г. Москва |
|
12 марта 2018 г. |
Дело N А40-74496/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2018.
Полный текст постановления изготовлен 12.03.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Насонова Сергея Михайловича - Масловой Н.С. (представителя по доверенности от 01.08.2017);
от объединения административно-технических инспекций города Москвы - извещено, представитель не явился;
от государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городская реклама и информация" - Шишкова В.Ю. (представителя по доверенности от 07.11.2017);
от Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы - Рузманкина С.Г. (представителя по доверенности от 09.01.2018), Устюговой О.В. (представителя по доверенности от 08.12.2017);
рассмотрев 01.03.2018 в судебном заседании кассационную жалобу Насонова Сергея Михайловича
на решение от 28.08.2017
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Поздняковым В.Д.,
на постановление от 03.11.2017
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Мухиным С.М., Румянцевым П.В.,
по делу N А40-74496/2017
по заявлению Насонова Сергея Михайловича
к объединению административно-технических инспекций города Москвы, государственному бюджетному учреждению города Москвы "Городская реклама и информация"
третье лицо: Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы
об оспаривании предписания, действий,
УСТАНОВИЛ:
Насонов Сергей Михайлович (далее - заявитель, Насонов С.М.) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к объединению административно-технических инспекций города Москвы (далее - ОАТИ), государственному бюджетному учреждению города Москвы "Городская реклама и информация" (далее - ГБУ "Горинфор"), в котором просил:
- признать незаконным предписание ОАТИ от 02.12.2016 N 16-43-К02-00802;
- признать незаконными действия ОАТИ и ГБУ "Горинфор" по демонтажу информационных конструкций, а именно - вывески "Среди коллекционеров", с фасада здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Беговая, д. 24.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.08.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
ОАТИ, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
До начала судебного разбирательства в канцелярию суда от ГБУ "Горинфор" и департамента поступили отзывы на кассационную жалобу заявителя.
Представили ГБУ "Горинфор" и департамента в судебном заседании просили приобщить к материалам дела данные отзывы.
Отзыв департамента приобщен к материалам дела. В приобщении отзыва ГБУ "Горинфор" отказано ввиду отсутствия доказательств направления данного отзыва всем лицам, участвующим в деле.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ГБУ "Горинфор" возражал против доводов кассационной жалобы, просили оставить ее без удовлетворения.
Представитель департамента возражал против доводов кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве департамента на данную жалобу.
Изучив материалы дела, выслушав представителей заявителя, ГБУ "Горинфор" и департамента, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва департамента на нее, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предписанием ОАТИ от 02.12.2016 N 16-43-К02-00802 было поручено департаменту в срок до 22.12.2016 демонтировать информационную конструкцию, не соответствующую установленным требованиям.
На основании этого предписания ОАТИ и поручения департамента ГБУ "Горинфор" 15.12.2016 произвело демонтаж информационной конструкции по адресу: г. Москва, ул. Беговая, д. 24.
Указанные обстоятельства послужили основаниям для обращения Насонова С.М. с настоящим заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Судами установлено, что данный срок на обращение в суд заявителем не пропущен.
Требования к размещению и содержанию информационных конструкций, размещаемых в месте фактического нахождения организации или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя в городе Москве, установлены Правилами размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве, утвержденными Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2013 N 902-ПП "О размещении информационных конструкций в городе Москве" (далее - Правила размещения информационных конструкций).
В соответствии с Положением об объединении административно-технических инспекций города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 08.09.2009 N 960-ПП (далее также - Положение об ОАТИ) одной из основных задач ОАТИ является организация и осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований в сфере внешнего благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов, производства работ на территории города Москвы (пункт 2.1.1 Положения об ОАТИ).
Согласно пункту 2.2 данного Положения ОАТИ в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет региональный государственный контроль за соблюдением юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями Правила размещения информационных конструкций в городе Москве, иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к внешнему виду, размещению, содержанию и эксплуатации объектов праздничного и тематического оформления, рекламных и информационных конструкций.
В соответствии с пунктом 4.23 Положения ОАТИ уполномочено выдавать в соответствии с законодательством обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений, устанавливать сроки их выполнения, использовать предусмотренные законом меры при их невыполнении.
В соответствии с пунктом 41 Правил размещения информационных конструкций, работы по демонтажу, вывозу, хранению и утилизации или продаже демонтированных вывесок осуществляются ГБУ "Горинфор" по поручению департамента.
В соответствии с распоряжением департамента от 28.07.2016 N 02-07-7/16 "Об изменении типа государственного казенного учреждения города Москвы "Городская реклама и информация" принято решение о смене организационно-правовой формы Государственного казенного учреждения города Москвы "Городская реклама и информация" на Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Городская реклама и информация".
В соответствии с пунктом 2.2 Правила размещения информационных конструкций вывески, размещенные на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений улиц, магистралей и территорий города Москвы, в отношении которых утверждены архитектурно-художественные концепции, подлежат приведению в соответствие с требованиями соответствующих архитектурно-художественных концепций в течение месяца со дня их утверждения.
