10.04.2015 Е/02, содержащемся в письме от 28.04.2017 N Т3/2286-2-3;
- обязать контрольный орган выдать обществу подтверждение целевого назначения товаров, ввозимых по вышеуказанному контракту.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.08.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2017, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Федеральная служба по труду и занятости просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неполное выяснение судами обстоятельств по делу, неправильное применение ими норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
До начала судебного разбирательства в материалы дела от общества поступил отзыв на кассационную жалобу с приложением доказательств его направления Федеральной службе по труду и занятости.
Представитель Федеральной службы по труду и занятости в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Отзыв приобщен к материалам дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества и административного органа, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, основным видом деятельности общества является оптовая торговля медицинскими изделиями, применяемыми в медицинских целях.
Между обществом и фирмой Ви Ем Джи Партнере (VMG Parthners Ltd Болгария) заключен контракт от 10.04.2015 Е/02 на поставку системы кохлеарной имплантации Cochlear Nucleus 5 и Cochlear Nucleus Freedom с принадлежностями, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации в соответствии с Инкотермс 2010.
Общество 13.04.2017 обратилось в Федеральную службы по труду и занятости с заявлением о выдаче подтверждения целевого назначения материалов и предметов для слепых и других лиц с физическими или умственными недостатками, ввозимых на территорию Российской Федерации, а именно: изделий медицинского назначения: системы кохлеарной имплантации Nucleus 5, имплант серии CI 500, модель CI 512 с принадлежностями в количестве 2.000 штук; звуковых процессоров Nucleus для систем кохлеарной имплантация с принадлежностями CP 810, CP 910, CP 920 в количестве 5.000 штук, предназначенных для обеспечения прогресса лиц с физическими недостатками (глухотой).
К заявлению обществом были приложены документы: заверенная копия вышеуказанного контракта, копия письма ФГБУН РНПЦ АиС ФМБА России от 03.04.2014 N 01-18/196, копия справки Минздрава от 23.09.2015 N 77-02/478, копия свидетельства о постановке на учет общества, копия выписки из ЕГРЮЛ от 17.04.2017 N 7731201701216950, заверенная копия регистрационного удостоверения N ФСЗ от 21.06.2010 N 02010/06997, заверенная копия декларации о соответствии от 10.12.2014 РОСС AU. АГ80. Д10991, заверенная копия регистрационного удостоверения от 22.03.2017 N РЗН N 2017/5516, заверенная копия декларации о соответствии от 29.03.2017 РОСС AU МГ11. Д02112, копия письма Роструда от 20.05.2015 N ТЗ/15153-2-3, копия письма Рособрнадзора от 25.03.2015 N 01-58-109/05-1738, копия письма Росздравнадзора от 06.04.2015 N 04-8458/15, копия письма ФТС России от 15.12.2016 N 05-17/64435, копия решения Арбитражного суда города Москвы от 15.12.2016 по делу N А40-201745/16. Вместе с этими документами обществом были представлены сведения: о перечне ввозимых товаров с указанием их полного наименования и количества, о реквизитах импортера и внешнеторгового контракта, в рамках которого будет производиться ввоз товаров, о назначении ввозимого товара и сфере его применения, о таможенном органе, в котором будут производиться таможенное декларирование.
Письмом от 28.04.2017 N ТЗ/2285-2-3 Федеральная служба по труду и занятости сообщила обществу о том, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1994 N 795 "О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и протоколу к нему" Федеральной службой по труду и занятости разработан Порядок выдачи подтверждений целевого назначения материалов и предметов для слепых и других лиц с физическими или умственными недостатками, ввозимых на территорию Российской Федерации, и, что вопрос о выдаче подтверждения будет рассмотрен при предоставлении документов и информации в полном объеме.
С этим письмом заявление общества и приложенные к нему документы возвращены обществу.
Расценив данный ответ Федеральной службой по труду и занятости как отказ в выдаче подтверждения целевого назначения товаров, общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Соглашением о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 17.06.1950 (далее - Соглашение), Протоколом к Соглашению от 26.11.1976 (далее - Протокол к Соглашению), Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1994 N 795 "О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протоколу к нему" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2005 N 709 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.1994 N 795" не облагаются таможенными пошлинами при ввозе предметы, специально предназначенные для образования, научного или культурного развития слепых и других лиц, страдающих физическими или умственными недостатками.
