г. Москва |
|
22 февраля 2018 г. |
Дело N А40-9270/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.02.2018.
Полный текст постановления изготовлен 22.02.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Латыповой Р.Р., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Головахо А.А. (представителя по доверенности от 08.09.2017);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Мацота Н.Э. (представителя по доверенности от 21.12.2017);
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Москве - извещено, представитель не явился;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 15.02.2018 в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Москве
на решение от 26.06.2017
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Панфиловой Е.Г.,
на постановление от 16.10.2017
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Чеботаревой И.А., Захаровым С.Л., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-9270/2017
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Москве и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Москве (далее - учреждение) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление), в котором просило:
- признать незаконным решение учреждения от 06.10.2016 N 77/601/16-422952 об отказе во внесении в государственный реестр недвижимости (далее - ГКН) сведений о правообладателе земельного участка с кадастровым номером 77:01:006043:23;
- обязать учреждение устранить допущенные нарушения, путем внесения в государственный реестр недвижимости сведений (далее - ЕГРН) о правах Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
В качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве (далее - агентство).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.06.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2017, заявление удовлетворено.
В кассационных жалобах управление и учреждение просят данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное исследование судами обстоятельств дела, неправильную оценку ими обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.
Учреждение и агентство, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
До начала судебного разбирательства в материалы дела от общества поступил отзыв на кассационную жалобу учреждения.
В судебном заседании представитель общества заявил ходатайство о приобщении к материалам дела данного отзыва.
В приобщении к материалам дела отзыва судом отказано ввиду отсутствия доказательств направления отзыва другим лицам, участвующим в деле.
Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы управления, не возражал против удовлетворения кассационной жалобы учреждения.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества и управления, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, выводы судов с учетом установленных обстоятельств дела, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между агентством и обществом заключен договор аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации от 30.10.2008 N Д-30/190-3 (далее - договор), в порядке, установленном Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29-ФЗ) и принятым в соответствии с ним Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее также - Постановление Правительства Российской Федерации N 264).
Согласно пункту 1.1 договора предметом договора является земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006043:23 площадью 56 173,8 кв. м. со месторасположением: г. Москва, Центральный Административный Округ, Курское направление Московской железной дороги.
Данный участок поставлен на кадастровый учет в 2005 году и находится в федеральной собственности.
Земельный участок предоставлен для эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта и полностью занят объектами железнодорожного транспорта, принадлежащими обществу на праве собственности.
Ввиду отсутствия в ГКН сведений о правообладателе земельного участка (Российской Федерации), общество, являясь арендатором данного земельного участка, обратилось в учреждение с заявлением от 28.09.2016 о внесении сведений о правах Российской Федерации на данный земельный участок.
Решением учреждения от 06.10.2016 N 77/601/16-422952 в учете изменений в сведениях о земельном участке отказано со ссылкой на пункт 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ). В обоснование отказа учреждение указало в данном решении на то, что с заявлением об учете изменений объекта недвижимого имущества с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006043:23 обратился представитель общества, в то время как правообладателем земельного участка по данным ГКН является Департамент городского имущества города Москвы (далее - департамент).
Не согласившись с учреждением, общество оспорило данный отказ в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 3 статьи 4, статьи 8 Закона N 29-ФЗ земли полосы отвода железной дороги являются федеральной собственностью.
При этом пунктом 3 статьи 4 Закона N 29-ФЗ установлено, что порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью (в том числе земельными участками полосы отвода железной дороги) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными обществу.
В соответствии с пунктом 2 данных Правил пользование земельными участками полосы отвода железной дороги осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого агентством (его территориальным органом) с обществом.
Суды установив, что между обществом и агентством был заключен упомянутый договор, пришли к выводу о том, что общество как заинтересованное лицо вправе было обратиться в учреждение с заявлением о внесении сведений о правах Российской Федерации на ранее учтенный земельный участок полосы отвода железной дороги.
При этом суды также установили, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006043:23 является ранее учтенным земельным участком. При этом право собственности Российской Федерации на земельный участок является ранее возникшим правом в силу ранее действовавших норм Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" (далее - Закон N 153-ФЗ).
Порядок внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости определен положениями главы 5 Закона N 221-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе, технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с этим Законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые, зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения о ранее учетных объектах недвижимости вносятся уполномоченным органом на основании соответствующего заявления заинтересованного лица с приложением к нему документов, устанавливающих или подтверждающих право на указанный объект недвижимости, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный кадастровый учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него, предоставленных соответствующими органами по запросам учреждения.
Согласно статье 5 Закона N 153-ФЗ землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона N 153-ФЗ размеры земельных участков (включая полосу отвода) определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций.
Границы землепользования участками полосы отвода железной дороги в городе Москве были определены постановлением Правительства Москвы от 16.07.1996 N 22-МКЗ "Об установлении права пользования земельными участками Московской железной дороге и Октябрьской железной дороге в г. Москве" (далее - Постановление Правительства Москвы N 22-МКЗ).
Судами установлено, что документом, подтверждающим принадлежность данного земельного участка к полосе отвода железной дороги на дату издания Постановления Правительства Москвы N 22-МКЗ, то есть возникновение права собственности Российской Федерации на него до даты вступления в силу Закона N 122-ФЗ, является письмо Департамента земельных ресурсов города Москвы от 03.12.2009 N РД1-315/8-0-(80)-1.
Подлинный экземпляр данного документа был представлен ранее в орган, осуществляющий государственную регистрацию и хранится в материалах регистрационного дела от 11.12.2015 N 77/012/068/2015-645.
В связи с изложенным суды пришли к выводу о том, что земельный участок, расположенный в границах полосы отвода железной дороги, относится к федеральной собственности.
Кроме того, суды отметили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона N 29-ФЗ земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничены в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 29-ФЗ ограничены в обороте магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи; информационные комплексы управления движением; объекты, предназначенные для выполнения аварийно-восстановительных работ; а также имеющие оборонное значение малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции, объекты локомотивного и вагонного хозяйства, железнодорожный подвижной состав для осуществления специальных железнодорожных перевозок.
На земельном участке с кадастровым номером 77:01:0006043:23 расположен принадлежащий обществу объект капитального строительства - помещение района контактной сети (регистрационный N 77-77-22/010/2010-442, свидетельство от 23.08.2010), являющийся тяговой подстанцией на магистральной железнодорожной линии Курского направления Московской железной дороги и ограниченный в обороте в силу статьи 8 Закона N 29-ФЗ, что подтверждается заключением кадастрового инженера.
Признавая подлежащим удовлетворению заявление общества, суды указали, что общество является арендатором земельного участка федеральной собственности на основании договора аренды, в границах земельного участка расположены объекты железнодорожной инфраструктуры ограниченные в обороте, земельный участок является ранее учтенным и относится к федеральной собственности на основании указанных положений закона.
Пунктом 5 статьи 4 Закона о кадастре установлено, что сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Учитывая, что все необходимые документы, указывающие на права Российской Федерации на земельный участок, были представлены в учреждение, суды пришли к выводу о том, что земельный участок относится к федеральной собственности в силу закона, основания для отказа во внесении сведений о правообладателе земельного участка полосы отвода с кадастровым номером 77:01:0006043:23 в ГКН несостоятельным.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1-5 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ).
Доводы заявителей кассационных жалоб не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Судами первой и апелляционной инстанций на основании изучения содержащихся в материалах дела документов, установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и положений статей 65, 71 АПК РФ, и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.06.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2017 по делу N А40-9270/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Шевченко Е.Е. |
Судьи |
Латыпова Р.Р. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.