город Москва |
|
06 марта 2018 г. |
Дело N А40-79006/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Суздалев С.Н., доверенность 09.08.2017;
от заинтересованного лица: Алтухов Р.М., доверенность от 15.12.2017;
рассмотрев 28 февраля 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Центральной энергетической таможни
на решение от 13 сентября 2017 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Поляковой А.Б.,
на постановление от 20 ноября 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марковой Т.Т., Румянцевым П.В., Кочешковой М.В.,
по делу N А40-79006/17
по заявлению ООО "Газпром экспорт"
об оспаривании требования
к Центральной энергетической таможне,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпром экспорт" (далее - общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее - ЦЭТ, таможенный орган) о признании незаконным требования об уплате таможенных платежей от 24.01.2017 N 52.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 сентября 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Центральная энергетическая таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов Таможенного союза. Взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 3 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 152 Закона о таможенном регулировании, требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 15.04.2015 на Московский энергетический таможенный пост ЦЭТ декларантом подана полная декларация на товары N 10006032/150415/0000568 на вывоз природного газа ГОСТ 5542-87. Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения. Технические условия, утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 16.04.1987 N 36.
Товар в количестве 631.988.245 м3 поставлен в период с 01.03.2015 по 31.03.2015 в Германию по внешнеторговому контракту от 21.02.1985 по ранее оформленной временной декларации на товары N 10006032/190215/0000301.
В качестве основы для расчета и уплаты таможенной пошлины для определения таможенной стоимости по декларации (далее - ПВД) обществом использована стоимость сделки, установленная контрагентами в соответствии с условиями контракта (1 метод).
Декларация заполнена обществом в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" на основании документов сопровождавших подачу декларации на товары и в соответствии с договорными условиями внешнеторгового контракта.
30.11.2016 в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" ООО "Газпром экспорт" направлено обращение в таможенный орган о внесении изменений в ПВД N 10006032/150415/0000568 (корректировки таможенной стоимости после выпуска товаров) в связи с подписанием соглашения от 24.03.2016 о пересмотре стоимости сделки по поставке природного газа к контракту от 21.02.1985.
Данные изменения привели к увеличению таможенной стоимости, корректировке граф 12, 22, 42, 44, 45, 46, 47 "В" ПВД и доначислению таможенной пошлины в размере 237.689.440,55 руб.
По результатам рассмотрения данного обращения в ПВД внесены соответствующие изменения.
В результате проверочных мероприятий, проведенных таможенным органом, установлено, что обществом нарушены сроки уплаты вывозной таможенной пошлины, установленные частью 13 статьи 312 Закона о таможенном регулировании, в связи с чем обществу выставлено требование об уплате таможенных платежей от 24.01.2017 N 52 на сумму 44.901.516,07 руб., которая является пенями вследствие произведенной корректировки таможенной стоимости.
Указанное требование направлено в адрес заявителя с письмом ЦЭТ от 26.01.2017 N 01-21/749.
Суды установили, что из мотивировочной части оспариваемого требования следует, что оно выставлено таможенным органом, в связи с внесением изменений в декларацию на товары N 10006032/150415/0000568 по обращению декларанта от 30.11.2016, повлекшим изменение обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин и несоблюдением сроков уплаты таможенных пошлин, установленных статьей 312 Закона о таможенном регулировании. Учитывая данные обстоятельства, таможенным органом сделан вывод о том, что за обществом числится задолженность по уплате пени в размере 44.901.516,07 руб. за период с 21.04.2015 по 30.11.2016 включительно.
Согласно статье 3 ТК ТС, таможенное законодательство таможенного союза состоит из настоящего Кодекса; международных договоров государств - членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе; решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Общество осуществляет деятельность по вывозу с таможенной территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза природного газа, перемещаемого трубопроводным транспортом и производит декларирование товаров с применением процедуры временного периодического таможенного декларирования в порядке, установленном статьями 214, 312 Закона о таможенном регулировании, в соответствии с которыми временное периодическое таможенное декларирование производится путем подачи декларантом в таможенный орган временной таможенной декларации, а затем одной или нескольких полных таможенных деклараций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 ТК ТС, таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза.
Пункт 7 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191 (далее - Правила) предусматривает, что основой определения таможенной стоимости вывозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 Правил. При этом пункт 11 Правил устанавливает, что таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения.
Часть 2 статьи 115 Закона о таможенном регулировании устанавливает, что таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых указаны в пунктах 2, 4 статьи 194 ТК ТС, уплачиваются до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 117 Закона о таможенном регулировании, обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете.
