В связи со вступлением в силу с 1 августа 2011 года Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 242-ФЗ) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает.
Федеральным законом N 242-ФЗ внесены следующие изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
I. Изменения, касающиеся сферы применения закона
1) Согласно новой редакции пункта 5 части 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) положения Федерального закона N 294-ФЗ, не применяются при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу (подпункт "а" пункта 1 статьи 66 Федерального закона N 242-ФЗ).
2) Статья 1 Федерального закона N 294-ФЗ дополнена частью 3.1, согласно пункту 16 которой положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются, частности, при осуществлении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (подпункт "б" пункта 1 статьи 66 Федерального закона N 242-ФЗ).
3) Частью 4 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры (подпункт "в" пункта 1 статьи 66 Федерального закона N 242-ФЗ).
Указанной статьей к таким видам надзора отнесены, в частности, федеральный государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности.
Пунктом 4 статьи 17 Федерального закона N 242-ФЗ в Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" введена статья 10.1, устанавливающая особенности организации и проведения проверок при осуществлении федерального государственного надзор в области обеспечения радиационной безопасности.
II. Изменения в перечень видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых должно предоставляться уведомление
4) Подпунктом "а" пункта 8 статьи 66 Федерального закона N 242-ФЗ часть 2 статьи 8 Федерального закона N 294-ФЗ, содержащая перечень отдельных видов предпринимательской деятельности, уведомление о начале осуществления которых должно представляться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг, в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг, дополнена следующими пунктами:
"23) производство эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений;
24) производство тары и упаковки;
25) производство мебели;
26) производство средств индивидуальной защиты;
27) производство пожарно-технической продукции;
28) производство низковольтного оборудования;
29) производство строительных материалов и изделий;
30) оказание социальных услуг.".
III. Изменения, касающиеся порядка организации проверок
5) Пункт 3 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предусматривает дополнительное основание проведения внеплановой проверки, которым является требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (подпункт "а" пункта 10 статьи 66 Федерального закона N 242-ФЗ).
6) Статья 9 Федерального закона N 294-ФЗ дополнена пунктом 7.1, согласно которому территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению такого контроля (надзора), представляют до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующие федеральные органы исполнительной власти (подпункт "в" пункта 9 статьи 66 Федерального закона N 242-ФЗ).
Кроме того, статья 9 Федерального закона N 294-ФЗ дополнена пунктом 7.2, согласно которому федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора), до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, составляют ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующей сфере деятельности, включающие сведения утвержденных ежегодных планов проведения плановых проверок, представленных территориальными органами государственного контроля (надзора), указанными в части 7.1 настоящей статьи. Ежегодные планы проведения плановых проверок размещаются федеральными органами исполнительной власти на своих официальных сайтах в сети "Интернет", за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации Подпунктом "г" пункта 9 статьи 66 Федерального закона N 242-ФЗ.
7) Согласно пунктам 1, 3 части 4 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ (в редакции подпункта "а" пункта 9 статьи Федерального закона N 242-ФЗ) в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются, в частности, следующие сведения:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпункт "а" пункта 9 статьи 66 Федерального закона N 242-ФЗ"
наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими своей деятельности;
дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки.
8) Частью 9 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ расширен перечень субъектов, в отношении которых плановые проверки могут проводиться 2 раза и более в 3 года за счет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в жилищной сфере (подпункт "д" пункта 9 статьи 66 Федерального закона N 242-ФЗ).
На настоящий момент изменения в соответствующий перечень видов деятельности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944, не внесены.
9) Пунктом 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ установлена обязанность указания в распоряжении или приказе о проведении проверки наименования юридического лица или фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности (подпункт "а" пункта 13 Федерального закона N 242-ФЗ).
Законом внесены изменения в положения статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ в части сроков проведения проверок. Срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и # настоящего Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней (пункт 11 статьи 66 Федерального закона N 242-ФЗ).
10) Пунктом 1 части 1 статьей 17 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выдать предписание о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами (пункт 14 статьи 66 Федерального закона N 242-ФЗ).
Обращаем внимание, что данное предписание выдается юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю вместо или наряду с ранее предусмотренным законом предписанием об устранении выявленных при проведении проверки нарушений с указанием сроков их устранения.
Федеральным законом N 242-ФЗ внесены следующие изменения в Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
IV. Изменения, касающиеся уточнения полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
11) В соответствии с пунктом 6 статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения (подпункт "в" пункта 11 статьи 31 Федерального закона N 242-ФЗ).
12) В соответствии пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 52-ФЗ санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека (пункт 12 статьи 31 Федерального закона N 242-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ разработанные санитарные правила утверждаются и вводятся в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 13 статьи 31 Федерального закона N 242-ФЗ).
13) Главный государственный санитарный врач Российской Федерации в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ наделен полномочиями принимать постановления, издавать распоряжения, указания, утверждать методические, инструктивные и другие документы по вопросам организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (подпункт "б" пункта 24 статьи 31 Федерального закона N 242-ФЗ).
VI. Изменения в порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений
14) Внесены изменения в подпункт 3 пункта 1 статьи 42 Федерального закона N 52-ФЗ в части лиц, уполномоченных проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок, соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также установлен закрытый перечень санитарно-эпидемиологических заключений, выдаваемых на их основании (подпункт "б" пункта 14 статьи 31 Федерального закона N 242-ФЗ).