В силу пунктом 1 статьи 1 Соглашения и пункта 1 Протокола к Соглашению договаривающиеся Государства обязуются не взимать таможенных пошлин или других сборов при ввозе или в связи с ввозом: материалов просветительного, научного и культурного характера, перечисленных в Приложениях B, C, D и E к настоящему Соглашению, выпущенных в других Договаривающихся Государствах и отвечающих условиям, определенным в этих Приложениях, в частности все материалы, специально предназначенные для обеспечения прогресса слепых в области образования, науки и культуры, непосредственно ввозимые учреждениями или организациями, занимающимися слепыми и получившими разрешение компетентных органов страны - импортера на беспошлинный ввоз такого рода материалов. Все предметы, специально предназначенные для образования, трудовой деятельности и социального продвижения других лиц, страдающих физическими или умственными недостатками, непосредственно ввозимые учреждениями или организациями, занимающимися образованием или оказанием помощи этим лицам, получившими разрешение компетентных органов страны - импортера на беспошлинный ввоз этих предметов, при условии, что эквивалентные предметы в настоящее время не производятся в стране - импортере.
Согласно статье 34 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" порядок предоставления тарифных льгот, установленных настоящим Законом, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.1994 N 795 "О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протоколу к нему" постановлено Федеральной таможенной службе обеспечить таможенное оформление материалов, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения и Протокола, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, без взимания ввозных таможенных пошлин на основании подтверждений целевого назначения этих материалов, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 4 настоящего Постановления. Выдача подтверждений целевого назначения материалов, указанных в пункте 3 настоящего Постановления, осуществляется в порядке и по форме, которые согласованы с Федеральной таможенной службой.
Таким образом, в данном случае критерием для подтверждения целевого назначения товара является именно ввоз предметов, специально предназначенных для образования, трудовой деятельности и социального продвижения лиц, страдающих физическими или умственными недостатками, а также факт отсутствия производства эквивалентных товаров в настоящее время в Российской Федерации.
Органом, компетентным принимать решение от имени Российской Федерации об освобождении какого-либо товара от таможенных пошлин является Федеральная таможенная служба, которая на основании представленных в ее адрес документов принимает решение о соответствии организации-импортера условиям, предусмотренным Соглашением, в том числе, предоставление подтверждения целевого назначения ввозимого товара является лишь одним из условий освобождения организации-импортера от таможенных пошлин.
Из подпункта "г" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 795 и письма Федеральной таможенной службы от 25.01.2013 N 01-11/02711 следует, что на Федеральную службу по труду и занятости возложена функция по выдаче подтверждения о целевом назначении материалов в отношении товаров, указанных в приложении E к Протоколу.
В пункте (ii) Приложения Е к Протоколу указаны все предметы, специально предназначенные для образования, трудовой деятельности и социального продвижения других лиц, страдающих физическими или умственными недостатками, непосредственно ввозимые учреждениями или организациями, занимающимися образованием или оказанием помощи этим лицам, получившими разрешение компетентных органов страны - импортера на беспошлинный ввоз этих предметов, при условии, что эквивалентные предметы в настоящее время не производятся в стране - импортере
Таким образом, Федеральная служба по труду и занятости имеет полномочия на принятие решения о том, является ли товар, ввозимый на территорию Российской Федерации страной-импортером специально предназначенным для образования, трудовой деятельности и социального продвижения лиц, страдающих физическими или умственными недостатками.
Проводить проверку организации-импортера на соответствие иным условиям, предусмотренным Соглашением, имеет право исключительно компетентный орган, непосредственно принимающий решение на беспошлинный ввоз названных товаров, а именно - Федеральная таможенная служба Российской Федерации, которая при принятии решения о применении таможенных льгот проверяет, ввозятся ли названные товары непосредственно организацией, занимающейся образованием или оказанием помощи лицам, страдающим физическими или умственными недостатками; производятся ли эквивалентные товары в стране-импортере.
Кроме того, в своем письме Федеральная служба по труду и занятости не указала, какие документы и информацию общество не предоставило, и в чем заявление общества не соответствует действующему законодательству.
Исходя из этих обстоятельств суды правомерно квалифицировали оспариваемый ответ, изложенный в письме от 28.04.2017 N Т3/2286-2-3, как отказ в выдаче подтверждения целевого назначения материалов и предметов для слепых и других лиц с физическими или умственными недостатками, ввозимых на территорию Российской Федерации, и пришли к обоснованному выводу о незаконности данного отказа. При этом суды исходили из того, что упомянутыми документами, представленными с заявлением, общество подтвердило целевое назначение товаров в соответствии с Соглашением.
Дополнительно суды правильно отметили, что данный отказ нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем подлежат признанию незаконными.
Соответственно, суд первой инстанции в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов общества правомерно возложил на Федеральную службу по труду и занятости выдать обществу подтверждения целевого назначения ввозимых товаров по контракту от 10.04.2015 Е/02 в установленный срок.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Выводы судов основаны на результатах оценки доказательств, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах, при этом в силу положений части 2 статьи 71 АПК РФ суды исходили из такой степени достаточности доказательств, которая позволяла сделать однозначный вывод относительно подлежащих установлению по делу обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы Федеральной службы по труду и занятости направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой и апелляционной инстанции, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.08.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2017 по делу N А40-91169/17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Шевченко Е.Е. |
Судьи |
Ананьина Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.