В соответствии с частью 3 статьи 121 Закона о таможенном регулировании, в качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей. При этом согласно части 1 данной статьи авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров. Аналогичные по содержанию нормы содержатся и в статье 73 ТК ТС.
Процедура временного периодического таможенного декларирования рассматриваемой поставки природного газа начата обществом 19.02.2015 путем подачи в ЦЭТ временной таможенной декларации N 10006032/190215/0000301 на планируемую поставку природного газа в марте 2015 года, в том числе по контракту с покупателем.
Временная таможенная декларация зарегистрирована таможенным органом 19.02.2015, таможенные платежи своевременно и в полном объеме уплачены обществом. Товар в рамках указанной таможенной декларации выпущен таможенным органом, о чем свидетельствует штамп "выпуск разрешен" от 20.02.2015.
По результатам завершения поставки природного газа в рамках контракта в апреле 2015 года, в целях завершения процедуры таможенного оформления указанной поставки товара, обществом представлена в таможенный орган полная таможенная декларация N 10006032/150415/0000568, которая принята и зарегистрирована таможенным органом, таможенная пошлина своевременно и в полном объеме уплачена обществом, о чем свидетельствует, в том числе штамп таможни "выпуск разрешен" в графе "C" 51 ПВД.
В качестве основы для расчета и уплаты таможенной пошлины по 1 методу определения таможенной стоимости в рамках рассматриваемой декларации обществом использована стоимость сделки, установленная сторонами в соответствии с подлежащими применению в тот момент условиями контракта.
В последующем, в связи с тем, что стоимость рассматриваемой сделки по поставке природного газа в марте 2015 года пересмотрена сторонами в соответствии со статьей 3 соглашения между ООО "Газпром экспорт", Юнипер Глобал Коммодитиз СЕ и МЕТА-Метанхандель ГмБХ от 24.03.2016, декларантом 30.11.2016 оформлена корректировка декларации на товары N 10006032/150415/0000568/01 к ПВД. Одновременно с подачей КДТ1 обществом доплачена таможенная пошлина в соответствии с пересмотренной стоимостью сделки.
КДТ1 принята таможенным органом, таможенная пошлина уплачена в полном объеме, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД, что подтверждается отметками таможни от 09.12.2016 в графе "D" КДТ1 к ПВД.
Стоимость рассматриваемой сделки, являющаяся основой для расчета таможенной пошлины как на этапе оформления ВТД, так и ПВД и последующей корректировки такой ПВД, заявлялась обществом в соответствии с установленной сторонами контракта стоимостью рассматриваемой сделки и полученными от покупателя денежными средствами, на дату наступления каждого из вышеуказанных этапов таможенного оформления такой сделки.
При этом установленная сторонами контракта стоимость рассматриваемой сделки на каждом из этапов таможенного оформления такой сделки, не оспаривалась и признана обоснованной непосредственно таможенным органом, поскольку товар в установленные сроки выпущен, дополнительных проверок обоснованности стоимости сделки таможенным органом не проводилось, требований, свидетельствующих о необходимости корректировки таможенной стоимости и/или стоимости сделки в рамках рассматриваемой поставки, таможенным органом не выставлялось.
В соответствии с частью 1 статьи 151 Закона о таможенном регулировании, пенями признаются установленные указанной статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Таким образом, основанием для начисления пени является факт неуплаты или неполной уплаты плательщиком в установленные сроки таможенных пошлин, налогов.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что распоряжения ООО "Газпром экспорт" ранее внесенными авансовыми платежами путем подачи ВТД, ПВД и КДТ1 в целях уплаты таможенной пошлины, рассчитанной на основе стоимостей сделки, действующих на этапах подачи вышеуказанных деклараций, свидетельствуют о своевременном и надлежащем исполнении обществом обязанности по уплате таможенных пошлин.
Данные обстоятельства с учетом положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, свидетельствуют о необоснованности выставленного таможенным органом требования от 24.01.2017 N 52 об уплате пеней и об отсутствии оснований для начисления таких пеней.
Вместе с тем, как обоснованно отмечено судами, при выставлении оспариваемого требования, таможенным органом не учтено, что в течение всего указанного периода, за который обществу начислены пени в бюджете Российской Федерации, находилась излишне уплаченная обществом сумма таможенной пошлины в размере 239.428.804,24 руб. в период с 14.08.2014 по 20.08.2015, что превышает сумму таможенной пошлины, сроки уплаты которой, по мнению ЦЭТ обществом нарушены.
Суды также отметили, что факт излишней уплаты обществом таможенной пошлины на сумму 239.428.804,24 руб. таможенным органом не отрицался.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 сентября 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2017 года по делу N А40-79006/17 оставить без изменения, кассационную жалобу Центральной энергетической таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.