Согласно действующей редакции санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также экспертами и экспертными организациями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях:
1) установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека;
2) установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений);
3) установления соответствия (несоответствия) требованиям настоящего Федерального закона документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, и результатов указанной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона N 52-ФЗ на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями даются санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные статьями 18, 20, 26 - 28 и 40 настоящего Федерального закона (подпункт "г" пункта 14 статьи 31 Федерального закона N 242-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпункт "г" пункта 14 статьи 31 Федерального закона N 242-ФЗ" следует читать "подпункт "в" пункта 14 статьи 31 Федерального закона N 242-ФЗ"
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона N 52-ФЗ предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.
Данный пункт действует до вступления в силу 21.10.2011 Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", так как подпунктом "а" пункта 5 статьи 31 указанного закона пункт 3 статьи 12 Федерального закона N 52-ФЗ признан утратившим силу.
VII. Изменения в положения Федерального закона N 52-ФЗ, определяющие содержание федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора
15) В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Федерального закона N 52-ФЗ федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:
1) организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
2) организацию и проведение проверок соответствия продукции, реализуемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, требованиям технических регламентов, государственный надзор за соблюдением которых возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
3) организацию и проведение в порядке, установленном в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
4) применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;
5) выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
6) систематическое наблюдение за исполнением требований санитарного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований санитарного законодательства, технических регламентов при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;
7) федеральное статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе наблюдение за состоянием заболеваемости инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями (отравлениями) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания на человека, включая сбор данных о случаях заболеваний (отравлений) в связи с использованием продукции, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также формирование открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
8) проведение ежегодных анализа и оценки эффективности федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
9) подготовку на основании результатов деятельности, предусмотренной подпунктами 1 - 8 настоящего пункта, ежегодных государственных докладов о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Данные положения установлены пунктом 15 статьи 31 Федерального закона N 242-ФЗ.
VIII. Изменения, уточняющие права должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
16) Пунктом 1 статьи 50 Федерального закона N 52-ФЗ (в редакции подпункта "б" пункта 23 статьи 31 Федерального закона N 242-ФЗ) установлено, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, пользуются своими правами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
17) Абзацем вторым пункта 1 статьи 50 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор имеют право получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения только на основании письменных мотивированных запросов (абзац третий подпункта "б" пункта 23 статьи 31 Федерального закона N 242-ФЗ).
18) Абзацем четвертым пункта 1 статьи 50 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор имеют право не только посещать, но и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац пятый подпункта "б" пункта 23 статьи 31 Федерального закона N 242-ФЗ).
Внесены следующие изменения в Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
IX. Изменения, касающиеся отдельных положений, регулирующих осуществление надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов
19) В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление соответственно федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного ветеринарного надзора, регионального государственного ветеринарного надзора, согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (подпункт "б" пункта 2 статьи 37 Федерального закона N 242-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпункт "б" пункта 2 статьи 37 Федерального закона N 242-ФЗ" следует читать "подпункт "б" пункта 4 статьи 37 Федерального закона N 242-ФЗ"
20) Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона N 29-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 1 настоящей статьи, осуществляют соответственно санитарно-карантинный контроль и ветеринарный контроль за ввозимыми на территорию Российской Федерации пищевыми продуктами, материалами и изделиями (за исключением пищевых продуктов, материалов и изделий, ввозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, а также уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении рыболовства, и произведенной из них рыбной и иной продукции) в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - специализированные пункты пропуска).
Перечень специализированных пунктов пропуска и порядок осуществления санитарно-карантинного контроля и ветеринарного контроля за ввозимыми на территорию Российской Федерации пищевыми продуктами, материалами и изделиями (в том числе порядок контроля, осуществляемого таможенными органами, и принятия ими решений по результатам проверки документов в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи и порядок определения видов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и случаев, когда проводится досмотр товаров) устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт "б" пункта 4 статьи 37 Федерального закона N 242-ФЗ).
Прошу принять настоящее письмо к сведению и обеспечить осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора с учетом изменений, внесенных в законодательство Федеральным законом N 242-ФЗ.
Руководитель |
Г.Г. Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 августа 2011 г. вступил в силу Закон, которым внесены коррективы в регулирование государственного и муниципального контроля. В связи с этим разъяснено, какие изменения произошли в законодательстве в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В частности, обращено внимание на изменения в отношении санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований. Их могут проводить должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также эксперты и экспертные организации, аккредитованные в установленном Правительством РФ порядке.
Также скорректированы цели проведения таких оценок. Так, устанавливаются не только причины, но и условия, а также оцениваются последствия возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Указаны также изменения, внесенные в содержание федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Кроме того, речь идет и о правах должностных лиц, его осуществляющих. Так, они вправе получать документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения только на основании письменных мотивированных запросов. Им предоставлено право не только посещать, но и обследовать территории, объекты, чтобы проверить соблюдение ИП, лицами, осуществляющими управленческие функции в организациях, а также должностными лицами санитарного законодательства и выполнение на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Уделено внимание также изменениям, внесенным в Закон, регулирующий защиту прав юрлиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля; в регулирование порядка надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 8 августа 2011 г. N 01/10020-1-32 "Об изменениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи со вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ"
Текст письма опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", октябрь 2011 г., N 28, в журнале "Новая аптека", 2011 г., N 10 (в извлечении)