Согласно пункту 6 Правил размещения информационных конструкций официальное опубликование архитектурно-художественных концепций осуществляется путем их размещения (опубликования) на официальном сайте Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - комитет) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Судами установлено, что в отношении вывесок, размещенных на зданиях и сооружениях, расположенных по адресу г. Москва, ул. Беговая, д. 24, приказом комитета от 20.08.2014 N 1991 "Об утверждении архитектурно-художественных концепций внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Москвы" была утверждена архитектурно-художественная концепция внешнего облика улиц, магистралей и территорий г. Москвы (далее - архитектурно-художественная концепция).
В соответствии с пунктом 39 Правил размещения информационных конструкций, собственник информационной конструкции обязан привести ее в соответствие в установленные сроки за счет собственных средств.
Согласно пункту 2.1.2 данных Правил вывески, указанные в пункте 3.5 приложения 1 к настоящему постановлению, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными Правилами размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве (далее - Правила размещения информационных конструкций) в срок до 01.01.2015 - вывески, размещенные на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, расположенных на территории города Москвы в пределах внешних границ Третьего транспортного кольца.
Таким образом, Правилами размещения информационных конструкций предусмотрен срок для добровольного приведения в соответствие с требованиями законодательства информационных конструкций, однако выдача собственнику предписаний или уведомлений о необходимости приведения вывесок в соответствие законодательством не предусмотрена.
Согласно пункту 34 Правил размещения информационных конструкций, контроль за выполнением требований к размещению вывесок, а также выявление вывесок, не соответствующих требованиям этих Правил, возложен на ОАТИ в рамках полномочий по контролю в сфере благоустройства; при осуществлении контроля за выполнением требований к размещению вывесок ОАТИ выдает департаменту предписания о демонтаже вывесок, не соответствующих установленным требованиям.
Согласно пункту 40 Правил размещения информационных конструкций в случае если вывеска не была демонтирована ее владельцем в добровольном порядке в установленный срок, организация демонтажа данной информационной конструкции в принудительном порядке осуществляется департаментом за счет средств бюджета города Москвы по предписанию ОАТИ в двухнедельный срок со дня получения указанного предписания.
Согласно пункту 41 Правил размещения информационных конструкций хранение демонтированных вывесок, не соответствующих установленным требованиям, производится на специально организованных департаментом для их хранения местах в течение не более 30 рабочих дней со дня демонтажа с составлением акта вывоза материальных ценностей и акта передачи их на хранение.
Расходы на выполнение работ по демонтажу подлежат возмещению за счет владельца информационной конструкции (вывески) по требованию департамента. Средства, взимаемые в порядке возмещения затрат на принудительный демонтаж, хранение и утилизацию, подлежат перечислению в доход бюджета города Москвы. В соответствии с пунктом 41(1) Правил размещения информационных конструкций в случае если в течение 30 рабочих дней с даты демонтажа информационной конструкции (вывески) собственник или иной законный владелец информационной конструкции не забрал информационную конструкцию с места хранения, то департамент продает информационную конструкцию с соблюдением требований законодательства.
Признавая оспариваемые предписание и действия ОАТИ и ГБУ "Горинфор" правомерными, суды установили, что заявитель обязан был привести вывеску в соответствие с архитектурно-художественной концепцией в течение месяца со дня ее утверждения, обязанность ГБУ "Горинфор" по уведомлению заявителя о добровольном демонтаже информационной конструкции законном не предусмотрена. Сотрудниками ГБУ "Горинфор" выполнены работы по демонтажу конструкции, были составлены: акт вывоза материальных ценностей от 15.12.2016, акт о приеме на ответственное хранение от 16.12.2016 N 3022, из чего следует, что работы по демонтажу конструкции проведены в соответствии с поручением департамента и предписанием ОАТИ, уполномоченных осуществлять контроль в сфере размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории города Москвы.
Также суды отметили, что конструкция заявителя находится на складе ответственного хранения ГБУ "Горинфор" и после оплаты в бюджет города Москвы расходов за демонтаж, транспортировку и хранение вывесок, собственник или иной законный владелец может осуществить возврат конструкции, что свидетельствует, что права и законные интересы заявителя предписанием и оспариваемыми действиями не нарушены.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1-5 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ).
Ссылка заявителя кассационной жалобы на судебные акты по делу N А40-216592/2014 отклоняются судом округа, поскольку данные судебные акты основаны на иных обстоятельствах, при этом в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств.
Ссылка Насонова С.М. в кассационной жалобе на то, что демонтированная вывеска была установлена в августе 2016 года по договору, заключенному между ним и обществом с ограниченной ответственностью "Объединенные технологии Москвы", отклоняется, поскольку такой договор в материалах дела отсутствует, в связи с чем суды в принципе не могли дать ему оценку. Какие-либо другие документы, которые позволяли бы подтвердить монтаж вывески в августе 2016 года, в материалах дела также отсутствуют.
Иные доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как противоречащие материалам дела и фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражными судами первой инстанции в процессе рассмотрения спора. Указанные доводы являлись предметом исследования и оценки арбитражных судов, их необоснованность отражена в оспариваемых судебных актах с изложением соответствующих мотивов. Доводы кассационной жалобы фактически дублируют доводы заявления и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что в соответствии с главой 35 АПК РФ недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании изучения содержащихся в материалах дела документов, установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и положений статей 65, 71 АПК РФ, и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.08.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2017 по делу N А40-74496/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Шевченко Е.Е. |
Судьи |
Ананьина Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.